Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РАЗРАБОТКА ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ Б.СПИНОЗОЙ
Рациональный подход к проблемам права, общества и государства получил свое дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа и политического мыслителя Бенедикта (Бару-ха) Спинозы (1632—1677 гг.).1 Политико-правовое учение Спинозы связано с его философией природы, места в ней человека, общества, государства. Поскольку человек — это частица природы, пишет он в главе «О естественном праве» своего «Политического трактата», то на него, как и на всю остальную природу, распространяются все закономерности. «Итак, под правом природы, — пишет философ, — я понимаю закон или правила, согласно которым все совершается, т.е. самую мощь природы. И потому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивидуума простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь». Таким образом, человек действует по законам и правилам природы, т.е. по естественному праву, свойственному человеческому роду. Человек следует ему независимо от того, руководствуется ли он разумом или одним только желанием, ибо есте- 1 Спиноза Бенедикт получил образование в училище, организованном еврейской общиной, в университете (вольным слушателем), где увлекся философией и естественными науками. За критику иудаизма в 1656 г. был изгнан из общины и долгие годы скитался по городкам Нидерландов, написал ряд произведений — «Богословско-поли-тический трактат», «Политический трактат», «Этика» и др. Став известным философом, «богохульником», за свою критику был убит вместе со своим братом Корнелием религиозными фанатиками. ственное право запрещает только то, чего никто не желает и чего никто не может. «...И потому естественная мощь или право людей должно определяться не разумом, но тем влечением, которое определяет их к действию, и которым они стремятся сохранить себя». Итак, как и Гроций, Спиноза признает, что люди «не могут жить вне какого-нибудь общего права», но в отличие от него естественное право выводит не из разумной природы человека, а из законов и правил природы, которым человек следует, чтобы сохранить себя. Ибо «люди от природы — враги». Поэтому в своем поведении они руководствуются аффектами — обуреваются гневом, завистью, любовью, ненавистью, состраданием и проч. х В естественном состоянии, пишет мыслитель, каждый своеправен и пока естественное право принадлежит каждому в отдельности, до тех пор оно ничтожно, ибо осуществление его совершенно не обеспечено. Не обеспечены, следовательно, и самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасность существования. Так сама природа и естественная необходимость диктуют людям путь перехода к взаимопомощи, общему праву, обществу и государству посредством договора. «Ибо, чем более людей сходится таким образом воедино, — отмечается в трактате, — тем более права они вместе имеют». Автор соглашается с теми, кто называет человека «животным общественным». А что же происходит с «правом каждого индивидуума» после образования государства и общего права? По мнению Спинозы, там, где люди имеют общее право, каждый из них имеет тем менее права, «чем более превосходят его мощью все остальные вместе, т.е. он не имеет на самом деле по природе никакого другого права, кроме того, которое уступает ему общее право. Он обязан исполнять все, чтобы не повелевалось ему с общего согласия, или же он по праву будет принужден к этому». Таким образом, важная особенность договорной теории Спинозы состоит в том, что естественное право каждого в гражданском обществе не прекращается. Оно именуется теперь «частным гражданским правом», объем которого определяется общим правом государства. Правоявляется «как бы духом государства, которым все должны руководствоваться». Оно установлено по предписанию разума, который «учит блюсти благочестие и хранить душевное спокойствие и доброжелательность (что возможно лишь в государстве)...», и предписывает действовать по праву. Теперь действие, запрещенное гражданским правом или не по праву, есть преступление. 1 Во «Введении» своего «Политического трактата» Спиноза объясняет: «...Я постоянно старался не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать». Человеческие аффекты, пишет он, не пороки человеческой природы, а как свойства, проявления природы (тепло, холод, непогода, гром и проч.). «Преступление, — определяет Спиноза, —...есть действие, которое не может быть совершено по праву». Оно «может быть представлено только в государстве, где именно по общему праву всего государства решается, что есть добро и что зло, и где никто не действует ни в чем по праву, если не действует с общего решения и согласия». В этой связи Спиноза касается и задач правосудия, которое в соответствии с требованием общего права не вредить друг другу, определяется им как воздаяние каждому того, что ему следует по гражданскому праву. Ибо то естественное состояние, при котором каждый был своим судьей, в гражданском состоянии прекращается. Таким образом, с образованием государства, обусловленного естественным правом и необходимостью его обеспечения, у людей появляется общее для всех право (закон), общий гарант и защитник безопасности. Конечная цель государства, согласно Спинозе, — освободить каждого от страха, обеспечить его безопасность и возможность наилучшим образом удерживать свое естественное право на существование и деятельность без вреда себе и другим, «следовательно, — заключает он, — цель государства в действительности есть свобода». Мера свободы индивида определяется Спинозой не степенью своеволия, мерой разумности. Истинный разум, всегда направленный на общее благо, воплощается в законе, обеспеченным принуждением. Свобода здесь — это подчинение равному для всех закону. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а, следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей». По его мнению, человеческая свобода тем больше, чем больше человек руководствуется разумом и повинуется законам. Отличительный признак гражданского состояния — наличие верховной власти (imperium), совокупное тело которой, по Спинозе, называется государством (civitas). Под верховной властью по существу имеется в виду суверенитет государства. В ведении верховной власти находятся издание, толкование и отмена законов, вопросы правосудия, избрание должностных лиц, право войны и мира и прочие государственные дела, а также право решать, что справедливо и несправедливо, что есть добро и что зло и т.п. Право верховной власти, отмечает философ, «есть не что иное, как естественное право, но определяемое не мощью каждого в отдельности, а мощью народа, руководимого как бы единым духом...»-Теперь каждый гражданин подчинен праву государства, все приказы которого он обязан исполнять. Следовательно, волю государства нужно считать волей всех и решение государства относительно справедливого и доброго, каково бы оно ни было, должно быть признано решением каждого в отдельности. Что же оставляет Спиноза подданным государства? 114 Он полагает: никогда не будет существовать такая верховная власть, которая могла бы делать все, что захочет, не считаясь с законами человеческой природы. «Посему должно допустить, что каждый сохраняет при себе из своего права многое, зависящее, таким образом, только от его решения, но ни от чьего другого». Но како-зы вообще пределы мощи и права государства, определяемые Спинозой? Во-первых, такой предел устанавливается требованиями разума, ибо именно «то государство будет наиболее мощным и наиболее своеправным, которое зиждется на разуме и направляется им». Не возможность творить произвол и насилие, а осуществление того, что здравый разум считает полезным для всех людей («разум вообще учит искать мир»), определяют пределы мощи и права государства. Поскольку истинный разум воплощается в законах, постольку государство связано законами. Если бы государство не было подчинено никаким законам или правилам, замечает мыслитель, то государство не было бы государством и на него следовало бы смотреть не как на естественную вещь, а как на химеру. «Следовательно, государство совершает преступление, когда делает или терпит то, что может быть причиной его гибели». Оно наиболее своеправно тогда, когда поступает по велению разума. При этом законы, которые обязано соблюдать государство, считает Спиноза, относятся не к праву гражданскому, (которое само зависит от решения государства), а к праву естественному. И государство связано ими на том же основании, на котором человек в естественном состоянии, чтобы быть своеправным, обязан остерегаться смерти от собственной руки, соблюдать осторожность и следовать свободе человеческой природы. Во-вторых, предел права государства обусловлен природой самих подданных, которые лишь в той мере признают это право государства, в какой они боятся его угроз или любят гражданское состояние. «Отсюда следует, — заключает Спиноза, — что все то, к выполнению чего никто не может быть побужден ни наградами, ни угрозами, не относится к праву государства». Вне сферы права государства (и государственного вмешательства) он называет способность суждения, право свободы и мысли, любви и ненависти, веры в Бога, право не свидетельствовать против себя, не убивать своих родителей, защищать свою жизнь, присущие человеческой природе. Таким образом, по существу речь идет о тех естественных правах человека, которые не могут быть отчуждаемы в пользу государства. В-третьих, «к праву государства менее относится то, на что негодует большинство,...мощь и право государства уменьшаются постольку, поскольку оно само дает поводы значительному числу лиц к заговору». Пределы власти государства в данном случае ставятся Условиями общественного договора, которые оно не вправе нару- шать и, следовательно, общественным мнением, уважением к верховной власти. «Поэтому государство, чтобы быть своеправным, обязано сохранять причины уважения и страха; в противном случае оно перестает быть государством» 1. Б.Спиноза определяет пределы права государства и в международных отношениях. Он пишет: поскольку право верховной власти есть естественное право, то отсюда следует, что два государства находятся в тех же отношениях, что и два человека в естественном состоянии, с той лишь разницей, что оно может обеспечить себя от притеснения со стороны других. В естественном состоянии два государства — по природе враги. Государство постольку своеправно, поскольку оно может руководствоваться своей пользой и обеспечить себя от притеснения. «Из этого следует, что право войны принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира есть право не одного, но по меньшей мере двух государств, которые поэтому называются союзными». Таким образом, требования естественного и международного права обязывают государства следовать миру. «Чем больше государств заключают вместе мир, — делает вывод Спиноза, —... тем более они обязаны блюсти условия мира, т.е. тем менее они своеправны...». Б.Спиноза в принципе отвергал право подданных (по гражданскому праву) на сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение учредительного договора и законов. Однако их нарушение властями ведет к тому, что общий страх большинства граждан превращается в негодование против властей, «разрушается государство и прекращается договор, защищаемый поэтому не по гражданскому праву, а по праву войны». Следовательно, философ признает естественное право на восстание в случае нарушения государственными властями условий договора. В учении Спинозы большое внимание уделено формам государства как различных форм верховной власти, степени обеспечения в них цели гражданского состояния — мира, безопасности, справедливости. По его мнению, верховная власть сосредоточена в руках того, на кого с общего согласия положена забота о делах правления. «Если эта обязанность лежит на собрании, составляющемся из всего народа, то форма верховной власти называется демократией, если на 1 Б.Спиноза пишет далее: «Ибо для тех или для того, в чьих руках верховная власть, столь же невозможно бегать пьяным или нагим по улицам с развратницами, ломать шута, открыто нарушать и презирать им же самим изданные законы и в то же время сохранять подобающее ему величие, как невозможно быть и не быть. Далее, убийство и грабеж подданных, похищение девушек и тому подобные поступки превращают страх в негодование и, следовательно, гражданское состояние — в состояние враждебности». Сколько носителей верховной власти за более чем 400 лет после написанного доказали, что «невозможное» - возможно, совершая поступки, о которых пишет мыслитель, но не смогли опровергнуть, а лишь подтвердить их последствия? собрании, в которое входят только избранные, — аристократией, и, если, наконец, забота о делах правления и, следовательно, верховная власть возложена на одно лицо, — монархией». Мыслитель отвергает всякую иную форму верховной власти, тем более установленную путем завоевания и порабощения народа. Под верховной властью, — отмечал он, — «я понимаю ту, которая устанавливается свободным народом, а не ту, которая приобретается народом по праву войны». И хотя между той и другой верховной властью он не видел существенного отличия, зато замечал их различные цели и средства, используемые для самосохранения. Какая же форма верховной власти наилучшая? Б.Спиноза считал: она легко познается из цели гражданского состояния — мира и безопасности жизни. Потому та верховная власть наилучшая, при которой люди проводят жизнь в согласии и когда ее права блюдутся нерушимо. Ибо несомненно, что восстания, войны, презрение или нарушение законов следует приписывать не злобности подданных, сколько дурному состоянию верховной власти. Люди не рождаются гражданами, но становятся. Голландский мыслитель осуждал абсолютную монархию: при абсолютной власти подданные — рабы, она враждебна общему благу, монарх боится своих подданных больше, чем врагов. Один человек не может обладать высшим правом и всей мощью государства, поэтому монарх вверяет свое и общее благополучие разного рода советникам и приближенным. Это нарушает условия общественного договора, ведет к разделу верховной власти, ее права, отражается на гражданском праве, безопасности и благополучии граждан. Аристократическая форма верховной власти из числа выбранных лиц (патрициев), по оценке Спинозы, предпочтительнее монархии: она в большей мере обладает абсолютным правом государства, больше приспособлена к сохранению свободы. Только демократия названа в «Политическом трактате» как «всецело абсолютная форма верховной власти». Каковы ее преимущества и особенности? Во-первых, демократическая форма видится Спинозе наилучшей, в наибольшей мере обеспечивающей мир и безопасность жизни, отвечающей целям демократии. Ее отличие от аристократии состоит главным образом в том, отмечается в трактате, что в ней все «на законном основании притязают на право голоса в верховном совете и право поступления на государственные службы». Здесь правители не избираются как лучшие верховным советом, но определяются самим законом. В аристократии же правители (патриции) избираются верховным советом аристократии. Ведь патриции всегда считают лучшими богатых или своих ближайших родственников, или Друзей. Они намеренно препятствуют лучшим доступ в совет, их воля менее всего связана законами. Во-вторых, в демократии все без исключения подчинены одним только отечественным законам, в остальном оставаясь свое-правными. Отечественным законам, подчеркивает Спиноза, чтобы исключить иностранцев. Своеправными — чтобы устранить от участия в управлении государством женщин и рабов, стоящих под властью мужей и господ, а также детей и несовершеннолетних, стоящих под властью родителей и опекунов. Устраняются и те, кто совершил бесчестие (вследствие позорного образа жизни) или преступление. Таким образом, то государство наиболее свободно, законы которого основаны на здравом рассудке. Разумность законов в демократии обусловлена тем, что при ее создании люди «договорились, чтобы силу решения имело то, что получило большинство голосов». А также тем, что законы здесь принимаются многочисленным собранием, где взаимно погашаются страсти. Поэтому создание законов не может быть доверено монархам, сановникам и вообще отдельным лицам, прихоти и аффекты которых неизбежно возьмут верх над разумом. «В демократическом государстве, — писал Спиноза, — менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости». В-третьих, демократическое государство, по оценке мыслителя, «наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа представляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет». Поэтому все в демократии, как прежде в естественном состоянии, пребывают равными. «Она в наибольшей степени способна повелевать подданными и не имеет надобности их опасаться, поскольку такое устройство государства обеспечивает разумность законов, а тем самым и свободу. Только тот свободен, кто, не кривя душой, живет, руководствуясь одним разумом». Поэтому Спиноза определяет демократию в «Богословско-политическом трактате» как всеобщее собрание людей, сообща имеющих верховное право на все, что они могут. Таковы преимущества, особенности и отличие от других форм демократической формы верховной власти, названные Спинозой. Он предложил путь преодоления политического отчуждения человека от государства: надо, чтобы и гражданами, и государством руководил разум. Эта задача достигается демократическим устройством государства, при котором оно фактически сливается с народом, оставаясь обособленной от общества силой, воплощает разумную общую волю, перестает быть чуждым и опасным для народа. Итак, Гроций и Спиноза разработали новую доктрину — теорию естественного права, основанную на новой методологии — рационализме. Эта доктрина выражала основные принципы гражданского общества, всеобщего естественного равенства людей. Противопо- ! ставление требований естественного права нормам волеустановлен-! ного права, т.е. феодальным правовым институтам большинства; стран того времени, явилось орудием критики феодального права и! феодального строя в целом, внешней политики феодальных государств. Гроций развивает теорию суверенитета, общественного дого-I. вора, международных отношений, которые он последовательно рассматривает с позиций естественного права, свободной воли людей как основы общежития. Спиноза вслед за софистами обосновал естественные права и свободы человека, на которые государству посягать или бессмысленно, или опасно. Наиболее естественной формой государства он считал демократию, начав развивать ее теорию. Date: 2015-09-19; view: 1073; Нарушение авторских прав |