Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава XV. Цивилизационные проблемы модернизации
Дж. Джермани. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ • Перевод осуществлен по изд.: Germany G. Modernization and UAanization/ The New Encyclopedia Britannica. 1988. V. 24. P. 255-261. Процесс модернизации первоначально рассматривался как вестернизация или европеизация, так как он начался в Европе и распространился в другие страны. Однако на новом этапе нельзя более рассматривать модернизацию как только перенос европейских институтов в другие части света или как переход к какому-либо одному фиксированному типу общества. Движения за национальную независимость, подъем новых наций, постоянная трансформация капиталистического общества, подъем различных форм планируемой экономики и слияние западных и незападных компонентов в процесс модернизации — все это сделало очевидным тот факт, что модернизация включает в себя разнообразие моделей, подверженных переменам. Очевидно и то, что к модернизации ведут многие пути. Только условно можно предполагать, что усиливающаяся общемировая унификация в конце концов приведет к большей культурной и социальной гомогенности. В любом случае, результатом станет новая всемирная цивилизация, соединяющая наследие как западных, так и незападных культур. Про- цесс модернизации — это перманентная революция, не имеющая предустановленной конечной цели. Уже сейчас мы можем различать исходную фазу современности («старый модерн»), переходную, и новую современную («новый модерн») фазы, а в наше время мы сталкиваемся с переходом в постсовременную фазу («постмодерн«). Природа модернизации. Модернизация охватывает все общество, включая экономическую, политическую и социальную системы. В экономической сфере модернизация принимает форму индустриализации. В политической сфере ранее для современного общества характерными считались демократические конституционные режимы, но теперь стало очевидным, что с модернизацией совместимы многие типы политических систем, поскольку они в приемлемой степени допускают устойчивое экономическое и социальное развитие. В социальной сфере также с современным обществом совместимы различные формы организации, поскольку они допускают необходимые перемены в типе личности, нормах, социальных отношениях и институтах. Следует отчетливо разводить эти три сферы — экономическую, политическую и социальную, так как в зависимости от исторических условий перемены в них совершаются разными темпами и в разной последовательности. Одна из трудностей в определении модернизации состоит в том, что она включает в себя много аспектов и проявляется в разных формах, подверженных изменениям. Источником разногласий является также необходимость выявления разных причин формирования современного индустриального комплекса, различий в ходе первичной модернизации и другими многочисленными вариантами перехода, через которые модернизация распространялась по планете. Современные общества могут быть представлены как общая категория, включающая множество различных вариантов, и все они содержат некоторые общие черты, отличающие их от традиционных обществ. Эти черты включают: постоянный ускоренный рост знаний и установку на их применение в технологиях для производства товаров и услуг на основе использования новых и более высоких форм энергии, направленного на достижение максимальной эффективности. Этот процесс сопровождается тенденцией к секуляризации, означающей рациональную организацию деятельности на основе безличностных утилитарных ценностей и принципов, вытесняющих ритуальные и традиционные механизмы. В некоторой степени секуляризация имеет место в каждой исторической цивилизации. Однако в современных обществах она распространяется гораздо шире и имеет иную ориентацию. Изменения относятся к: 1) сущности социальной деятельности, 2) утверждению социальной ориентации на перемены и 3) расширению степени дифференциации и специализации институтов. <...> Предписанные формы действия обычно рассматривались как индивидуальное выражение коллективной деятельности, однако действие по выбору предполагает полностью индивидуализированного субъекта. Рациональное действие — особый вид деятельности, ведущим критерием для которого является выбор оптимальных средств достижения поставленных целей. Трудная проблема, с которой сталкивается в той или иной степени любая современная политическая система, заключается в расширении способности к принятию перемен и в их отборе. Перемены всегда порождают конфликты, поэтому современное общество должно обладать высокой способностью к их разрешению. Однако и в развитых обществах всегда существует сфера, в которой перемены могут приводить к слишком острым конфликтам, может быть, даже создавая угрозу распада общества или его раскола. Поэтому постоянно должно сохраняться ядро общих ценностей, подрыв которых должен восприниматься как угроза всему обществу. Существенное значение в процессах политической и социальной интеграции имеет принцип национального единства, составляющий существенный компонент любой современной политической системы. Он способствует поддержанию единства и идентичности современного общества, заменяя примитивные формы племенной связи и прежние религиозные и традиционные привязанности. В историческом плане формирование национальной идентичности совпало с ростом буржуазии, распространяясь затем на средние и низшие слои, что совпало с расширением гражданских, политических и социальных прав. В современных обществах национализм стал одной из движущих сил политической жизни. В последние десятилетия некоторые негативные стороны процесса модернизации породили разные формы сопротивления. Модернизация приводит к возникновению множества различных этических, эстетических и идеологических тенденций, что делает затруднительным формирование общих ценностей. Модернизирующееся общество должно найти пути социализации индивида, оставляя ему возможность выбора и изменения. Оно также должно найти средства контроля неизбежных конфликтов в обществе и внутри самой личности. Некоторые особенности современного общества затрудняют отклик на эти требования, так как передовые технологии и сложность организации об- шества приводят к атомизации индивидов и подрывают способность человека к самостоятельной ориентации в меняющихся условиях. Все теоретики модернизации признают, что переходный период неизбежно чреват различными конфликтами, часто приводящими к насилию и революциям. При этом они могут расходиться в оценках значения таких конфликтов и анализе тех форм, которые они принимают. Марксисты рассматривают классовые конфликты как важнейшую движущую силу исторических перемен и определяют классы в соответствии с их отношением к средствам производства. Можно предположить, что соединение противоречий, присущих современной цивилизации, с теми, что унаследованы от прошлой истории, породит еще больший уровень конфликтности. Комментарий. См. с. 468. Date: 2015-09-19; view: 2139; Нарушение авторских прав |