Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Связная речь и ее характеристика
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (А.М. Бородич [3], А.М. Леушина [11], Е.А. Флерина [29], О.С. Ушакова [26], К.Д. Ушинский [27]) и психологами (Л.С. Выготский [5], А.А. Леонтьев [10], С.Л. Рубинштейн [17], Ф.А. Сохин [21; 22]). Понятие «связная речь» употребляется в следующих значениях: - процесс, деятельность говорящего, пишущего; - продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание. М.Р. Львов [13;С48] определяет связную речь как отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. По мнению С.Л. Рубинштейна [17, C.439]. «Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания». А.В. Текучев [23], считает, что под связной речью в широком смысле следует понимать любую единицу речи, составленные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» Связная речь, по мнению исследователя, характеризуется наличием четырёх основных групп связей: - логических – отнесённость речи к объективному миру и мышлению; - функционально-стилевых – отнесённость речи к партнёрам общения; - психологических – отнесённость речи к сферам общения; - грамматических – отнесённость речи к структуре языка. Речь считается связной, если для нее характерны [20;C.237]: - содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится); - точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); - логичность (последовательное изложение мыслей); - ясность (понятность для окружающих); - правильность, чистота, богатство (разнообразие). Т.А. Ладыженская [8] говорит о том, что формировать связную речь – это значит прививать ряд конкретных умений: 1.Умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, раскрыть ее с относительной полнотой. 2.Умение подчинить свое сочинение основной мысли. 3.Умение собирать материал для рассказа, сочинения или другого связного текста. 4.Умение систематизировать материал, располагать его в нужной последовательности. 5.Умение составлять план предстоящего связного текста. 6.Умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, что невозможно без достаточного словарного запаса, синтаксических умений. Рассматривая генезис связной речи, С.Л. Рубинштейн отмечает [17; С237], что спонтанно, в процессе «живого общения», она не формируется, ребенок постепенно переходит от «господства» ситуативной к описательной. В итоге исследователь приходит к выводу о необходимости специального обучения основным видам связной речи еще в дошкольном возрасте. Основными видами связной речи считаются диалогическая речь и монологическая, или диалог и монолог. Каждый из этих видов имеет свои особенности. По мнению Л.Г. Парамоновой [15] диалог является наиболее простым видом связной речи. Это самый распространенный и естественно возникший способ живого и непосредственного общения между двумя людьми. Диалогическая речь – первична по происхождению [18]. Основная особенность диалога состоит в том что его участники поочередно меняются ролями говорящего и слушающего. В процессе диалога собеседникам не требуется развертывание мысли, так как им всегда известно, о чем идет речь. Диалогическая речь протекает в конкретной ситуации, что говорит о ее ситуативности, и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога: речь, как правило неполная, сокращенная, иногда фрагментарная. Из этого следует, что для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; непроизвольность и реактивность, простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание, использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения [31] Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребенка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно. Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. [1]. Монологическая форма речи, возникает на основе диалогической Монологическая речь характеризуется более сложным строением, формулировкой информации, большей развернутостью, так как выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим, стимулирование исключительно внутренними мотивами (содержание и языковые средства выбирает сам говорящий). Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания [10]. Следует, что монолог характеризуется рядом признаков [6; С.79]: · целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); · структурное оформление (начало, середина, конец); · связность (логические связи между предложениями и частями монолога); · объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания). Не смотря на различия диалогическая и монологическая речь тесно связаны, и часто переплетаются между собой. Навыки диалогической речи являются основой овладения монологом. Изначально формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно [2]. Принято выделять следующие виды связной монологической речи: описание, повествование, рассуждение. Описание как речь - это сочетание предметного значения объекта мысли и речи в широком понимании (портрет, картина природы и т. д.) с его способом выражения, изложения в виде перечисления одновременных признаков этого предмета, т. е. описательным способом. Описание - особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности. Описание – это функционально-смысловой тип речи, являющийся ее типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определенную языковую структуру» [30;С.217]. Для рассказа-описания характерно перечисление одновременных признаков предмета в широком понимании указывает Е.О. Сазонова [18;С71]. Само перечисление признаков – это еще не описание как речь, а только способ, употребленный в рассказе-описании. Описательный рассказ как вид речевого высказывания – это сочетание предметного значения объекта мысли и речи в широком понимании (портрет, картина природы и т. д.) с его способом выражения, изложения в виде перечисления одновременных признаков этого предмета, т. е. описательным способом. Ф.А. Сохин [22] подчёркивает, что структура описания «мягкая» и вариативная. К существенным характеристикам, рассказа-описания относятся: · связность; · последовательность; · логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей [6;С.8]. Следующий тип монолога – повествование, или связный рассказ о каких – либо событиях [1;С 255]. Повествование – это тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях и состояниях, которые происходят в разное время, но связанны между собою, зависимы друг от друга [14. С 32.].Повествование обладает рядом характеризующих его признаков: динамичностью, которая передается семантикой глаголов, видовременными формами глаголов со значением мгновенности, стремительности («вдруг», «неожиданно» и пр.), наличием обстоятельственных слов со значением временной последовательности («потом», «затем», «после этого» и др.), союзов со значением чередования и др. В повествовании, в отличии от описания, допустимо смешение времен. Одним из основных признаков повествования является наличие сюжета и действующих персонажей. В повествовании соблюдается особая структура: в начале - экспозиции происходит знакомство со временем и местом действия; далее, в завязке говорится о начале действий или причине событий.; после происходит развитие события и кульминация, которая разрешается развязкой. Структура повествования характеризуется большей жесткостью, так как перестановка компонентов ограничена фактором временной последовательности, нарушение которой может привести к искажению сюжета. Для повествовательных рассказов характерна цепная связь между предложениями. [19; С 82- 102] Третьим типом связной монологической речи является рассуждение. Рассуждение это логическое изложение материала в форме доказательства [2;С258]. Рассуждение это такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение [14; С 160]. В рассуждении объясняется какой – либо факт, аргументируется отстаиваемая точка зрения, происходит раскрытие причинно – следственных связей и отношений. Отличительный признак рассуждения: обязательное наличие двух взаимообусловленных смысловых частей: первая часть – это то, что объясняется, доказывается, а вторая – это само объяснение, доказательство. Композиция рассуждения строится в следующем порядке: введение, тезис, доказательства в его пользу, вывод. Вследствие того, что доказательства тезиса могут даваться в различной последовательности, структура рассуждения не является жесткой. В этом типе связной речи может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный [21; С 103- 108].. В рассуждении используются различные способы выражения причинно – следственных отношений: придаточные предложения с союзом «потому что», «если, то», «поэтому», «так как»; глагольные словосочетания; имена существительные в родительном падеже с предлогами «от», «с», «из - за»; вводные слова; бессоюзная связь слова «вот», «например», «следовательно», «значит», «во - первых», «во - вторых». Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразие связей и отношений реального мира. Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля. [21; С 106- 116]. Таким образом, связная речь традиционно делится на два основных ее вида: диалог – более ранний и простой вид связной речи и монолог. Диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и регулируется исключительно внешними мотивами. Монологическая речь – более сложный, развернутый, организованный вид связной речи, регулирующийся не только внешними но и внутренними мотивами. Монологическая речь является произвольным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания. Основными видами монологической речи являются описание, повествование, рассуждение. Для детей дошкольного возраста наиболее характерными являются описание и повествование. Date: 2015-09-19; view: 8143; Нарушение авторских прав |