Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение И. Канта о праве и государстве
Новым словом в философском осмыслении идей Просвещения, французского революционного опыта и политико-юридических реалий Германии стали политические и правовые учения классиков немецкой философии И.Канта и Г.Гегеля. Они приступили к систематической разработке методологии теоретического познания, философии права, политической теории. Методологическое и теоретическое содержание их учений — своеобразный философский ответ на общественно-политические и правовые проблемы Нового времени. Иммануил Кант (1724—1804 гг.) — родоначальник классической немецкой философии и немецкого либерализма, основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права (неокантианства)'. В ранних философских работах «докритического периода» Кант излагает идеи о системном устройстве мироздания, о развитии в неорганической и органической природе, формулирует вывод о бесконечности процесса развития мира. В последующих работах «критического периода» он установил, что источником достоверного знания являются независимые от опыта и предшествующие опыту (априорные) знания, формы чувственности и рассудка. Только с помощью разума можно распознать сущность предмета, определить его внутренние свойства и причины. Философ исследует границы, до которых простирается способность разума, других способностей и форм познания. «Метафизика нравов» Канта завершает разработку отдельных частей кантовской философской системы. Первая часть работы содержит учение о праве, вторая — о морали. Главное для философа — поведение человека, его поступки. Он приходит к выводу: практический (а не теоретический) разум и свободная воля людей выступают источником нравственных и правовых законов. Задача
И.Кант — автор фундаментальных философских произведений: «Мысли об истинной оценке живых сил» (1749 г.), «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.), «Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали» (1764 г.), «Критика чистого разума» (1787 г.), «Критика практического разума» (1788 г.), «Критика способности суждения» (1790 г.), «Метафизика нравов» (1797 г.) и др.
И.Кант убежден, что в конечном итоге человек стремится к достижению всеобщего правового гражданского общества, членам которого будет представлена величайшая свобода, совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществе будет существовать, но его ограничат законы. Только в таких условиях, считает философ, возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в человеческой природе. Как достичь этой достойной человека цели? Человек от природы обладает свободой, свободной волей, пишет Кант, поэтому равен с другими и каждый индивид обладает для другого абсолютной ценностью. Человек в корне отличается от окружающей природы тем, что он наделен нравственным сознанием. Следовательно, в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен и безусловен. Кант называет его «категорическим императивом» * морально-практическим законом. Он гласит: поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели и никогда только как к средству. Или иными словами: «Поступай согласно максиме, которая в то же время может иметь силу всеобщего закона». Максима — это субъективный принцип действия, который сам субъект делает для себя правилом (как именно намерен он поступать). Таким образом, моральный закон у Канта формулирует принцип поведения, принцип долга перёд другими, следуя голосу «практического разума». Долг — единственный источник категорического императива. Только долг придает поступку моральный характер. Хотя сам категорический императив формален и абстрактен, как библейские заповеди, однако, следование простым истинам разве не важно в поведении человека? Как и в Десяти заповедях Библии здесь заметна юридизация морали. Моральная философия Канта является ключом к его политико-правовому учению. Так, право и мораль имеют один и тот же источник (практический разум человека) и единую цель (утверждение всеобщей свободы). Суть проблемы, однако, заключается в том, что хотя разум способен создавать принципы и правила морального поведения, но не всякий индивид использует свободу только для
реализации категорического императива. Следовательно, по Канту, мораль нуждается в защите, в праве. Философ формулирует вывод: право — «это совокупность условий, при которых произволение одного [лица] совместимо с произволением другого с точки зрения всеобщего закона свободы». К таким условиям относятся: наличие законов, гарантированный статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, правосудие. Право и есть общее для всех правило (совокупность правил), согласования произвольных коллизионных действий свободных лиц. Смысл и назначение права в том, чтобы ввести свободу и произволение (и произвол) всех индивидов, как властвующих, так и подданных в разумные, законные рамки. Ибо свобода, по Канту, — независимость от принуждающего произвола другого. Право касается лишь действия, обозначает внешние границы общедоступного поведения и выступает по существу в виде запретов, подразумевая дозволенность «произволения», т.е. проявления воли. Из признания человека носителем свободной воли и нравственного закона, столь же великого и неисчерпаемого, как космос, вырастал кантовский этический и аксиологический (ценностный) подход к праву. «Две вещи наполняют нашу душу всегда новым удивлением и благоговением, — восклицал философ. —...Это — звездное небо над нами и моральный закон в нас». Право, согласно Канту, связано с правомочием принуждать. Все неправое препятствует свободе. Следовательно, применение принуждения препятствует неправу («воспрепятствует препятствию для свободы»), совместимо со свободой, сообразной со всеобщими законами. Если требование этики — делать правые поступки своей максимой, то всеобщий правовой закон гласит: «Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом». Этот правовой закон Кант называет всеобщим принципом права. Он видит в праве прочную опору гуманности, оплот надежды для человека. Истинное призвание права — гарантировать морали то социальное пространство, в котором беспрепятственно могла бы реализоваться свобода индивида. В «Метафизике нравов» предложена и своеобразная трактовка естественного права. По мнению автора, единственное первоначальное право — свобода, из которой вытекали такие неотъемлемые свойства людей, как равенство, независимость, право собственности и т.п. Но они в естественном состоянии ничем не обеспечены, кроме физической силы индивида. Такое состояние, где никто не гарантирован от насилия, Кант называет неправовым. Заинтересованность всех в том, чтобы находиться в правовом состоянии, приводит к «идее разума» — общественному договору, одной объединяющей всех воле, переходу в гражданское состояние. Теперь правовое состояние создает система законов — публичное
