Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соз­на­ние – сре­ды функ­цио­ни­ро­ва­ния и реа­ли­за­ции





 

Про­блем в тер­ми­но­ло­ги­че­ском мно­го­об­ра­зии то­го уров­ня це­ло­ст­но­сти, ко­то­рый мы обо­зна­ча­ем Са­мо­стью, из­на­чаль­ным со­стоя­ни­ем, ат­ма­ном или ду­шой, нет. Есть за­да­ча уди­ви­тель­ной слож­но­сти опи­сать эту це­ло­ст­ность на дос­туп­ных язы­ках соз­на­ния. Это, на са­мом де­ле, пре­дель­ная за­да­ча. При этом мы осоз­на­ем, что для это­го наш внеш­ний язык чрез­вы­чай­но бе­ден. Сло­вес­ное объ­яс­не­ние час­то на­столь­ко не под­хо­дит к из­ло­же­нию глу­бин­но­го пе­ре­жи­ва­ния, что воз­ни­ка­ет чув­ст­во бес­си­лия, сты­да, гру­сти.

Имен­но по этой при­чи­не мы хо­тим стра­те­ги­че­ски опи­сать воз­мож­ный путь к Из­на­чаль­но­му (ду­ше) че­рез реф­лек­сию и «ос­та­нов­ку» тех язы­ков соз­на­ния, ко­то­рые эво­лю­ци­он­но яв­ля­ют­ся бо­лее мо­ло­ды­ми. Са­мо пред­став­ле­ние о язы­ках соз­на­ния яв­ля­ет­ся ме­та­фо­рой, но ме­та­фо­рой пред­мет­ной, и, на­де­ем­ся, по­нят­ной для вас. В край­нем слу­чае, ка­ж­дый из нас пред­став­ля­ет, что су­ще­ст­ву­ют язы­ки рус­ский, не­мец­кий, анг­лий­ский… как спе­ци­фи­че­ские спо­со­бы об­ще­ния и по­ни­ма­ния дру­гих и с са­мих се­бя. И мы мо­жем ре­аль­но во­об­ра­зить, что та­ко­го же ро­да язы­ки су­ще­ст­ву­ют у че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки как не­кая ин­фор­ма­ци­он­ная ткань внут­рен­ней ком­му­ни­ка­ции. Сей­час мы вплот­ную по­до­шли к боль­шой и слож­ной про­бле­ме – ор­га­ни­за­ции хао­са пе­ре­жи­ва­ний в язы­ки соз­на­ния.

Кон­цеп­ция о язы­ках соз­на­ния для нас яв­ля­ет­ся по­пыт­кой опи­сать то слож­ное со­дер­жа­ние фе­но­ме­нов, ко­то­рое оп­ре­де­ля­ет ин­ди­ви­ду­аль­ную субъ­ект­ную ре­аль­ность.

Субъ­ект­ная ре­аль­ность – это ин­ди­ви­ду­аль­ное и уни­каль­ное вос­при­ятие-пред­став­ле­ние о внут­рен­ней и внеш­ней ре­аль­но­сти, ко­то­рое фор­ми­ру­ет­ся в про­цес­се со­циа­ли­за­ции и яв­ля­ет­ся ин­те­гра­тив­ным об­ра­зо­ва­ни­ем, оп­ре­де­ляю­щим эмо­цио­наль­ные, ког­ни­тив­ные и по­ве­ден­че­ские осо­бен­но­сти реа­ги­ро­ва­ния ин­ди­ви­да на сти­муль­ное со­дер­жа­ние внут­рен­ней и внеш­ней сре­ды.

В 1994 го­ду мы пред­ло­жи­ли для обо­зна­че­ния субъ­ект­ной ре­аль­но­сти тер­мин «кар­ты пси­хи­че­ской ре­аль­но­сти», ос­но­вы­ва­ясь на той идее, что вся ре­аль­ность, дан­ная нам в мо­даль­но­стях опы­та, яв­ля­ет­ся про­дук­том са­мой пси­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции, ко­то­рую соз­на­ние на­пол­ня­ет струк­ту­рой, смыс­лом, от­но­ше­ни­ем и пе­ре­жи­ва­ни­ем.

Экс­пе­ри­мен­ты, про­ве­ден­ные на­ми с экс­т­ра­ор­ди­нар­ны­ми со­стоя­ния­ми соз­на­ния за по­след­ние 15 лет по­ка­за­ли, что тер­мин субъ­ект­ной ре­аль­но­сти бо­лее под­хо­дит, так как объ­ем­лет не толь­ко спо­со­бы от­ра­же­ния при­выч­ных мо­даль­но­стей опы­та, но и фе­но­ме­ны, да­ле­ко вы­хо­дя­щие за их пре­де­лы, ин­тер­пер­со­наль­но­го и транс­пер­со­наль­но­го ха­рак­те­ра. При этом субъ­ект­ность пре­по­ла­га­ет толь­ко од­ну зна­чи­мую пе­ре­менн­ную – су­ще­ст­во­ва­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го сво­бод­но­го соз­на­ния, не обу­слов­лен­ную да­же са­мой сре­дой функ­цио­ни­ро­ва­ния.

Но для то­го что­бы по­ка­зать спе­ци­фи­че­ские чер­ты раз­лич­ных сред (про­странств су­ще­ст­во­ва­ния) соз­на­ния, мы и хо­тим пред­ло­жить кон­цеп­цию о язы­ках соз­на­ния.

Вна­ча­ле об­ра­тим­ся к са­мой при­ми­тив­ной, на пер­вый взгляд, клас­си­фи­ка­ции язы­ков соз­на­ния. Тем бо­лее, в тер­ми­но­ло­ги­че­ском пла­не имен­но эта клас­си­фи­ка­ция нам бли­же и по­нят­нее: ощу­ще­ния, эмо­ции и чув­ст­ва, об­ра­зы, сим­во­лы, зна­ки. Все это раз­ные язы­ки, об­ла­даю­щие внут­рен­ни­ми за­ко­на­ми и сво­ей ло­ги­кой.

В фи­ло­ге­не­ти­че­ском пла­не все эти язы­ки сфор­ми­ро­ва­лись в про­цес­се эво­лю­ции жиз­ни как спо­со­бы от­ра­же­ния ре­аль­но­сти и в он­то­ге­не­зе ус­ваи­ва­лись на­ми имен­но в этой по­сле­до­ва­тель­но­сти: сна­ча­ла ощу­ще­ния, за­тем эмо­ции и чув­ст­ва, за­тем об­ра­зы и, на­ко­нец, сим­во­лы и зна­ки.

Еще раз на­по­ми­на­ем, что на­ша по­пыт­ка вы­чле­не­ния и клас­си­фи­ка­ции язы­ков яв­ля­ет­ся боль­ше де­мон­ст­ра­ци­он­ной мо­де­лью, пе­да­го­ги­че­ским прие­мом, так как в ре­аль­ном по­то­ке пси­хи­че­ско­го лю­бой сен­сор­ный сти­мул вы­зы­ва­ет пер­цеп­тив­ную ор­га­ни­за­цию, эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­ное реа­ги­ро­ва­ние и по­пыт­ку ка­те­го­ри­за­ции (мы не мо­жем не лю­бо­вать­ся на со­вре­мен­ный язык ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­гии – как мож­но так точ­но (для про­фес­сио­на­лов) и не­по­нят­но (для ос­таль­ных) вы­ра­зить идею то­го, что лю­бое пе­ре­жи­ва­ние че­ло­ве­ка це­ло­ст­но).

Воз­вра­тим­ся к за­яв­лен­ной те­ме и рас­смот­рим эти ста­дии фор­ми­ро­ва­ния язы­ков соз­на­ния од­но­вре­мен­но в ас­пек­тах он­то­ге­не­за и фи­ло­ге­не­за.

 

Date: 2015-09-19; view: 247; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.055 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию