Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Сказка и ее использование в работе по развитию связной речи детей с ОНР III уровня





 

Рассмотрев особенности связной речи у детей с ОНР III уровня, переходим к рассмотрению различных методик и средств, используемых в этих методиках для развития данного вида речи.

Существует большое количество методик по развитию связной речи у дошкольников, как с нормальным речевым развитием, так и с общим недоразвитием речи (В.К.Воробьева [4], В.П. Глухов [6], Т.А. Ткаченко [24,25], О.С. Ушакова [26] и другие.)

Вся работа по развитию связной речи направлена на формирование коммуникативных умений, речевых способностей человека. Именно поэтому большое значение имеет четкое сознание содержания работы по развитию связной речи, ее последовательности и оптимальной, соответствующий задачам отбор методов и средств обучения. В современной методике развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, идет поиск средств и методов, направленных на повышение эффективности данного вида работы.

Т.А. Ткаченко [25] процесс развития у дошкольников связной речи предлагает разделить на несколько этапов:

1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Необходимые речевые средства дает образец рассказа педагога;

2. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа;

3. Пересказ текста с использованием магнитной доски;

4. Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин;

5. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин;

6. Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

7. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий; дети наблюдают, как правило, конечный результат действий;

8. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствует образец высказывания.

О.С. Ушакова и Е.М. Струнина [26.С 79-112] для развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста предлагают такие формы работы как:

1. Пересказ литературных произведений (сказки или рассказа) – учит детей связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст;



2. Рассказывание по картине (составление описательного и повествовательного рассказа) – обучение самостоятельному составлению рассказа по содержанию картины;

3. Рассказывание по серии сюжетных картин – формирование умения развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

4. Рассказывание из личного опыта (описательные, повествовательные, контаминационные рассказы).

В.П. Глухов [6. С 27-48] для развития связной речи дошкольников с ОНР предлагает следующие этапы:

1. Работа по составлению пересказа: обогащение словарного запаса, усвоение норм построения предложений и целого текста. В начальном этапе работы рекомендуется использовать небольшие по объему тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, и увеличивать их объем по мере возрастания речевых возможностей детей. Также в текстах должно присутствовать четкое деление на фрагменты-эпизоды и ясная логическая последовательность событий. Занятие по пересказу В.П. Глухов предлагает строить по следующей схеме: чтение произведения и разбор текста; закрепление речевого материала с использованием наглядности – сюжетных и предметных картинок, пересказ текста.

2. Обучение рассказыванию по картинам. Виды занятий:

а). Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета. Изначально такая форма работы позволяет детям составить короткие рассказы по отдельным фрагментам, что облегчает дальнейшее составление связного рассказа по всей картине.

б). Составление рассказов – описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику картины.

в). Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия.

г). Обучение пересказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам).

д) Описание пейзажной картины

Глухов В. П. предлагает систему обучения рассказыванию детей в несколько этапов, предусматривающих овладение детей навыками монологической речи в следующих формах [6]:

- составление высказываний по наглядному восприятию,

- воспроизведение прослушанного текста,

- составление рассказа-описания,

- рассказывание с элементами творчества.

Проблема формирования связной монологической речи дошкольников рассматривается в трудах Ф.А. Сохина [21. С 115 - 143].

Первым этапом обучения дошкольников связной монологической речи является обучение умению строить пересказ. Предлагается следующий план занятий по пересказу: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Обучение составлению пересказа начинается с воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе. На занятии детям предлагаются иллюстрации к произведению служащие вспомогательным средством. Показ сопровождается указаниями, вопросами. С детьми проводятся такие виды занятий как: а) пересказ по готовому плану; б) пересказ по выбору детей; в) пересказ в лицах или драматизация произведения.



Следующим этапом обучения дошкольников связной монологической речи является рассказывание по картине.

Занятие включает две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога.

Третий этап - рассказывание по игрушке. На этом этапе дети учатся составлять связные описательные рассказы с опорой на предмет.

Четвертый этап - рассказы детей из опыта
Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связной повествовании. Формируется умение четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли. Основа развития этого вида рассказывания — содержательная жизнь детей.

Пятый этап – творческие рассказы. Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию (завязку, кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел. Существуют различные варианты творческих рассказов: придумывание продолжения и завершения рассказа, придумывание рассказа или сказки по плану педагога, придумывание рассказа по теме, предложенной педагогом (без плана) придумывание рассказа или сказки па самостоятельно выбранную тему

В работе Е. О. Сазоновой [18] доказана возможность и целесообразность формирования у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков составления связных высказываний, в которых:

- соблюдается общая структура текста;

- последовательно выстраиваются и достаточно полно раскрываются микротемы высказывания;

- используются разнообразные внутритекстовые связи.

Большое значение имеет четкое осознание содержания работы по развитию связной речи, ее последовательности и оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и средств обучения.