Правовое состояние обеспечивает государство, сообщающее праву принудительную силу. Государство, по Канту, — это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Здесь важнейшим признаком государства названо верховенство правовых законов. Он подчеркивал при этом, что рассматривает не действительное государство, а «государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права». В каждом государстве, пишет философ, существует три власти как объединенная воля в трех лицах: верховная власть в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя и судебная власть, присуждающая каждому свое в лице судьи. Законодательная власть, по Канту, может принадлежать только объединенной воле народа. Эта власть проистекает из первоначального договора, согласно которому каждый человек оставил дикую, не основанную на законе свободу, чтобы в полной мере обрести в государстве свою законную свободу, гражданское равенство и самостоятельность. Все три власти, во-первых, координированы между собой, одна дополняет другую, во-вторых, подчинены друг другу, чтобы ни одна не могла узурпировать функции другой, в-третьих, объединение их функций каждому подданному предоставляет его права. Критерий прогресса в кантовском учении, — «закономерный ход улучшения государственного устройства». Государство, устроенное на началах общественного договора и народного суверенитета, разделения властей призвано гарантировать устойчивый правопорядок, верховенство закона, а следовательно и требования категорического императива. В духе либерализма он сводит деятельность государства к правовому обеспечению индивидуальной свободы. «Под благом государства, — пишет Кант, — подразумевается не благополучие граждан и их счастье — ведь счастье (как утверждает и Руссо) может в конце концов оказаться гораздо более приятным и желанным в естественном состоянии или даже при деспотическом правлении; под благом государства подразумевается высшая степень согласованности государственного устройства с правовыми принципами, стремиться к которой обязывает нас разум через некий категорический императив». Поэтому Кант не придавал особого значения традиционной классификации форм государства по числу правящих лиц (монархии, аристократии, демократии), считая ее выражением буквы, а не духа государственного устройства. Он полагает: «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским», оно основано, во-первых, на принципах свободы членов общества; во-вторых, на зависимости всех от единого законодательства; в-третьих, на заколе равенства всех. Философ не ожидает и считает напрасным желать, чтобы короли философствовали или философы были королями. Верховенство народа, провозглашенное Кантом вслед за Руссо, обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве. Но он вовсе не помышляет о действительно широкой, неурезанной демократии. Для него республика не синоним демократии, а абсолютизм — не синоним абсолютизма. Для философа главное — республиканское устройство, будь то даже самодержавная форма власти, если в ней реализован принцип свободы, механизм ее защиты — разделение властей, ибо и демократия подвержена трансформации в деспотизм. Республиканское устройство, согласно Канту, обеспечивает условия существования правового гражданского общества, где свобода подчинена внешним законам и связана с необоримой властью. Здесь народ-суверен, правитель — поверенный государства, обладающий исполнительной властью, народ-судья, «сам судит себя через своих сограждан» — присяжных. Правовое состояние гражданского общества не допускает права на возмущение или восстание. Кант считает: «Обязанность народа терпеть злоупотребления верховной власти, даже те, которые считаются невыносимыми». Это — правовое следствие из природы гражданского союза. Он приветствует только законодательные реформы, проведенные самим сувереном. Но даже если революция произошла, «удалась и установлен новый строй», то это «не может освободить подданных от обязанности подчиниться в качестве добрых граждан новому порядку вещей» и новому правительству. Правовым следствием из природы гражданского союза Кант считает и право наказания и помилования. Нарушение публичных законов, лишающее нарушителя возможности быть гражданином, он называет просто преступлением. Злоупотребление доверием — частным преступлением. Преступления, подвергающие опасности все общества, — публичными. Они могут быть или низменного, или насильственного характера. Наказание по суду, предусмбтренное законодателем, не средство содействия какому-то благу, но лишь за совершенное преступление. Карающий закон есть требование категорического императива. Способ и степень наказания, по Канту, которые общественная справедливость делает для себя принципом и мерилом — принцип равенства перед судом. И.Кант не соглашается с мнением Беккариа о нео0ходимости замены смертной кары преступника пожизненным рабством. «Если же он убил, то он должен умереть». Философ допускает исключения лишь для убийства матерью новорожденного внебрачного ребенка и убийства на дуэли. В противном случае, это нарушение равенства Между преступлением и наказанием, справедливости как идеи всеобщих законов (очевидно, и его отношение к жертве — Г.Д.). Междуна-
Проект будущего «вечного мира» Кант связывает с федерацией свободных государств (с республиканским устройством). Это будет союз равноправных народов, (но не государство народов). Его идеи будущей мирной общности всех народов Земли для установления всеобщих законов их общения, о праве гражданина мира — также намного опережали свое время. Таким образом, учение Канта о праве и государстве было создано с учетом итогов и под непосредственным впечатлением Французской революции. Радикальные идеи Просвещения, конституционных актов революции он переплавил в своей глубоко продуманной теоретической системе в политическую программу либерализма, стройное учение о праве, правовом государстве, гражданском обществе. Date: 2015-09-19; view: 718; Нарушение авторских прав |