Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКЦИЯ X. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В АНГЛИИ В XVII в





1. Основные направления английской политико-правовой мысли,

2. Учение Т.Гоббса о праве и государстве. 3. Учение Дж. Локка
о праве и государстве.

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

Английская революция 1640—1649 гг. нанесла сокрушитель­ный удар по феодализму, абсолютизму и поддерживающей его госу­дарственной англиканской церкви, расчистила путь развития капи­тализма в одной из ведущих стран Западной Европы. Она имела огромное влияние на антифеодальное движение в других странах.

Революция проявила различие интересов участвующих в ней классов, их политических программ, политико-правовых идеалов. Общим у оппозиции абсолютизму и англиканской церкви было требование ее «чистки» от остатков католицизма, в результате, уча­стники оппозиции назывались пуританами (от англ. риге — чис­тый). Широкое распространение получили идеи естественного пра­ва, договорного происхождения государственной власти в обоснова­нии прирожденных прав англичан, упразднения абсолютизма.

Наиболее многочисленными и влиятельными в революции были идеи радикальных пуритан, сторонников О.Кромвеля — индепен-дентов (independent — независимый). Главными религиозными ло­зунгами индепендентов были: полная независимость и самоуправ­ление общин верующих, веротерпимость и неотчуждаемость свобо­ды совести. Политические требования индепендентов были Умеренными: республика или, как минимум, конституционная мо­нархия. Выразителями их политико-правовых взглядов явились Дж. Мильтон, Г.Айртон, О.Сидней и др.

Выдающийся английский поэт и публицист Джон Мильтон (1608—1674 гг.) в своих поэмах, памфлетах и трактатах обосновы-


 




вал естественную свободу людей, их ненависть к монархии и всяко­му гнету1. Народ — единственный источник и носитель власти, суверенитета государства. Те, кому он вручает бразды правления (королю, магистратам), — не господа, а уполномоченные, выполня­ющие его законы и поручения. Если они от этого уклоняются, народ вправе (в т. ч. через палату общин парламента) призвать их к отве­ту и подвергнуть самым суровым наказаниям.

Дж. Мильтон писал: когда короли говорят, что их власть от Бога, то забывают, что от Бога же и свобода народа, основанная на прирожденных правах. Он защищал свободу совести pi равноправие всех религий, кроме католической, свободу слова и печати, недопус­тимость цензуры («учреждение цензуры было порождено инквизи­ций»). Обоснование им прав и свобод народа было вкладом в разви­тие теории естественного права, прав и свобод человека.

Дж. Мильтон доказывал: государство создано по велению Бога общественным соглашением народа, поэтому республика, по-види­мому, лучшая из прочих политических форм. Она позволяет ему оказывать решающее влияние на деятельность должностных лиц, на управление государством. При ней всего более обеспечиваются права индивида — его свобода совести, мысли, слова. Избирательное право, по его мнению, следует предоставлять главным образом сред­ним классам («там — умные и дельные люди»), заслуживающим право государственного правления.

Идею народного суверенитета, права и свободы индивидов отста­ивал и Олджернон Сидней (1622—1683 гг.), казненный за критику короля Карла II. В своих «Рассуждениях о правительстве» он выво­дил происхождение государства из свободного соглашения людей в целях самосохранения. Только это соглашение — правомерное ос­нование власти: ни родство, ни сила, ни обман не рождают права. Поэтому народ всегда вправе низвергнуть королей, злоупотребля­ющих полученной ими властью. Свободу народа-суверена, индивида трактовал преимущественно в политическом смысле как участие людей в установлении верховной власти, гражданских законов. Де­мократическим идеалом Сиднея тем не менее была не республика, а конституционная монархия, ограниченная парламентом.

Еще более компромиссную позицию по отношению к монархии занимал зять Кромвеля, генерал-комиссар Генри Айртон (1611 —

1 Мильтон Джон — английский поэт, публицист, политический деятель, сторонник индепендентов в период революции 1640—1649 гг. Родился в Лондоне, учился в Кем­бриджском ун-те. Много занимался самообразованием, путешествовал по Италии и Франции, где подружился с Галилеем, Гроцием и др. В период революции посвятил ряд произведений обоснованию программ индепендентов. Главные его политические про­изведения — «О державе королей и сановников»), «Защита английского народа против Салмазия», «Трактат о гражданской власти и духовных делах», «О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопагитика)». При парламентском правлении слу­жил правительственным секретарем. В 1652 г. ослеп, что тяжело отразилось на его материальном положении. Свой талант посвятил обоснованию прав и свобод народа.



1651 гг.). Он оспаривал теорию естественного права, обосновывал право собственности как гражданское, а не естественное право. «Ни закон Бога, ни закон природы не дают мне собственности, — наста­ивал Айртон. — Собственность есть установление человеческой конституции». Поскольку собственность установлена правом госу­дарства (и то, и другое — результат договора), оно должно ее надеж­но охранять. Гарантия собственности — власть крупных собственни­ков. Только при этом условии «свобода может быть дана, а собствен­ность не будет разрушена». Поэтому Айртон возражал в 1648 г. против требования заменить монархию республикой: любая попыт­ка демократизации конституции рассматривалась как возможное посягательство на существующее распределение собственности.

Если индепенденты желали видоизменения форм правления, за­воевания для буржуазии и нового дворянства доступа к власти и завершения революции в их интересах, то левеллеры («уравните­ли») выступали за республику и демократическую конституцию Англии, критиковали «шелковых индепендентов».

Вождем и идеологом левеллеров был Джон Лильберн (ок. 1614— 1657 гг.).* Им написаны и с его участием составлены многочис­ленные памфлеты, проекты, в которых излагались политико-право­вая программа демократической части английского общества. Мно­гие пункты этой программы отличали смелость и новизна ключевых для Европы XVII в. проблем государства, права, законо­дательства, политики, обогатившие европейскую мысль.

Во-первых, ключевым в программе левеллеров был принцип первичности, верховенства и суверенности власти народа. «Вся власть изначально и по своей сущности, — писал Лильберн, — исхо­дит от народа, и его согласие, выраженное через его представите­лей — единственное основание всякого справедливого управле­ния». Провозглашая этот принцип, левеллеры обогатили его поло­жением о неотчуждаемости народного суверенитета. Законы самой истории, ответственность перед потомками воспрещают нации от­чуждать кому-либо свою власть.

Во-вторых, прирожденными и неотъемлемыми правами чело­века Лильберн и его единомышленники считали безопасность жиз­ни, свободу личности и право собственности; свободу совести и печа­ти; промышленной и торговой деятельности; равенство всех перед законом и судом. «Все люди по природе равны и одинаковы по силе,

1 Лильберн Джон — английский политический деятель XVII в., в период револю­ции — идеолог левеллеров. Во время гражданской войны до 1644 г. служил в парла­ментской армии под начальством О.Кромвеля. Затем выступил с рядом памфлетов, проектов, петиций, выражавших основные идеи левеллеров. В 1649 г. подвергался судебному преследованию, в результате оказавшись в Ирландии. Оттуда в памфлетах обличал непоследовательность Кромвеля. Наиболее значительными памфлетами Лильберна и его единомышленников являются «Защита прирожденного права Анг­лии» (1645), «Новые цепи Англии», «Соглашение свободного народа Англии» (1649).


 




знанию, власти и величию». Никакие власти и никакие органы, по мнению левеллеров, не полномочны отменять или изымать эти есте­ственные права и свободы, сохранять привилегии. В проект «Согла­шения свободного народа Англии» были включены специальные запреты парламенту издавать законы или продлевать их действие, которые лишали бы жизни кого бы то ни было, за исключением осужденных, упраздняли бы собственность, ограничивали другие неотчуждаемые права человека.


В-третьих, первостепенное значение левеллеры придавали проб­лемам демократизации государственного строя Англии. Государ­ство создано, писал Лильберн, взаимным соглашением людей «для доброй пользы и блага каждого». Отсюда проистекает неотчужда­емое право народа организовать государство таким образом, чтобы это благо было обеспечено. Власть должна быть основана на свобод­ном выборе или согласии народа; никто не может господствовать над людьми без их свободного согласия. Исходя из этого, левеллеры требовали ликвидации королевской власти, палаты лордов, резко критиковали противостоящие народу органы власти. Лильберном и его единомышленниками, заключенными в лондонский Тауэр, было подготовлено «Соглашение свободного народа Англии» (1649 г.) — проект республиканской конституции.

В проекте предполагалось, что верховная власть в Англии долж­на принадлежать народному представительству (парламенту), изби­раемому на один или два года, с предоставлением избирательного права всем англичанам с 21 года («за исключением слуг, лиц, живу­щих на подаяния, и тех, кто служил бывшему королю оружием и добровольными пособиями»). Все должностные лица должны быть подотчетны парламенту и избираться народом.

В-четвертых, отстаивая принцип законности (равный для всех закон без изъятий и привилегий, его ненарушимость, пределы пол­номочий самих законодателей и т.п.), авторы проекта стремились разграничить законодательную, исполнительную власти, правосу­дие. Законодатели не должны быть одновременно и исполнителями законов или осуществлять правосудие, а исполнители законов (чи­новники, судьи) не должны быть депутатами парламента. «Нера­зумно, несправедливо и губительно для народа, — писал Лильберн, — чтобы законодатели были одновременно и исполнителями зако­нов». Левеллеры утверждали, что только строгое разграничение власти гарантирует целостность народной свободы, что при сосредо­точении в одних руках власти принимать законы, исполнять их и осуществлять суд неизбежны возрождение привилегий, нарушение законности, узурпация власти. Они были одними из первых, кто выступил по существу за отделение религии и церкви от государ­ства. «Никакой человеческой власти нами никоим образом не до­веряется решение вопросов религии о способах богопочитания». Левеллеры были противниками законов, предусматривающих пре­следования и гонения за свободу совести.


Демократическое содержание программы левеллеров обогатило европейскую политико-правовую мысль положениями о суверенно­сти власти народа, демократии, неотчуждаемых правах человека, верховенстве закона, разделении властей — гарантов и важнейших факторов социального прогресса. Их идеи питали последующие де­мократические доктрины XVIII—XIX вв.


В разгар второй гражданской войны в 1648 г. партия левеллеров раскололась. От нее отошли «истинные левеллеры», опиравшиеся на беднейшее крестьянство, городские низы и получившие от левел­леров презрительную кличку «жалких диггеров». Поначалу «ис­тинные левеллеры» надеялись на силу проповеди и примера. Они организовали коммуну и стали сообща вскапывать под огороды об­щинные земли на холме св. Георгия, почему и были прозваны «диг­герами {digger — копатель). Их движение возглавил и его теорети­ком стал Джерард Уинстэнли (1609 г. — после 1660 г.). 1 Диггеры рассчитывали, что первый опыт коммуны положит начало массо­вому созданию таких же коммун. Осуждая насилие и остро крити­куя современное им государство и право, отвергали их как вообще ненужные при строе общности. Однако их надежды «на пробужде­ние закона справедливости» в сердцах своих противников не оправ­дались.

В своих памфлетах и проекте конституции «Закон свободы» (1652 г.) Уинстэнли продолжил и существенно развил идеи Т.Мора о коллективной собственности и основанном на ней новом обще­ственном строе.

Проект конституции состоит из 62 законов, которыми должна управляться будущая демократическая республика. Здесь изложе­ны необходимость новой системы законов, правила их опубликова­ния и применения, законы об обработке земли, против праздности, против купли-продажи, о выборе должностных лиц, о свободе, о воз­вращении свободы рабам и др. Автор исходил из того, что «краткие и сильные законы — лучшие для управления республикой».

Основанием республики провозглашается истинная свобода. Она трактуется прежде всего как свободное пользование землей. Уинстэнли считал, что люди по природе равны и имеют естествен­ное, равное право на землю («она принадлежит всем»), на которой ТРУД — исконный и естественный источник всех богатств, един­ственный источник жизни. Следовательно, существование частной собственности на землю, получение нетрудового дохода есть нару­шения естественного права, являющиеся причиной всех обществен­ных бед. Чтобы избавиться от них, необходимо будущее здание госу­дарства воздвигнуть на новом фундаменте — «законе свободы».

1 Уинстэнли Джерард — идеолог «истинных левеллеров» с 1649 г. Родился в Ланкашире, обучался торговому делу в Лондоне, потом разорился и работал по найму. Автор памфлетов и конституционного проекта «Закон свободы», где изложил проект законов государства, основанного на общности имущества и всеобязательном труде. Идеи Уинстэнли не получили широкого распространения.


Свобода в республике предполагает отсутствие угнетения, обладание людьми их неотчуждаемыми правами, обеспеченный обществен­ным пользованием землей материальный достаток. В таком госу­дарстве все будут «жить мирно в благосостоянии и свободе».

Форма республиканского правления в проекте Уинстэнли от­личается большим демократизмом, чем у левеллеров. В его де­мократической республике с общественной собственностью и урав­нительным распределением продуктов труда, всеобязательным трудом — во главе Англии также стоит парламент, но с его ежегод­ным переизбранием на основе избирательного права для всех муж­чин с 20 лет (кроме преступников и тех, кто домогается должно­стей). Здесь — требования оглашения законов перед народом, их принятие лишь с согласия последнего, организации референдумов, ответственности должностных лиц за исполнение закона, их избра­ния, а не назначения и т. п.

В правлении страны проект конституции выделяет три состав­ные части: законы, пригодные должностные лица и добросовест­ное исполнение законов. Законы — «правильно созданные», «почти для всех действий, совершаемых людьми», на «все времена года». Пригодные должностные лица — которые могут исполнять законы страны как свою волю, не ставя ее выше правил свободы: «когда правят законы, правление здраво». В добросовестном исполнении законов заключается подлинная жизнь правительства. «Руковод­ство хорошего правительства, таким образом осуществляемое, — писал Уинстэнли, — может превратить всю страну, нет даже всю земную фабрику, в единую семью человечества и в единую хорошо управляемую республику».

Проект содержит также уголовные законы, хотя, как полагал Уин­стэнли, вслед за Т.Мором, упразднение частной собственности ликви­дирует основную причину преступлений и проступков. Тем не менее предусматривается применение смертной казни к тем, кто попытается восстановить частную собственность, за куплю-продажу земли и ее плодов, к убийцам, изменникам. В будущей республике лиц, совершив­ших проступки, предупреждают и увещевают. Повторение проступков и преступлений, упорство в праздности влечет за собой телесные нака­зания или лишение свободы и принудительные работы (для противни­ков законов — рабство, т.е. каторжные работы).

Идеи «истинных левеллеров» не получили широкого распрост­ранения в Англии.







Date: 2015-09-19; view: 496; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию