Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЛЕКЦИЯ X. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В АНГЛИИ В XVII в
1. Основные направления английской политико-правовой мысли, 2. Учение Т.Гоббса о праве и государстве. 3. Учение Дж. Локка 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ Английская революция 1640—1649 гг. нанесла сокрушительный удар по феодализму, абсолютизму и поддерживающей его государственной англиканской церкви, расчистила путь развития капитализма в одной из ведущих стран Западной Европы. Она имела огромное влияние на антифеодальное движение в других странах. Революция проявила различие интересов участвующих в ней классов, их политических программ, политико-правовых идеалов. Общим у оппозиции абсолютизму и англиканской церкви было требование ее «чистки» от остатков католицизма, в результате, участники оппозиции назывались пуританами (от англ. риге — чистый). Широкое распространение получили идеи естественного права, договорного происхождения государственной власти в обосновании прирожденных прав англичан, упразднения абсолютизма. Наиболее многочисленными и влиятельными в революции были идеи радикальных пуритан, сторонников О.Кромвеля — индепен-дентов (independent — независимый). Главными религиозными лозунгами индепендентов были: полная независимость и самоуправление общин верующих, веротерпимость и неотчуждаемость свободы совести. Политические требования индепендентов были Умеренными: республика или, как минимум, конституционная монархия. Выразителями их политико-правовых взглядов явились Дж. Мильтон, Г.Айртон, О.Сидней и др. Выдающийся английский поэт и публицист Джон Мильтон (1608—1674 гг.) в своих поэмах, памфлетах и трактатах обосновы-
вал естественную свободу людей, их ненависть к монархии и всякому гнету1. Народ — единственный источник и носитель власти, суверенитета государства. Те, кому он вручает бразды правления (королю, магистратам), — не господа, а уполномоченные, выполняющие его законы и поручения. Если они от этого уклоняются, народ вправе (в т. ч. через палату общин парламента) призвать их к ответу и подвергнуть самым суровым наказаниям. Дж. Мильтон писал: когда короли говорят, что их власть от Бога, то забывают, что от Бога же и свобода народа, основанная на прирожденных правах. Он защищал свободу совести pi равноправие всех религий, кроме католической, свободу слова и печати, недопустимость цензуры («учреждение цензуры было порождено инквизиций»). Обоснование им прав и свобод народа было вкладом в развитие теории естественного права, прав и свобод человека. Дж. Мильтон доказывал: государство создано по велению Бога общественным соглашением народа, поэтому республика, по-видимому, лучшая из прочих политических форм. Она позволяет ему оказывать решающее влияние на деятельность должностных лиц, на управление государством. При ней всего более обеспечиваются права индивида — его свобода совести, мысли, слова. Избирательное право, по его мнению, следует предоставлять главным образом средним классам («там — умные и дельные люди»), заслуживающим право государственного правления. Идею народного суверенитета, права и свободы индивидов отстаивал и Олджернон Сидней (1622—1683 гг.), казненный за критику короля Карла II. В своих «Рассуждениях о правительстве» он выводил происхождение государства из свободного соглашения людей в целях самосохранения. Только это соглашение — правомерное основание власти: ни родство, ни сила, ни обман не рождают права. Поэтому народ всегда вправе низвергнуть королей, злоупотребляющих полученной ими властью. Свободу народа-суверена, индивида трактовал преимущественно в политическом смысле как участие людей в установлении верховной власти, гражданских законов. Демократическим идеалом Сиднея тем не менее была не республика, а конституционная монархия, ограниченная парламентом. Еще более компромиссную позицию по отношению к монархии занимал зять Кромвеля, генерал-комиссар Генри Айртон (1611 — 1 Мильтон Джон — английский поэт, публицист, политический деятель, сторонник индепендентов в период революции 1640—1649 гг. Родился в Лондоне, учился в Кембриджском ун-те. Много занимался самообразованием, путешествовал по Италии и Франции, где подружился с Галилеем, Гроцием и др. В период революции посвятил ряд произведений обоснованию программ индепендентов. Главные его политические произведения — «О державе королей и сановников»), «Защита английского народа против Салмазия», «Трактат о гражданской власти и духовных делах», «О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопагитика)». При парламентском правлении служил правительственным секретарем. В 1652 г. ослеп, что тяжело отразилось на его материальном положении. Свой талант посвятил обоснованию прав и свобод народа. 1651 гг.). Он оспаривал теорию естественного права, обосновывал право собственности как гражданское, а не естественное право. «Ни закон Бога, ни закон природы не дают мне собственности, — настаивал Айртон. — Собственность есть установление человеческой конституции». Поскольку собственность установлена правом государства (и то, и другое — результат договора), оно должно ее надежно охранять. Гарантия собственности — власть крупных собственников. Только при этом условии «свобода может быть дана, а собственность не будет разрушена». Поэтому Айртон возражал в 1648 г. против требования заменить монархию республикой: любая попытка демократизации конституции рассматривалась как возможное посягательство на существующее распределение собственности. Если индепенденты желали видоизменения форм правления, завоевания для буржуазии и нового дворянства доступа к власти и завершения революции в их интересах, то левеллеры («уравнители») выступали за республику и демократическую конституцию Англии, критиковали «шелковых индепендентов». Вождем и идеологом левеллеров был Джон Лильберн (ок. 1614— 1657 гг.).* Им написаны и с его участием составлены многочисленные памфлеты, проекты, в которых излагались политико-правовая программа демократической части английского общества. Многие пункты этой программы отличали смелость и новизна ключевых для Европы XVII в. проблем государства, права, законодательства, политики, обогатившие европейскую мысль. Во-первых, ключевым в программе левеллеров был принцип первичности, верховенства и суверенности власти народа. «Вся власть изначально и по своей сущности, — писал Лильберн, — исходит от народа, и его согласие, выраженное через его представителей — единственное основание всякого справедливого управления». Провозглашая этот принцип, левеллеры обогатили его положением о неотчуждаемости народного суверенитета. Законы самой истории, ответственность перед потомками воспрещают нации отчуждать кому-либо свою власть. Во-вторых, прирожденными и неотъемлемыми правами человека Лильберн и его единомышленники считали безопасность жизни, свободу личности и право собственности; свободу совести и печати; промышленной и торговой деятельности; равенство всех перед законом и судом. «Все люди по природе равны и одинаковы по силе, 1 Лильберн Джон — английский политический деятель XVII в., в период революции — идеолог левеллеров. Во время гражданской войны до 1644 г. служил в парламентской армии под начальством О.Кромвеля. Затем выступил с рядом памфлетов, проектов, петиций, выражавших основные идеи левеллеров. В 1649 г. подвергался судебному преследованию, в результате оказавшись в Ирландии. Оттуда в памфлетах обличал непоследовательность Кромвеля. Наиболее значительными памфлетами Лильберна и его единомышленников являются «Защита прирожденного права Англии» (1645), «Новые цепи Англии», «Соглашение свободного народа Англии» (1649).
знанию, власти и величию». Никакие власти и никакие органы, по мнению левеллеров, не полномочны отменять или изымать эти естественные права и свободы, сохранять привилегии. В проект «Соглашения свободного народа Англии» были включены специальные запреты парламенту издавать законы или продлевать их действие, которые лишали бы жизни кого бы то ни было, за исключением осужденных, упраздняли бы собственность, ограничивали другие неотчуждаемые права человека. В-третьих, первостепенное значение левеллеры придавали проблемам демократизации государственного строя Англии. Государство создано, писал Лильберн, взаимным соглашением людей «для доброй пользы и блага каждого». Отсюда проистекает неотчуждаемое право народа организовать государство таким образом, чтобы это благо было обеспечено. Власть должна быть основана на свободном выборе или согласии народа; никто не может господствовать над людьми без их свободного согласия. Исходя из этого, левеллеры требовали ликвидации королевской власти, палаты лордов, резко критиковали противостоящие народу органы власти. Лильберном и его единомышленниками, заключенными в лондонский Тауэр, было подготовлено «Соглашение свободного народа Англии» (1649 г.) — проект республиканской конституции. В проекте предполагалось, что верховная власть в Англии должна принадлежать народному представительству (парламенту), избираемому на один или два года, с предоставлением избирательного права всем англичанам с 21 года («за исключением слуг, лиц, живущих на подаяния, и тех, кто служил бывшему королю оружием и добровольными пособиями»). Все должностные лица должны быть подотчетны парламенту и избираться народом. В-четвертых, отстаивая принцип законности (равный для всех закон без изъятий и привилегий, его ненарушимость, пределы полномочий самих законодателей и т.п.), авторы проекта стремились разграничить законодательную, исполнительную власти, правосудие. Законодатели не должны быть одновременно и исполнителями законов или осуществлять правосудие, а исполнители законов (чиновники, судьи) не должны быть депутатами парламента. «Неразумно, несправедливо и губительно для народа, — писал Лильберн, — чтобы законодатели были одновременно и исполнителями законов». Левеллеры утверждали, что только строгое разграничение власти гарантирует целостность народной свободы, что при сосредоточении в одних руках власти принимать законы, исполнять их и осуществлять суд неизбежны возрождение привилегий, нарушение законности, узурпация власти. Они были одними из первых, кто выступил по существу за отделение религии и церкви от государства. «Никакой человеческой власти нами никоим образом не доверяется решение вопросов религии о способах богопочитания». Левеллеры были противниками законов, предусматривающих