Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законов,на формы судопроизводстваи определение наказаний





По его мнению, чем больше правление приближается к республи­канскому, тем определеннее и точнее становится способ отправле­ния правосудия. «Природа республиканского правления требует, чтобы судья не отступал от буквы закона, — отмечает мыслитель. — Там нельзя истолковывать законы во вред гражданину, когда дело идет о его имуществе, его чести или его жизни». В государствах демократических добродетель в состоянии удерживать от многих преступлений. В этих государствах законодатель будет менее забо­титься о наказаниях за преступления, чем о предупреждении пре­ступлений. Причины всякой распущенности — от безнаказанности преступлений, полагает Монтескье, а не от слабости наказаний. В демократии больше дорожат свободой граждан.

Что такое свобода? Свобода, по Монтескье, «есть право делать все, что дозволено законами». Подобно Вольтеру он отождествляет политическую свободу с личной безопасностью, независимостью ин­дивида от произвола властей, гражданскими правами. Развивая учение Дж.Локка, французский просветитель считал: чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходимо разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и су­дебную.

Принцип разделения властей состоит, согласно Монтескье, в том, чтобы они принадлежали различным государственным органам. Помимо разграничения компетенции предусматривается предос­тавление каждой из трех властей специальных полномочий с тем, чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга, действовали со­гласованно. «Все погибло бы, — считает он, — если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников или дворян, или из простых людей, были соединены эти три власти: со­здавать законы, приводить в исполнение общеобязательные поста­новления и судить преступления или тяжбы частных лиц». Веду­щие и определяющие позиции в системе властей отводятся законо­дательной власти. Судебная «в известном смысле как бы совсем не власть».

Такое разделение и взаимное сдерживание властей, по Монте­скье, является главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношении к государственному строю. Она устанавли­вается основными законами государства. Именно эти условия, а не природа государственного строя, будь то демократия или аристокра­тия, обеспечивают политическую свободу.

Во-вторых, свобода по отношению к гражданину может явиться результатом обычаев, нравов, «общего духа народа», физических свойств страны и соответствия им гражданских законов.

В-третьих, безопасность граждан обеспечивается главным об­разом доброкачественными уголовными законами и правосудием. «Если не ограждена невиновность граждан, то не ограждена и свобо­да, — пишет Монтескье. — Сведения о наилучших правилах, кото-


рыми следует руководствоваться при уголовном судопроизводстве, важнее для человечества всего прочего в мире».

В-четвертых, политическая свобода граждан в значительной степени зависит от соблюдения принципа соответствия наказания преступлению. «Свобода торжествует, — замечает Монтескье, — когда кары, налагаемые уголовными законами, извлекаются ими из особенной природы преступлений». Тогда нет места произволу, а наказание уже зависит не от каприза законодателя, но от сущест­ва дела.

В-пятых, зависимость свободы от законов требует правильной классификации законов, соблюдения правил их составления и точного их применения.

Люди, отмечает Монтескье, управляются различными законами: естественным, божественным (правом религии), церковным (кано­ническим), международным, государственным, гражданским, се­мейным правом. И «высшая задача человеческого разума состоит в том, — пишет мыслитель, — чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или иные вопросы, подлежащие определению закона, дабы не внести бес­порядка в те начала, которые должны управлять людьми».

Основополагающими принципами законодательства Монтескье называет соответствие законов положительных «духу народа», фи­зическим свойствам страны, принципу правления, «духу умеренно­сти», ибо «благо политическое, как и благо нравственное, всегда на­ходятся между двумя пределами...». Он формулирует правила со­ставления законов, которыми -должен руководствоваться законодатель. В частности, слог законов должен быть сжат и прост. Слова закона должны быть однозначными, вызывая у людей одни и те же понятия. Законы не должны вдаваться в тонкости, поскольку «они предназначены для людей посредственных способностей и со­держат в себе не искусство логики, а здравые понятия отца семей­ства». Не следует делать изменений в законе без достаточных на то оснований. Не следует запрещать действия, в которых нет Ничего дурного, только ради чего-то более совершенного и т.д.

Теория закона у Монтескье, его концепция о принципах прав­ления, разделении властей, политической свободе обладали значи­тельной новизной, соединяли либеральное понимание свободы с идеями конституционализма. Предложенная им триада властей (законодательной, исполнительной и судебной) впоследствии стала классической формулой теории конституционализма. В условиях предреволюционной Франции его учение призывало к созданию представительных органов власти и передаче им законодательных полномочий. Как компромисс он допускал сохранение привилегий дворянства, предусматривал образование в законодательном со­брании верхней палаты. Образцом последовательного воплоще­ния принципа разделения властей мыслитель называл государ-164


ственный строй Англии, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — королю, а судебная — присяжным. Вероятно, такая форма правления представлялась ему и в будущей франции.

Учение Монтескье оказало существенное влияние на всю по­следующую политико-правовую мысль, особенно на развитие тео­рии и практики правовой государственности. К его идеям обраща­лись представители исторической и социологической школ права. Идеи свободы, гражданских прав и разделения властей получили закрепление и развитие в конституционных актах революционной Франции, Конституции США и конституциях ряда других госу­дарств.

Date: 2015-09-19; view: 317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию