Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отдел II. Другие страны Восточной Европы
195. Роль закона. Как и в СССР, во всех европейских социалистических государствах основной источник права — закон. И здесь государственная власть сконцентрирована в парламенте, который один лишь правомочен определять политику страны и издавать законы. Конституция Румынии 1965 года четко говорит о том, что не существует никакой самостоятельной регламентарной власти. Однако при сходстве принципиальной установки имеется немало различий. В Югославии в 1963 году создан Конституционный суд, правомочный просить парламент вновь рассмотреть принятый им закон, который суд считает неконституционным. Таким путем в парламент был возвращен ряд законов, в том числе закон о социальном обеспечении. Создание Конституционного суда предусмотрено в Чехословакии в целях контроля за правильным распределением компетенции между федеральными и иными властями. Определенный контроль за конституционностью законов возможен в Румынии, где он осуществляется комитетом, созданным в парламенте. Югославия, Чехословакия, как и СССР, — федеральные государства. Но в первых двух распределение компетенции между федеральными и республиканскими властями иное, чем в СССР. Не в столь обширных и населенных в сравнении с Советским Союзом странах и имеющих при этом более глубокие парламентские традиции созыв парламента проще и деятельность его активнее, как, например, в Польше, где сейм сам принимает большинство законов, а его орган — Государственный совет в промежутках между сессиями сейма издает нормы лишь в исключительных случаях. 196. Кодификация. Сразу же после прихода к власти коммунистических партий были проведены значительные кодификации, особенно в Польше, Чехословакии и Югославии, где ранее право не было унифицировано в общенациональном плане. Подготовленные с некоторой поспешностью кодексы впоследствии заменялись новыми, отражавшими достигнутое на пути социалистического развития. В Польше в 1964 году были приняты новые Гражданский, Семейный и Гражданско-про-цессуальный кодексы. Позднее были опубликованы кодексы в области уголовного и уголовно-процессуального права, международного частного права, морского права, трудового права и административного процесса. Были попытки кодифицировать административное право и международное торговое право — область, где органы, обладающие нормотворческой компетенцией, создали очень запуганную ситуацию. В Чехословакии в 1963 году были изданы новые Семейный, Граж-данско-процессуальный кодексы. Закон о международном частном праве и Кодекс международной торговли, а в 1964 году — Хозяйственный и Гражданский кодексы, в 1965 году — Кодекс законов о труде. В Германской Демократической Республике в 1965 году вышел новый Семейный кодекс, в 1975 году — Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы и Законы о применении права и о международном частном праве, в 1976 году — Закон о международных хозяйственных договорах. В Албании, Болгарии и Югославии были изданы комплексы крупных законов, заменившие в самых разных сферах действовавшее ранее право. В Венгрии в 1959 году был принят Гражданский кодекс, которого ранее не было в этой стране. 197. Толкование законов. Оно мало чем отличается от принято- го в СССР. Оно должно быть строгим, что неоднократно подчеркивалось в юридической литературе этих стран. Известный венгерский юрист академик Сабо в своей книге «Толкование права» писал: «В социалистическом праве закон не преследует цели замаскировать волю господствующего класса. Отсюда следует, что понятие и роль толкования здесь значительно сужены. Ни при промульгации закона, ни позднее нельзя под предлогом толкования изменить содержание юридических норм или же, ссылаясь на смысл закона, придать ему какую-либо чуждую ему черту. В буржуазном праве судья стал главной персоной юридической системы. Социалистическое развитие должно избежать этого»'. Однако так подходят к толкованию лишь нового права. Что касается законов, унаследованных от прошлого и остающихся в силе, то действуют другие критерии. Наиболее четкой в этом плане является формула, действующая в Югославии: от применения таких законов можно отказаться, если они противоречат основополагающим принципам нового строя. Однако старые законы постепенно сходили со сцены, а в отношении новых в итоге дискуссии были выработаны более гибкие принципы толкования, способствующие усилению связи между правом и жизнью общества. Конституция ЧССР 1960 года в ст. 102 установила, что судьи должны толковать законы в соответствии с социалистическим правосознанием, и это правило было развито в Гражданском кодексе 1964 года. 198. Публикация законов. Правовые традиции сказались и в том, что в рассматриваемых странах хорошо организована публикация всех видов регламентарных актов. Здесь нет сборников, издаваемых для служебного использования в рамках какого-либо министерства, и потому остающихся в какой-то мере конфиденциальными. Возможно, поэтому право европейских социалистических стран легче изучать, чем советское право. Date: 2015-09-19; view: 259; Нарушение авторских прав |