преследования и гонения за свободу совести. Демократическое содержание программы левеллеров обогатило европейскую политико-правовую мысль положениями о суверенности власти народа, демократии, неотчуждаемых правах человека, верховенстве закона, разделении властей — гарантов и важнейших факторов социального прогресса. Их идеи питали последующие демократические доктрины XVIII—XIX вв. В разгар второй гражданской войны в 1648 г. партия левеллеров раскололась. От нее отошли «истинные левеллеры», опиравшиеся на беднейшее крестьянство, городские низы и получившие от левеллеров презрительную кличку «жалких диггеров». Поначалу «истинные левеллеры» надеялись на силу проповеди и примера. Они организовали коммуну и стали сообща вскапывать под огороды общинные земли на холме св. Георгия, почему и были прозваны «диггерами {digger — копатель). Их движение возглавил и его теоретиком стал Джерард Уинстэнли (1609 г. — после 1660 г.). 1 Диггеры рассчитывали, что первый опыт коммуны положит начало массовому созданию таких же коммун. Осуждая насилие и остро критикуя современное им государство и право, отвергали их как вообще ненужные при строе общности. Однако их надежды «на пробуждение закона справедливости» в сердцах своих противников не оправдались. В своих памфлетах и проекте конституции «Закон свободы» (1652 г.) Уинстэнли продолжил и существенно развил идеи Т.Мора о коллективной собственности и основанном на ней новом общественном строе. Проект конституции состоит из 62 законов, которыми должна управляться будущая демократическая республика. Здесь изложены необходимость новой системы законов, правила их опубликования и применения, законы об обработке земли, против праздности, против купли-продажи, о выборе должностных лиц, о свободе, о возвращении свободы рабам и др. Автор исходил из того, что «краткие и сильные законы — лучшие для управления республикой». Основанием республики провозглашается истинная свобода. Она трактуется прежде всего как свободное пользование землей. Уинстэнли считал, что люди по природе равны и имеют естественное, равное право на землю («она принадлежит всем»), на которой ТРУД — исконный и естественный источник всех богатств, единственный источник жизни. Следовательно, существование частной собственности на землю, получение нетрудового дохода есть нарушения естественного права, являющиеся причиной всех общественных бед. Чтобы избавиться от них, необходимо будущее здание государства воздвигнуть на новом фундаменте — «законе свободы». 1 Уинстэнли Джерард — идеолог «истинных левеллеров» с 1649 г. Родился в Ланкашире, обучался торговому делу в Лондоне, потом разорился и работал по найму. Автор памфлетов и конституционного проекта «Закон свободы», где изложил проект законов государства, основанного на общности имущества и всеобязательном труде. Идеи Уинстэнли не получили широкого распространения. Свобода в республике предполагает отсутствие угнетения, обладание людьми их неотчуждаемыми правами, обеспеченный общественным пользованием землей материальный достаток. В таком государстве все будут «жить мирно в благосостоянии и свободе». Форма республиканского правления в проекте Уинстэнли отличается большим демократизмом, чем у левеллеров. В его демократической республике с общественной собственностью и уравнительным распределением продуктов труда, всеобязательным трудом — во главе Англии также стоит парламент, но с его ежегодным переизбранием на основе избирательного права для всех мужчин с 20 лет (кроме преступников и тех, кто домогается должностей). Здесь — требования оглашения законов перед народом, их принятие лишь с согласия последнего, организации референдумов, ответственности должностных лиц за исполнение закона, их избрания, а не назначения и т. п. В правлении страны проект конституции выделяет три составные части: законы, пригодные должностные лица и добросовестное исполнение законов. Законы — «правильно созданные», «почти для всех действий, совершаемых людьми», на «все времена года». Пригодные должностные лица — которые могут исполнять законы страны как свою волю, не ставя ее выше правил свободы: «когда правят законы, правление здраво». В добросовестном исполнении законов заключается подлинная жизнь правительства. «Руководство хорошего правительства, таким образом осуществляемое, — писал Уинстэнли, — может превратить всю страну, нет даже всю земную фабрику, в единую семью человечества и в единую хорошо управляемую республику». Проект содержит также уголовные законы, хотя, как полагал Уинстэнли, вслед за Т.Мором, упразднение частной собственности ликвидирует основную причину преступлений и проступков. Тем не менее предусматривается применение смертной казни к тем, кто попытается восстановить частную собственность, за куплю-продажу земли и ее плодов, к убийцам, изменникам. В будущей республике лиц, совершивших проступки, предупреждают и увещевают. Повторение проступков и преступлений, упорство в праздности влечет за собой телесные наказания или лишение свободы и принудительные работы (для противников законов — рабство, т.е. каторжные работы). Идеи «истинных левеллеров» не получили широкого распространения в Англии. Date: 2015-09-19; view: 496; Нарушение авторских прав |