Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Перестройка
148. Политика перестройки. Правители Советского Союза — наследники Сталина-не смогли осуществить реформ, которые приостановили бы стагнацию. Лишь Хрущев обнаружил некоторую гибкость в этом плане, но в итоге ограничился тем, что отказался от террористического режима времен Сталина. Коммунистическая партия, испуганная такой смелостью, не позволила ему пойти дальше. При правлении пришедших на смену Хрущеву Л.Брежнева, а затем двух других секретарей, получивших на короткий срок власть, перспектив обновления не было. Ситуация изменилась с приходом к власти М.С.Горбачева, избранного в 1985 году Генеральным секретарем коммунистической партии. Осознав маразматическое состояние, в котором оказалась советская экономика, он должен был перейти к политике, направленной на трансформацию советского общества, то есть к политике так называемой «перестройки». Перестройка в СССР преследовала троякую цель. Прежде всего обнаружилась необходимость реорганизации советской экономики, с тем чтобы вдохнуть в предприятия новый дух инициативы и ответственности, восстановить значимость идеи прибыли. Для того,чтобы реформы такого рода имели хоть какой-то шанс на успех, следовало освободить предприятия от их полной зависимости от централизованной, отчасти коррумпированной, управляемой коммунистической партией бюрократии. Экономическая перестройка требовала перестройки политической, появления властного противовеса коммунистической партии в лице свободно избранного гражданами представительного органа. Имелась еще одна цель, необходимая для успеха первой, — развитие многопартийности. Однако, хотя измененная Конституция не признавала более руководящей роли коммунистической партии, последняя, тем не менее, еще сохраняла ее благодаря власти номенклатуры. В этой ситуации главное состояло в том, чтобы вернуть гражданам право голоса, которого они были лишены во времена диктатуры пролетариата, а точнее — коммунистической партии. Правда, этот период считался пройденным: в стране не было больше антагонистических классов,и еще Хрущев провозгласил в 1961 году (хотя и без реальных последствий) формулу о власти всего народа — общенародном государстве. Теперь настало время реализовать ее. Для того чтобы граждане могли приобщиться к власти, вновь обрели чувство ответственности, вкус к инициативе, следовало дать им возможность быть должным образом информированньми. Для этого требовалось отказаться от цензуры и лжи, которые коммунистические правители унаследовали от давней российской традиции. Перестройка, как экономическая, так и политическая, должна была иметь в своей основе развитие всех свобод, без которых человек не может быть настоящим гражданином. Нужна была «гласность», то есть возможность придать всеобщему сведению все то, что значимо для понимания политической ситуации и правильной оценки конкурирующих решений. Понимаемая таким образом перестройка советского общества требовала длительного времени, и сам Горбачев полагал, что нужно по меньшей мере пятнадцать лет, чтобы увидеть ее результаты. Однако и то, что было сделано для реализации трех очерченных выше направлений, повлекло за собой широкомасштабные изменения. Рассмотрим последовательно реформы политического и конституционного характера и их основу — гласность, а затем реформы, более непосредственно затрагивавшие советскую экономику. 149. Политическая перестройка. Переход власти ко всему народу предполагал, что граждане должны получать не обрывочные сведения по соизволению власти, как это было раньше, а обладать всей необходимой информацией. Весь мир был удивлен, видя, с какой оперативностью советская пресса и другие средства массовой информации воспользовались свободой, которой ранее никогда не знали в России. Не менее удивило и то, с какой быстротой коммунистическая партия потеряла монополию власти. Этот процесс начался с XIX партийной конференции в июне 1988 года. За ней последовали конституционные реформы большой значимости. Прежний Верховный Совет был заменен Съездом народных депутатов СССР, который теоретически являлся носителем всей полноты власти. Эта ассамблея избиралась по новым правилам (подрывавшим монополию коммунистической партии) сроком на пять лет и состояла из 2250 депутатов (из них 1500 избирались на территориальной основе, а 750 — общественными организациями, профессиональными и иными). Съезд собирался на ежегодные сессии, избирал постоянно действующий Верховный Совет, его Председателя, решал вопросы об изменениях в Конституции, необходимых для обеспечения успеха перестройки. В ходе двух своих первых сессий в марте 1989 года и марте 1990 года Конгресс народных депутатов в результате острых дискуссий фундаментально изменил политическую структуру Советского Союза. Следует обратить особое внимание на три существенные модификации. На своей первой сессии в марте 1989 года Съезд народных депутатов внес изменения в Конституцию, которые существенно трансформировали роль Верховного Совета. Теоретически он всегда счи-| тался высшим органом государственной власти, но практически лишь | регистрировал решения, принятые вне его стен коммунистической партией и неразрывно связанным с ней правительством. Верховны Совет собирался на короткие сессии (4-6 дней) два раза в год, чтобы единогласно подтвердить решения, принятые между сессиями. Отныне Верховный Совет должен был работать в режиме двух сессий длительностью от четырех до шести месяцев каждая. Он стал играть по-настоящему активную роль. Март 1990 года был отмечен новыми успехами перестройки. Измененная ст. 6 Конституции допустила участие в политической жизни многих партий, и КПСС потеряла руководящую роль, которую отводила ей Конституция СССР в редакции 1977 года. Был предусмотрен также институт президентства, сходный с французским; рядом с Верховным Советом появляется Президент СССР, наделенный широкими правомочиями. Начиная с 1995 года Президент СССР должен был избираться всеобщим голосованием на пять лет, с правом быть переизбранным один раз. Однако Съезд народных депутатов сам избрал первого Президента. Разумеется, им стал М.С.