А.А. Леонтьев [10] к основным методам формирования связной речи относит обучение пересказу, рассказу – описанию (о реальных событиях, предметах, по картинам). Умением строить рассказ-описание по данной схеме ребенок овладевает не сразу. В методике разработаны приемы пропедевтического (предваряющего) обучения: придумать только конец рассказа, описать лишь место действия, придумать диалог действующих лиц и т. д. Героем рассказа может быть и автор-ребенок, если он рассказывает о действительном событии («Как прошел мой день рождения»). Еще большее значение, чем форма изложения, имеет содержание рассказа. Чтобы определить, насколько доступно задание для ребенка, и выбрать ведущие приемы, которые помогут ему выполнить это задание, следует учитывать два фактора: о чем должен говорить рассказчик, и на какой психический процесс он будет при этом опираться. В практике работы вполне допустимо смешение видов рассказа в одном высказывании ребенка.

Исходя из анализа различных методик развития связной речи можно говорить о следующем:

- Вся методика развития связной речи строится по определенным этапам, направленным на постепенное усложнение материала, используемого на занятиях, а следовательно и улучшение качества связной речи.

- В каждой из методик используются вспомогательные речевые средства, направленные на облегчение процесса обучения, а также на повышение эффективности данного вида работы. К таким средствам, как правило, относятся: образец устного рассказа педагога, литературные произведения (сказка или рассказ), личный опыт детей. Между тем, такие исследователи как В.П. Глухов и Ф.А. Сохин рекомендуют в работе по развитию связной речи использовать небольшие тексты, в которых присутствуют однотипные эпизоды и повторяющиеся сюжетные моменты. На начальном этапе обучения особенно обращается внимание на то, что наиболее доступным речевым материалом являются с раннего возраста хорошо знакомые детям сказки, построенные на повторе.

Не смотря на актуальность вопроса поиска новых форм и методов развития речи детей, необходимо также воз­рождать лучшие образцы народной педагогики. «Сказка как со­кровищница русского народа находит свое применение в раз­личных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения» [7].

Сказка — жанр эпических произведений в фольклоре и литературе, произведения которых выражены в прозаической либо в стихотворной форме, и содержание которых основывается на вымысле.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начина­ется еще раннего детства, с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем ребенку предлагаются сказки.

Характерные особенности сказок:

· глубокая человечность;

· предельно точная моральная направленность;

· юмор;

· образность языка. [7]

По мнению А.А. Гуськовой [7], сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка: «В диалоге со сказкой, в творче­стве с нею ребёнок впитывает укоренённую в веках гуманисти­ческую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья». Различные исследователи видели в сказке глубочайшее воспитательное средство.

Сказка позволяет решать следую­щие задачи:

· донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;

· воспитание любви ко всем людям и природе;

· расширение кругозора и представлений о мире;

· закладывание нравственных основ и начал;

· развитие связной речи.

А. А. Гуськова говорит о том, что использование сказки в системе логопедических занятий, позволяет добиться:

· Коммуникативной направленности каждого слова и выска­зывания ребёнка на занятии.

· Совершенствования лексико-грамматических средств языка.

· Совершенствования звуковой стороны речи в сфере произ­ношения, восприятия и выразительности.

· Развития диалогической и монологической речи.

· Эффективности игровой мотивации детской речи.

· Взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализа­торов.

· Сотрудничества логопеда с детьми и друг с другом.

· Создания на занятии благоприятной психологической атмо­сферы, обогащения эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

· Приобщения детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору. [7]

Т.А. Ткаченко [24] полагает, что сказка служит инструментом для разнообразных развивающих упражнений. Посредством сюжетов сказки творческий педагог способен воспитывать в ребенке: духовность, любовь к природе, гуманность, скромность, доброту, ответственность и пр. При необходимости, логопед может помочь малышу в преодолении робости, страха, агрессивности, раздражительности, плаксивости, негативизма, пассивности, упрямства, замкнутости и пр. В процессе демонстрации сказки у ребёнка, естественно, возникает эмоциональный подъём. Но, помимо этого, заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность.

Таким образом умелое проигрывание сказок позволяет логопеду:

· создавать у ребёнка радостное, приподнятое настроение,

· устанавливать эмоциональный контакт с малышом,

· активизировать речевое общение,

· оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие,

· пополнять запас знаний и сведений дошкольника,

· совершенствовать познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление)

· развивать речь (причём, все её компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам). [Ткаченко технология моделирования]

Таким образом, в работе по развитию связной речи традиционно придерживаются постепенного перехода от более легких видов работ к более сложным: начиная с формирования словарного запаса признаков предмета постепенно переходя к самостоятельному рассказу.

Облегчить процесс развития связной речи помогают различные вспомогательные средства, в том числе не малую роль играют речевые средства. Одним из эффективнейших средств развития связной речи является сказка. Именно она позволяет донести до сознания детей необходимый материал в доступной форме, формируя нравственные качества, расширяя кругозор, а сам по себе сюжет захватывает и мотивирует ребенка на активное участие в занятии.








Date: 2015-09-19; view: 2672; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию