Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Р. Пандей. КРИТИКА ЗАПАДОЦЕНТРИЗМА В ТЕОРИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Перевод осуществлен по изд.: Pandey R. Sociology of Development. Delhi, 1985. В научной литературе можно найти обширный перечень препятствий переменам в социальном, культурном и психологическом планах и каждое препятствие подвергается подробному описанию. Американский социолог Дж. Фостер** включает в список социальных барьеров такие особенности социальной структуры: а) групповая солидарность: взаимные обязанности в рамках семьи, фиктивное родство (fictive kin), дружественные связи, малые группы, общественное мнение, клановые разборки, статусные интересы; б) устоявшиеся местные авторитеты: семейные, политические, неординарных личностей; в) кастовые и классовые барьеры и т.д. Культурные препятствия переменам охватывают также несколько блоков: а) ценности и ориентации: традиции, фатализм, культурный этноцентризм, чувства гордости и достоинства, нормы скромности, локальные ценности; б) структура культуры: логическая несовместимость культурных характеристик и непредвиденные последствия планируемых инноваций; в) моторные образцы и привычные телесные позиции. Психологические препятствия переменам, относимые к категории межкультурного восприятия: восприятие характера власти, отношение к подаркам, дифференциации ролей и т.д. Коммуникативные трудности: языковые, демонстрируемые предупреждения об опасности и т.д. Проблемы переобучения и т.д. Затем М. Фостер обсуждает те стимулы, при помощи которых индивиды могут преодолевать такого рода барьеры и приобщиться к переменам, выделяя культурные, социальные и психологические аспекты. [Далее приведена пространная критика такого рода подходов. 1. Недостатки этих подходов были раскрыты уже в критике прогрессистской и эволюционной формулы как однолинейной, слишком универсальной, тотальной и упрощенной. 2. Такой подход не обеспечивает адекватного анализа значения поддержания стабильности и единства общества. 3. Не найдено категориальное понимание единицы изменений, * Автор ссылается на кн.: Foster M. Traditional Societies and Technological Change. 1973. Ранее эта книга была издана под названием «Traditional Culture and the Impact f Technological Change» (N.Y., 1962). которые принципиально различны на уровне «корней травы» и макроуровне цивилизаций. 4. Отсутствует адекватное понимание специфики обществ, его сложившегося своеобразия. 5. Игнорируется понимание роли исторического достояния. 6. Отсутствует понимание должного темпа и структуры перемен. 7. Западное общество выступает как однозначная позитивная модель и образец для подражания всем «неразвитым» странам. 8. Изменения в незападных странах преподносятся как недавнее явление, большей частью после второй мировой войны, в то время как они имеют в своей истории наследие перемен. 9. В этих подходах проводятся диффузионистская установка на распространение инноваций из исходного центра и игнорируется роль инноваций в самих развивающихся странах. 10. В этих подходах игнорируются тяжелые социальные последствия вследствие усиления социального неравенства и ухудшения положения масс. 11. Воздействие развитых стран на неразвитые в ряде существенных отношений оказывается негативным, ведущим к усилению зависимости и отсталости. Этот последний тезис переводит тематику в сферу глобалистики и миросистемных теорий.] Date: 2015-09-19; view: 429; Нарушение авторских прав |