Горбачев. Некоторые депутаты выражали сомнение, не приведет ли создаваемый режим к диктатуре. Тем не менее в стране, плохо подготовленной к тому, чтобы стать страной демократии. Президента предпочли снабдить широкими властными полномочиями. Было необходимо дать ему возможность (освободив от обязанностей в высших партийных инстанциях) провести радикальные реформы, которых требовало катастрофическое состояние советской экономики. Советские руководители в политическом плане предпочитали ограничиться двойной задачей: с одной стороны, поднять значимость представительных выборных органов (и соответственно уменьшить роль коммунистической партии), с другой стороны, создать сильную исполнительную власть с президентским режимом по французскому образцу. Климат свободы породил и еще одну задачу — реформировать федеральную структуру Советского Союза. Союзные республики провозгласили свою независимость. Повсеместно раздавались требования — расширить автономию. Все эти проблемы чрезвычайной важности должен был решить новый Союзный договор, но в результате путча в августе 1991 года мир стал свидетелем распада СССР. 150. Экономическая перестройка. Внимание западного мира оказалось сосредоточено на политической перестройке, правах и свободах граждан СССР. Но не менее важна экономическая перестройка, призванная стать спасительным якорем для оказавшегося в упадке народного хозяйства. То, что предстояло осуществить, было огромно по масштабам. Реформы цен, кредита, налогов требовали длительного времени. Было очевидно намерение перейти от централизованно планируемой экономики к рыночной. Такой переход не просто труден, он предполагает иное видение проблемы и подход к ней. Принцип, на котором основывалась экономическая перестройка, оказался тот же, что и у перестройки политической. Это был призыв к !-•;. | гражданам принять участие в развитии экономики, подобно тому как их 'призывали принять участие в управлении страной. Надлежало перейти от чрезмерно централизованной к децентрализованной экономике, предоставить предприятиям значительно большую самостоятельность, разрешить им самим распоряжаться своей продукцией, средствами, самим устанавливать цены. Место диктата органов управления призвано было занять воздействие клиентуры, а заработная плата должна была быть зависимой от итогов финансовой деятельности предприятия. Освободиться от жесткого государственного управления следовало также в области сельского хозяйства и ремесленной деятельности. Колхозам и совхозам было разрешено реализовывать на городских рынках до 70 % плановой продукции, были смягчены правила, касающиеся размеров приусадебных участков, расширены возможности разрешенной ремесленной деятельности. Намеченную экономическую перестройку смогли лишь начать. Сохранился создаваемый центральной властью план с его установками и показателями. Самостоятельность предприятий оказалась мифом, поскольку не существовало настоящего рынка, а его и не могло быть, потому что даже и не приступали к реформе ценообразования с учетом закона спроса и предложения. Обобществленной экономике не были приданы две движущие силы, благодаря которым функционирует экономика в капиталистических странах, а именно: стремление руководителей предприятия получить прибыль и боязнь увольнения и безработицы у работников. Было ли это возможно в сложившихся экономических условиях? Посчитали, что можно отказаться от обусловленности цен жестким законом спроса и предложения. Это открыло дорогу бюрократическим решениям, подорвало инициативу исполнителей, заставило терпеть безучастие и лень. Нужны были дальнейшие шаги. 151. Чем заменить коммунистическую партию. Очевидно, что успех новой политики зависел прежде всего от того, поддержит ли ее население страны. Не следует забывать, что коммунистическая партия, сильная своей численностью (19 миллионов человек), была в Советском Союзе вездесуща — и на предприятиях, и в учреждениях. Важнейшую роль играла номенклатура. После роспуска КПСС в стране не оказалось другой организованной силы. Требовалось обновлять кадры, но это не та задача, которую можно решить за один день. Очень трудно также изменить ментальность населения. Оно издавна отстранилось от политики и подчинялось приказам правителей, подобно тому как подчиняются предначертаниям Провидения. Так было в эпоху татарского ига и в эпоху автократического правления царей. Народы Советского Союза безропотно согласились на террор сталинского режима. Всегда преобладали пассивность и покорность. Демократия как идеология и форма правления была чужда населению. Тем не менее казалось, что времена меняются,и массы, инициируемые интеллигенцией, имея перед собой пример Запада, смогут вы- разить свою волю. Но не исключено, что стремление изменить систему не пойдет дальше требования иметь достойные жилище и питание.' Понадобится длительное время, чтобы народы Советского Союза, преодолев традицию, прониклись демократическим духом. Либерализация создала благоприятный климат открытости и разрядки. Кроме того, успеху экономической перестройки способствует еще один фактор. Марксистско-ленинская доктрина требовала от граждан отказаться от их эгоистических интересов во имя блага всех. Нынешняя политика более реалистична, она опирается на личные интересы и даже легитимирует прибыль. 152. Важность международной помощи. Чтобы советская экономика выздоровела, нужны, по словам руководителей страны, долгие годы реализации новой экономической политики. И тем не менее, важно, чтобы граждане видели, что ситуация уже улучшается; это цена их доверия и участия. Чтобы придать шансы новой политике, поддержать руководство страны, необходима массивная помощь стран либеральной экономики — продовольственная, техническая, финансовая. Новые руководители отчетливо продемонстрировали свою волю создать новый строй, при котором Содружество Независимых Государств не будет представлять собой угрозы правам человека и миру на земной шаре. Для стран Запада также очевидна выгода политики, открывающей им широкие и правильные перспективы в экономическом и финансовом плане. Дух международной солидарности стал реальностью. Date: 2015-09-19; view: 296; Нарушение авторских прав |