Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законов,на формы судопроизводстваи определение наказаний
По его мнению, чем больше правление приближается к республиканскому, тем определеннее и точнее становится способ отправления правосудия. «Природа республиканского правления требует, чтобы судья не отступал от буквы закона, — отмечает мыслитель. — Там нельзя истолковывать законы во вред гражданину, когда дело идет о его имуществе, его чести или его жизни». В государствах демократических добродетель в состоянии удерживать от многих преступлений. В этих государствах законодатель будет менее заботиться о наказаниях за преступления, чем о предупреждении преступлений. Причины всякой распущенности — от безнаказанности преступлений, полагает Монтескье, а не от слабости наказаний. В демократии больше дорожат свободой граждан. Что такое свобода? Свобода, по Монтескье, «есть право делать все, что дозволено законами». Подобно Вольтеру он отождествляет политическую свободу с личной безопасностью, независимостью индивида от произвола властей, гражданскими правами. Развивая учение Дж.Локка, французский просветитель считал: чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходимо разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей состоит, согласно Монтескье, в том, чтобы они принадлежали различным государственным органам. Помимо разграничения компетенции предусматривается предоставление каждой из трех властей специальных полномочий с тем, чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга, действовали согласованно. «Все погибло бы, — считает он, — если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников или дворян, или из простых людей, были соединены эти три власти: создавать законы, приводить в исполнение общеобязательные постановления и судить преступления или тяжбы частных лиц». Ведущие и определяющие позиции в системе властей отводятся законодательной власти. Судебная «в известном смысле как бы совсем не власть». Такое разделение и взаимное сдерживание властей, по Монтескье, является главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношении к государственному строю. Она устанавливается основными законами государства. Именно эти условия, а не природа государственного строя, будь то демократия или аристократия, обеспечивают политическую свободу. Во-вторых, свобода по отношению к гражданину может явиться результатом обычаев, нравов, «общего духа народа», физических свойств страны и соответствия им гражданских законов. В-третьих, безопасность граждан обеспечивается главным образом доброкачественными уголовными законами и правосудием. «Если не ограждена невиновность граждан, то не ограждена и свобода, — пишет Монтескье. — Сведения о наилучших правилах, кото- рыми следует руководствоваться при уголовном судопроизводстве, важнее для человечества всего прочего в мире». В-четвертых, политическая свобода граждан в значительной степени зависит от соблюдения принципа соответствия наказания преступлению. «Свобода торжествует, — замечает Монтескье, — когда кары, налагаемые уголовными законами, извлекаются ими из особенной природы преступлений». Тогда нет места произволу, а наказание уже зависит не от каприза законодателя, но от существа дела. В-пятых, зависимость свободы от законов требует правильной классификации законов, соблюдения правил их составления и точного их применения. Люди, отмечает Монтескье, управляются различными законами: естественным, божественным (правом религии), церковным (каноническим), международным, государственным, гражданским, семейным правом. И «высшая задача человеческого разума состоит в том, — пишет мыслитель, — чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или иные вопросы, подлежащие определению закона, дабы не внести беспорядка в те начала, которые должны управлять людьми». Основополагающими принципами законодательства Монтескье называет соответствие законов положительных «духу народа», физическим свойствам страны, принципу правления, «духу умеренности», ибо «благо политическое, как и благо нравственное, всегда находятся между двумя пределами...». Он формулирует правила составления законов, которыми -должен руководствоваться законодатель. В частности, слог законов должен быть сжат и прост. Слова закона должны быть однозначными, вызывая у людей одни и те же понятия. Законы не должны вдаваться в тонкости, поскольку «они предназначены для людей посредственных способностей и содержат в себе не искусство логики, а здравые понятия отца семейства». Не следует делать изменений в законе без достаточных на то оснований. Не следует запрещать действия, в которых нет Ничего дурного, только ради чего-то более совершенного и т.д. Теория закона у Монтескье, его концепция о принципах правления, разделении властей, политической свободе обладали значительной новизной, соединяли либеральное понимание свободы с идеями конституционализма. Предложенная им триада властей (законодательной, исполнительной и судебной) впоследствии стала классической формулой теории конституционализма. В условиях предреволюционной Франции его учение призывало к созданию представительных органов власти и передаче им законодательных полномочий. Как компромисс он допускал сохранение привилегий дворянства, предусматривал образование в законодательном собрании верхней палаты. Образцом последовательного воплощения принципа разделения властей мыслитель называл государ-164 ственный строй Англии, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — королю, а судебная — присяжным. Вероятно, такая форма правления представлялась ему и в будущей франции. Учение Монтескье оказало существенное влияние на всю последующую политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности. К его идеям обращались представители исторической и социологической школ права. Идеи свободы, гражданских прав и разделения властей получили закрепление и развитие в конституционных актах революционной Франции, Конституции США и конституциях ряда других государств. Date: 2015-09-19; view: 353; Нарушение авторских прав |