Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Желаяоправдать свою измену, Курбский пишет послание Ивану Грозному. Царь отвечаетна это послание. Так началась переписка (два послания царя и трех посланий Курбского)
ных царю он обосновывает жизненную необходимость для Московии сильной государственной власти, централизации административной и судебной систем. Первым, кто в России начал разрабатывать теорию просвещен- ной монархии, был выпускник Киево-Могилянской академии Симе- он Полоцкий (1629—1680 гг.). 1 Служа в Москве при царском дво- ре, он в своих произведениях «Жезл правления», «Вертоград многоцветный» по-новому разрешал традиционные вопросы о верховной власти, форме ее лучшей организации и деятельности. Царь у него подобен Солнцу. «Небом Россию наречи дерзаю, ибо Нарекая «небом» Россию, Симеон одобряет вечное неравенство i людей, но призывает управлять ими с разумом и кротостью, к выполнению каждым своего долга, предопределенного судьбой. Среди пороков российской жизни он не приемлет лени, праздности и особенно пьянства. Свет «Солнца» — правда. Этот термин Симеон употребляет в традиционном значении «закон». Он просит царя «хранить правду» и утверждать ее во всем царстве. Другими словами, деятельность государства должна быть основана на законах. «В образ правды» должен действовать и суд. Он обязан восстанавливать правду, а не мстить, ибо месть бесчеловечна и противопоказана правде. Симеон за равный для всех суд: «равно судити мала и велика», за истинное правосудие. Свет «Солнца» — свет для всех православных народов. Полоцкий полагает, что российский царь должен помочь им освободиться «от общего врага рода христианского — змия... агарянского», «брани ищущий, мира нехотящий», он советует царю жить в мире со всеми государствами «до конец земли», царствовать «мирно и мудро», никогда не искать «брани», а славу России расширять «через книги». Так в рифмованных строках своих произведений Симеон ярко отразил свое понимание сути просвещенной абсолютной монархии. 1 Петровский-Ситнианович Самуил родился в Полоцке. Закончил Киево-Моги-лянскую академию. В 1659 г. принял монашеский постриг под именем Симеона в православном полоцком Богоявленском монастыре. С 1664 г. проживал в Москве, стал учителем царских детей, занимал должность придворного поэта. Наиболее известные его произведения: «Жезл правления» (1666 г.), «Вертоград многоцветный» (1668 г.), «Рифмологион» (1679 г.). Выступал проводником западной культуры и образованности. Влияние европейской ориентации на российскую политико-правовую мысль оказал и современник Полоцкого хорват по происхождению Юрий Крижанич (1618—1683 гг.). В своем трактате «Политика», серии статей изложил позитивную программу преобразований. Он выступил против утвердившейся в российской официальной идеологии концепции о происхождении царской власти от римских и византийских императоров, отстаивая ее божественное происхождение. Идеальным правителем Крижанич хотел бы видеть короля-философа, осуждал раболепие, холопство, противопоставлял просвещенного правителя тирану. Главными и основными гарантиями против тирании у него является уничтожение «дурных» и наличие в государстве хороших законов, контроля за их исполнением и должного правосудия. Таким образом, исторические обстоятельства размежевали судь- бы народов бывшей Киевской Руси, отразились на возрождении и развитии их национальной государственности, формировании право- вых систем, а, следовательно, и на политической и правовой мысли. В Украине при литовско-польском господстве оставались живу- чими нормы обычного права, традиции военной демократии, веча, религии, культуры, испытавшие влияние польского и литовского права, политических идеалов Речи Посполитой и воплотившиеся в казацкой военной христианской республике. Ее традиции и идеалы заложили фундамент политических проектов и программ украинских гетманов. На этой основе рождались передовые для средневековой Европы идеи республиканского устройства Казацкой державы, с четким разделением властей, правами и свободами сословий общества, их конституционного закрепления. Такое «забегание вперед» предопределило и судьбу этих идей. Политический и социально-економический строй Московского государства, возникшего намного раньше Казацкой державы, был ближе к строю Киевской Руси, соседей Московии. Несмотря на более зрелое феодальное общество, более сложную ее политическую и правовую идеологию, историческая преемственность от Киевской Руси стала здесь политической идеей, составной частью официальной идеологии. События «Смуты» начала XVII в., временное крушение российской государственности надолго наложили отпечаток на общественное сознание. Сформировалось представление о Российском государстве как осажденной крепости, единственном оплоте православного мира, отношение к Европе как враждебной силе, опасности быстрых нововведений. Перемены в государственном строе, небывалое по масштабам расширение территории, создавали предпосылки перехода российской государственности к империи, что наложило отпечаток на российскую политико-правовую мысль, придало ей консервативный характер. Она сосредоточилась на обосновании абсолютизма, проблемах политического и правового совершенствования самодержав- ной власти, ее функций, взаимоотношений с церковью. Идеал просвещенной монархии оказался привнесенным извне, главным образом украинской политической мыслью. Date: 2015-09-19; view: 319; Нарушение авторских прав |