Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отдел II. Другие страны Восточной Европы





195. Роль закона. Как и в СССР, во всех европейских социалис­тических государствах основной источник права — закон. И здесь го­сударственная власть сконцентрирована в парламенте, который один лишь правомочен определять политику страны и издавать законы. Конституция Румынии 1965 года четко говорит о том, что не сущест­вует никакой самостоятельной регламентарной власти.


Однако при сходстве принципиальной установки имеется немало различий. В Югославии в 1963 году создан Конституционный суд, правомочный просить парламент вновь рассмотреть принятый им за­кон, который суд считает неконституционным. Таким путем в парла­мент был возвращен ряд законов, в том числе закон о социальном обеспечении. Создание Конституционного суда предусмотрено в Че­хословакии в целях контроля за правильным распределением компе­тенции между федеральными и иными властями. Определенный кон­троль за конституционностью законов возможен в Румынии, где он осуществляется комитетом, созданным в парламенте.

Югославия, Чехословакия, как и СССР, — федеральные госу­дарства. Но в первых двух распределение компетенции между феде­ральными и республиканскими властями иное, чем в СССР.

Не в столь обширных и населенных в сравнении с Советским Со­юзом странах и имеющих при этом более глубокие парламентские традиции созыв парламента проще и деятельность его активнее, как, например, в Польше, где сейм сам принимает большинство законов, а его орган — Государственный совет в промежутках между сессия­ми сейма издает нормы лишь в исключительных случаях.

196. Кодификация. Сразу же после прихода к власти коммунисти­ческих партий были проведены значительные кодификации, особенно в Польше, Чехословакии и Югославии, где ранее право не было уни­фицировано в общенациональном плане. Подготовленные с некоторой поспешностью кодексы впоследствии заменялись новыми, отражавши­ми достигнутое на пути социалистического развития. В Польше в 1964 году были приняты новые Гражданский, Семейный и Гражданско-про-цессуальный кодексы. Позднее были опубликованы кодексы в области уголовного и уголовно-процессуального права, международного час­тного права, морского права, трудового права и административного процесса. Были попытки кодифицировать административное право и международное торговое право — область, где органы, обладающие нормотворческой компетенцией, создали очень запуганную ситуацию.

В Чехословакии в 1963 году были изданы новые Семейный, Граж-данско-процессуальный кодексы. Закон о международном частном праве и Кодекс международной торговли, а в 1964 году — Хозяйствен­ный и Гражданский кодексы, в 1965 году — Кодекс законов о труде.

В Германской Демократической Республике в 1965 году вышел новый Семейный кодекс, в 1975 году — Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы и Законы о применении права и о между­народном частном праве, в 1976 году — Закон о международных хо­зяйственных договорах.

В Албании, Болгарии и Югославии были изданы комплексы крупных законов, заменившие в самых разных сферах действовавшее ранее право. В Венгрии в 1959 году был принят Гражданский кодекс, которого ранее не было в этой стране.

197. Толкование законов. Оно мало чем отличается от принято-


го в СССР. Оно должно быть строгим, что неоднократно подчеркива­лось в юридической литературе этих стран. Известный венгерский юрист академик Сабо в своей книге «Толкование права» писал: «В социалистическом праве закон не преследует цели замаскировать волю господствующего класса. Отсюда следует, что понятие и роль толкования здесь значительно сужены. Ни при промульгации закона, ни позднее нельзя под предлогом толкования изменить содержание юридических норм или же, ссылаясь на смысл закона, придать ему какую-либо чуждую ему черту. В буржуазном праве судья стал глав­ной персоной юридической системы. Социалистическое развитие долж­но избежать этого»'.

Однако так подходят к толкованию лишь нового права. Что каса­ется законов, унаследованных от прошлого и остающихся в силе, то действуют другие критерии. Наиболее четкой в этом плане является формула, действующая в Югославии: от применения таких законов можно отказаться, если они противоречат основополагающим при­нципам нового строя.

Однако старые законы постепенно сходили со сцены, а в отноше­нии новых в итоге дискуссии были выработаны более гибкие принци­пы толкования, способствующие усилению связи между правом и жизнью общества. Конституция ЧССР 1960 года в ст. 102 установи­ла, что судьи должны толковать законы в соответствии с социалисти­ческим правосознанием, и это правило было развито в Гражданском кодексе 1964 года.

198. Публикация законов. Правовые традиции сказались и в том, что в рассматриваемых странах хорошо организована публикация всех видов регламентарных актов. Здесь нет сборников, издаваемых для служебного использования в рамках какого-либо министерства, и потому остающихся в какой-то мере конфиденциальными. Возмож­но, поэтому право европейских социалистических стран легче изу­чать, чем советское право.








Date: 2015-09-19; view: 259; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию