Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выявление уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня





Для подтверждения выдвинутой гипотезы, нами было организовано экспериментальное исследование с целью – выявить эффективность использования сказки в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Для реализации поставленной цели нами были определены задачи экспериментального исследования:

1. Проанализировать специальную литературу по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;

2. Выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;

3. Подобрать и апробировать серию занятий с использованием сказки;

4. Экспериментально подтвердить эффективность использования сказки при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Экспериментальное исследование проходило на базе МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 235» V вида г. Новокузнецк в период с октября 2014г по апрель 2015г. В эксперименте участвовали 10 детей старшей возрастной группы (5-6 лет). Список группы детей представлен в Таблице №1.

Таблица №1

Имя, фамилия Возраст Логопедическое заключение
  Аня С. 5л 9 мес ОНР III уровень
  Кирилл И. 5л 9 мес ОНР III уровень
  Вова П. 5л 8 мес ОНР III уровень
  Саша Е. 5л 10мес ОНР III уровень
  Костя М. 5л 9 мес ОНР III уровень
  Даниил Т. 5л 6 мес ОНР III уровень
  Ангелина П. 5л 8 мес ОНР III уровень
  Милана П. 6л 1мес ОНР III уровень
  Костя Т. 5л 5 мес ОНР III уровень
  Артем К. 5л 7 мес ОНР III уровень

 

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

1) Констатирующий эксперимент, цель – выявить исходный уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, состоящий из 3 под этапов:

1. Подбор диагностического материала;

2. Проведение диагностического обследования детей;

3. Анализ результатов диагностики.

2) Формирующий эксперимент, цель – проведение коррекционной работы по активизации связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством сказки.

3) Контрольный эксперимент, цель – выявить уровень развития связной речи у детей после проведения формирующего эксперимента, сделать сравнительный анализ.

Для выявления первоначального уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, мы подобрали методику обследования связной речи, предложенную Глуховым В. П., которая включает в себя шесть заданий:

Задание 1: Составление предложений по отдельным

ситуационным картинкам (картинки-действия).

Цель: определить способности детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы.

Задачи: развивать у детей самостоятельное установление смысловых отношений в высказывании и передавать их в виде соответствующей по структуре фразы.

Инструкция.

Подготовка исследования: Для проведения исследования требуются несколько картинок следующего образца (приложение 1):

ü Мальчик сажает дерево.

ü Мальчик ловит рыбу.

ü Девочка катается на коньках.

Исследование проводится в индивидуальной форме. При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?».

Критерии оценки:

5 баллов – ответ на вопрос-задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание.

4 балла – длительные паузы с поиском нужного слова.

3 балла – сочетание указанных недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы при выполнении всех (или большинства) вариантов задания.

2 балла адекватная фраза-высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие. Не все варианты задания выполнены.

1 балл– отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса. Составление фразы подменяется перечислением предметов, изображенных на картинках.

 

Задание 2: Составление предложения по трем картинкам (например, девочка, корзинка, лес).

Цель: выявить способности детей составить предложение по трем картинкам.

Задачи: развивать способности детей устанавливать, логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.

Инструкция. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах.(приложение №2)


Критерии оценки:

5 баллов – фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание.

4 балла – если у детей имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации.

3 балла – фраза составлена на основе предметного содержания только двух картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание.

2 балла – ребенок не смог составить фразу высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую ему помощь.

1 балл – предложенное задание не выполнено.

 

Задание 3: Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).

Цель: выявить возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Задачи: развивать способности детей передать содержание рассказа полно без наличия смысловых пропусков, повторов.

Для этого мы использовали знакомую детям сказку: «Теремок». Текст произведения прочитывался дважды, перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Критерии оценки:

4 балла – если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста.

3 балла – пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста.

2 балла – отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента.

1 балл – пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена.

0 баллов – задание не выполнено.

 

Задание 4: Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.

Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Задачи: закреплять способности детей развивать фразовую речь, при составлении рассказа по картине.

Инструкция. Это задание использовалось для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Мы использовали серию из трех картинок «Два козла». Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, который их внимательно рассматривает и составляет рассказ по картинкам.

Критерии оценки:

4 балла самостоятельно составлен связный рассказ.

3 балла – рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок.

2 балла – рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь.

1 балл – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету.


0 баллов - задание не выполнено.

 

Задание 5: Сочинение рассказа на основе личного опыта.

Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Задачи: развивать фразовую речь, при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры.

Инструкция. Детям предлагалось рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети, в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях.

Критерии оценки:

4 балла – рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания.

3 балла – рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания.

2 балла – в рассказе отражены все вопросы задания, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий, информативность рассказа недостаточна.

1 балл – отсутствуют один или два фрагмента рассказа, большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий.

0 баллов – задание не выполнено.

 

Задание 6: Составление рассказа-описания.

Цель: выявление полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.

Задачи: развивать у детей способность отражать основные свойства предметов, используя языковые средства словесной характеристики.

Инструкция. При описании куклы дается следующая инструкция-указание. Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине, назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове и т.п.

Критерии оценки:

4 балла – в рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета.

3 балла – рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета.

2 балла – рассказ-описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен, в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета.

1 балл – рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания.

0 баллов – задание не выполнено.

Критерии отнесения ребенка к тому или иному уровню составлялся на основании суммирования балов за все шесть заданий:

· От 21 до 26 баллов – высокий уровень развития связной речи;


· От 15 до 20 баллов – средний уровень развития связной речи;

· От 9 до 14 баллов – недостаточный уровень развития связной речи;

· От 3 до 8 баллов – низкий уровень развития связной речи.

Результаты исследования группы на констатирующем этапе представлены в таблице №2, также в приложение предоставлены Протоколы обследования двоих детей (приложение №5).

 

Таблица №2

Имя ребёнка Количество баллов за задание Общее кол-во баллов Уровень развития
           
  Аня С.               Средний
  Кирилл И.               Средний  
  Вова П.               Недостаточный  
  Саша Е.               Низкий  
  Костя М.               Недостаточный  
  Даниил Т.               Недостаточный  
  Ангелина П.               Низкий  
  Милана П.               Средний  
  Костя Т.               Низкий
  Артем К.               Недостаточный

 

Итак, по результатам исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, мы получили следующие данные:

· С высоким уровнем развития речи в группе детей нет;

· Со средним уровнем развития связной речи 3 ребенка (Аня С., Кирилл И., Милана П.);

· С недостаточным уровнем речевого развития 4 детей (Вова П., Костя М., Даниил Т., Артём К.);

· С низким уровнем развития связной речи 3 детей (Ангелина П., Саша Е., Костя Т.).

Следовательно, в группе преобладают дети с недостаточным и низким уровнем развития связной речи.

Из всего перечисленного выше, можно сделать вывод, что в группе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно развита связная речь.

Данные результаты мы представили на гистограмме №1:

Гистограмма №1: «Обследование связной речи детей с ОНР»

 







Date: 2015-09-19; view: 6067; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию