Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связная речь и ее характеристика






Рассмотрение проблемы развития связной речи мы считаем целесообразным начать с понятия о связной речи и анализа ее характеристики.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (А.М. Бородич [3], А.М. Леушина [11], Е.А. Флерина [29], О.С. Ушакова [26], К.Д. Ушинский [27]) и психологами (Л.С. Выготский [5], А.А. Леонтьев [10], С.Л. Рубинштейн [17], Ф.А. Сохин [21; 22]).

Понятие «связная речь» употребляется в следующих значениях:

- процесс, деятельность говорящего, пишущего;

- продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание.

М.Р. Львов [13;С48] определяет связную речь как отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
А.М. Бородич [3;C78] дает следующее определение данному понятию, «связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей»/

По мнению С.Л. Рубинштейна [17, C.439]. «Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания».

А.В. Текучев [23], считает, что под связной речью в широком смысле следует понимать любую единицу речи, составленные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» Связная речь, по мнению исследователя, характеризуется наличием четырёх основных групп связей:

- логических – отнесённость речи к объективному миру и мышлению;

- функционально-стилевых – отнесённость речи к партнёрам общения;

- психологических – отнесённость речи к сферам общения;

- грамматических – отнесённость речи к структуре языка.

Речь считается связной, если для нее характерны [20;C.237]:

- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

- логичность (последовательное изложение мыслей);

- ясность (понятность для окружающих);

- правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Т.А. Ладыженская [8] говорит о том, что формировать связную речь – это значит прививать ряд конкретных умений:

1.Умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, раскрыть ее с относительной полнотой.

2.Умение подчинить свое сочинение основной мысли.

3.Умение собирать материал для рассказа, сочинения или другого связного текста.

4.Умение систематизировать материал, располагать его в нужной последовательности.

5.Умение составлять план предстоящего связного текста.

6.Умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, что невозможно без достаточного словарного запаса, синтаксических умений.

Рассматривая генезис связной речи, С.Л. Рубинштейн отмечает [17; С237], что спонтанно, в процессе «живого общения», она не формируется, ребенок постепенно переходит от «господства» ситуативной к описательной. В итоге исследователь приходит к выводу о необходимости специального обучения основным видам связной речи еще в дошкольном возрасте.

Основными видами связной речи считаются диалогическая речь и монологическая, или диалог и монолог. Каждый из этих видов имеет свои особенности.

По мнению Л.Г. Парамоновой [15] диалог является наиболее простым видом связной речи. Это самый распространенный и естественно возникший способ живого и непосредственного общения между двумя людьми. Диалогическая речь – первична по происхождению [18]. Основная особенность диалога состоит в том что его участники поочередно меняются ролями говорящего и слушающего. В процессе диалога собеседникам не требуется развертывание мысли, так как им всегда известно, о чем идет речь. Диалогическая речь протекает в конкретной ситуации, что говорит о ее ситуативности, и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога: речь, как правило неполная, сокращенная, иногда фрагментарная.

Из этого следует, что для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; непроизвольность и реактивность, простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание, использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения [31] Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребенка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно.
Стимулируется диалогическая речь не только внутренними мотивами, но и внешними.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. [1]. Монологическая форма речи, возникает на основе диалогической Монологическая речь характеризуется более сложным строением, формулировкой информации, большей развернутостью, так как выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим, стимулирование исключительно внутренними мотивами (содержание и языковые средства выбирает сам говорящий). Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания [10].

Следует, что монолог характеризуется рядом признаков [6; С.79]:

· целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли);

· структурное оформление (начало, середина, конец);

· связность (логические связи между предложениями и частями монолога);

· объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

Не смотря на различия диалогическая и монологическая речь тесно связаны, и часто переплетаются между собой. Навыки диалогической речи являются основой овладения монологом. Изначально формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно [2].

Принято выделять следующие виды связной монологической речи: описание, повествование, рассуждение.

Описание как речь - это сочетание предметного значения объекта мысли и речи в широком понимании (портрет, картина природы и т. д.) с его способом выражения, изложения в виде перечисления одновременных признаков этого предмета, т. е. описательным способом. Описание - особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности. Описание – это функционально-смысловой тип речи, являющийся ее типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определенную языковую структуру» [30;С.217]. Для рассказа-описания характерно перечисление одновременных признаков предмета в широком понимании указывает Е.О. Сазонова [18;С71]. Само перечисление признаков – это еще не описание как речь, а только способ, употребленный в рассказе-описании. Описательный рассказ как вид речевого высказывания – это сочетание предметного значения объекта мысли и речи в широком понимании (портрет, картина природы и т. д.) с его способом выражения, изложения в виде перечисления одновременных признаков этого предмета, т. е. описательным способом.

Ф.А. Сохин [22] подчёркивает, что структура описания «мягкая» и вариативная.

К существенным характеристикам, рассказа-описания относятся:

· связность;

· последовательность;

· логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей [6;С.8].

Следующий тип монолога – повествование, или связный рассказ о каких – либо событиях [1;С 255]. Повествование – это тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях и состояниях, которые происходят в разное время, но связанны между собою, зависимы друг от друга [14. С 32.].Повествование обладает рядом характеризующих его признаков: динамичностью, которая передается семантикой глаголов, видовременными формами глаголов со значением мгновенности, стремительности («вдруг», «неожиданно» и пр.), наличием обстоятельственных слов со значением временной последовательности («потом», «затем», «после этого» и др.), союзов со значением чередования и др. В повествовании, в отличии от описания, допустимо смешение времен. Одним из основных признаков повествования является наличие сюжета и действующих персонажей. В повествовании соблюдается особая структура: в начале - экспозиции происходит знакомство со временем и местом действия; далее, в завязке говорится о начале действий или причине событий.; после происходит развитие события и кульминация, которая разрешается развязкой. Структура повествования характеризуется большей жесткостью, так как перестановка компонентов ограничена фактором временной последовательности, нарушение которой может привести к искажению сюжета. Для повествовательных рассказов характерна цепная связь между предложениями. [19; С 82- 102]

Третьим типом связной монологической речи является рассуждение. Рассуждение это логическое изложение материала в форме доказательства [2;С258]. Рассуждение это такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение [14; С 160]. В рассуждении объясняется какой – либо факт, аргументируется отстаиваемая точка зрения, происходит раскрытие причинно – следственных связей и отношений.

Отличительный признак рассуждения: обязательное наличие двух взаимообусловленных смысловых частей: первая часть – это то, что объясняется, доказывается, а вторая – это само объяснение, доказательство. Композиция рассуждения строится в следующем порядке: введение, тезис, доказательства в его пользу, вывод. Вследствие того, что доказательства тезиса могут даваться в различной последовательности, структура рассуждения не является жесткой. В этом типе связной речи может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный [21; С 103- 108]..

В рассуждении используются различные способы выражения причинно – следственных отношений: придаточные предложения с союзом «потому что», «если, то», «поэтому», «так как»; глагольные словосочетания; имена существительные в родительном падеже с предлогами «от», «с», «из - за»; вводные слова; бессоюзная связь слова «вот», «например», «следовательно», «значит», «во - первых», «во - вторых». Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразие связей и отношений реального мира. Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля. [21; С 106- 116].

Таким образом, связная речь традиционно делится на два основных ее вида: диалог – более ранний и простой вид связной речи и монолог. Диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и регулируется исключительно внешними мотивами. Монологическая речь – более сложный, развернутый, организованный вид связной речи, регулирующийся не только внешними но и внутренними мотивами. Монологическая речь является произвольным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания. Основными видами монологической речи являются описание, повествование, рассуждение. Для детей дошкольного возраста наиболее характерными являются описание и повествование.

Date: 2015-09-19; view: 7845; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию