Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык ощу­ще­ний





Наи­бо­лее древ­ний язык – язык ощу­ще­ний. Мы вспо­ми­на­ем сло­ва Вла­ди­ми­ра Ле­ни­на: «Са­мым пер­вым и са­мым пер­во­на­чаль­ным яв­ля­ет­ся ощу­ще­ние, а в нем не­из­беж­но и ка­че­ст­во...»

Пер­вич­ны­ми фор­ма­ми ощу­ще­ний яв­ля­ют­ся так­си­сы (греч. taxis – ‘рас­по­ло­же­ние по по­ряд­ку’), ори­ен­ти­рую­щие ком­по­нен­ты по­ве­ден­че­ских ак­тов, вро­ж­ден­ные спо­со­бы про­стран­ст­вен­ной ори­ен­та­ции в сто­ро­ну бла­го­при­ят­ных (по­ло­жи­тель­ные так­си­сы) или не­бла­го­при­ят­ных (от­ри­ца­тель­ные так­си­сы) ус­ло­вий сре­ды. По мо­даль­но­сти воз­дей­ст­вия вы­де­ля­ют фо­то-, хе­мо-, тер­мо­так­си­сы и др. Так­си­сы од­но­кле­точ­ных и мно­гих низ­ших мно­го­кле­точ­ных жи­вот­ных пред­став­ле­ны ор­то­так­си­са­ми (из­ме­не­ние ско­ро­сти пе­ре­дви­же­ния) и кли­но­так­си­са­ми (из­ме­не­ние на­прав­ле­ния пе­ре­дви­же­ния на оп­ре­де­лен­ный угол). У жи­вот­ных с раз­ви­той цен­траль­ной сис­те­мой и сим­мет­рич­но рас­по­ло­жен­ны­ми ор­га­на­ми воз­мо­жен ак­тив­ный вы­бор на­прав­ле­ния пе­ре­дви­же­ния и со­хра­не­ние это­го на­прав­ле­ния (то­по­так­си­сы). Так­си­сы, имею­щие в ос­но­ве при­ми­тив­ную раз­дра­жи­мость, уже яв­ля­ют­ся ус­ло­ви­ем вы­жи­ва­ния жи­вых сис­тем.

Что ка­са­ет­ся он­то­ге­не­за, то ка­за­лось до­ка­зан­ным, что но­во­ро­ж­ден­ный ре­бе­нок «не име­ет» ор­га­нов чувств.

Мир на­пол­нен для не­го шу­ма­ми и пят­на­ми, но его ор­га­ны чувств еще не слу­жат ему: он не вос­при­ни­ма­ет еще от­дель­ные впе­чат­ле­ния, не уз­на­ет пред­ме­ты, не вы­де­ля­ет ни­че­го из это­го об­ще­го хао­са. Пер­вое, что ре­бе­нок на­чи­на­ет вос­при­ни­мать и вы­де­лять из ос­таль­но­го, – это по­ло­же­ние сво­его те­ла, те раз­дра­же­ния ин­стинк­тив­но­го по­ряд­ка, ко­то­рые до не­го до­хо­дят (на­при­мер, го­лод), и то, что ус­по­каи­ва­ет их. В ге­не­ти­че­ском ас­пек­те это очень по­хо­же, по клас­си­фи­ка­ции Х. Хэ­да, на древ­нюю, про­то­па­ти­че­скую чув­ст­ви­тель­ность, ко­гда ощу­ще­ния еще не­диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны, диф­фуз­ны, не ло­ка­ли­зо­ва­ны ни во внеш­нем, ни во внут­рен­нем про­стран­ст­ве и от­ра­жа­ют боль­ше со­стоя­ние.

Го­во­ря язы­ком по­эти­че­ским – ре­бе­нок рас­тво­рен в бы­тии, еще нет от­но­ше­ний, нет субъ­ек­та и объ­ек­та, ни сна, ни бодр­ст­во­ва­ния, толь­ко ощу­ще­ние пол­ной по­гру­жен­но­сти в жизнь. Нам очень хо­те­лось бы в этой точ­ке рас­су­ж­де­ний вспом­нить об «океа­ни­че­ском эго» Фрей­да. Но, по дан­ным Бау­е­ра (1966), у ре­бен­ка су­ще­ст­ву­ет ор­га­ни­зо­ван­ное про­стран­ст­вен­ное вос­при­ятие, по су­ще­ст­ву, с мо­мен­та ро­ж­де­ния (как дав­но ус­та­нов­ле­но у низ­ших по­зво­ноч­ных). Ак­тив­ная, «реа­ли­сти­че­ская» со­ци­аль­ная ре­ак­тив­ность, де­мон­ст­ри­руе­мая но­во­ро­ж­ден­ны­ми, на­ря­ду с пред­поч­те­ни­ем кон­фи­гу­ра­ции че­ло­ве­че­ско­го ли­ца по срав­не­нию с аб­ст­ракт­ны­ми гео­мет­ри­че­ски­ми фи­гу­ра­ми сла­бо со­гла­су­ет­ся с ака­де­ми­че­ски­ми, пси­хо­ана­ли­ти­че­ски­ми пред­став­ле­ния­ми о не­диф­фи­рин­ци­ро­ван­но­сти вос­при­ятия мла­ден­ца.

Та­ким об­ра­зом, для мла­ден­ца мир не про­сто на­пол­нен шу­ма­ми и пят­на­ми. Уже на этом уров­не фе­но­ме­наль­ные пер­цеп­тив­ные кон­стан­ты ор­га­ни­зо­ва­ны и его ор­га­ны чувств слу­жат ему и он вос­при­ни­ма­ет от­дель­ные впе­чат­ле­ния.

В оп­ре­де­лен­ном смыс­ле мы не мо­жем го­во­рить об из­на­чаль­ном со­стоя­нии как мла­ден­че­ском в све­те вы­ше­ука­зан­ных дан­ных.

В си­лу ука­зан­ных при­чин, рег­рес­сия к со­стоя­нию за­ро­ды­ша – бу­ду­чи, по са­мой сво­ей су­ти, ги­по­те­ти­че­ской в на­стоя­щее вре­мя – как буд­то бы да­ет един­ст­вен­ную, спе­ци­фи­че­скую для жиз­нен­но­го цик­ла, «на­ту­ра­ли­сти­че­скую» мат­ри­цу для ка­честв из­на­чаль­но­го со­стоя­ния за пре­де­ла­ми струк­ту­ри­ро­ван­но­го вос­при­ятия.

Од­но­вре­мен­но, на наш взгляд, это един­ст­вен­ная воз­мож­ность со­про­кос­но­ве­ния с той ин­те­гра­тив­ной со­став­ляю­щей су­ще­ст­во­ва­ния, ко­то­рую по тра­ди­ции на­зы­ва­ют ду­шой. Не так важ­но, ка­ков ме­тод, ко­то­рый при­во­дит к по­гру­же­нию соз­на­ния в сре­ду это­го древ­не­го язы­ка: буд­дий­ская ви­пас­са­на, да­ос­ская пе­щер­ная ме­ди­та­ция или утон­чен­ная ин­трос­пек­ция от­ца пси­хо­ло­гии Виль­гель­ма Вунд­та.

Не так важ­но, как мы обо­зна­ча­ем эту сре­ду: пер­вич­ной чув­ст­ви­тель­но­стью (Спир­ман, 1923), про­то­так­си­че­ской фор­мой (Сал­ли­ван, 1953) или он­то­ге­не­ти­че­ской рег­рес­си­ей в из­на­чаль­ное со­стоя­ние (Коз­лов, 1995).


Важ­но, что «сни­мая оде­ж­ды соз­на­ния» мы стал­ки­ва­ем­ся с той сре­дой, где тран­цен­ди­ро­ва­ны про­стран­ст­во, вре­мя, пер­со­на. Не­вы­ра­зи­мый ужас-вос­торг, ко­то­рый ох­ва­ты­ва­ет че­ло­ве­ка при при­бли­же­нии к этой сре­де, рас­тво­ря­ет­ся в со­стоя­нии без­вре­мен­но­сти и по­те­ри про­стран­ст­вен­но­го ме­сто­на­хо­ж­де­ния, де­реа­ли­за­ции и де­пер­со­на­ли­за­ции, ощу­ще­нии слия­ния всем и вся.

Впер­вые я (В.В.Коз­лов) столк­нул­ся с этим про­стран­ст­вом ощу­ще­ний в 1991 го­ду на сво­ей вто­рой сес­сии связ­но­го ды­ха­тель­но­го про­цес­са. Не по­ни­мая ни­че­го в этом со­стоя­нии, я обо­зна­чил это со­стоя­ние юн­ги­ан­ским тер­ми­ном «ин­те­гра­ция», под­ра­зу­ме­вая, что эта сре­да яв­ля­ет­ся выс­шей сту­пе­нью це­ло­ст­но­сти че­ло­ве­ка – встре­чи с Са­мо­стью. До 1996 го­да я про­вел ог­ром­ную ра­бо­ту по ини­циа­ции лю­дей в это про­стран­ст­во, глу­бо­ко прак­ти­куя из­ме­не­ние соз­на­ния при по­мо­щи ды­ха­тель­ных пси­хо­тех­ник (ре­бе­финг, вай­вейшн, хо­ло­троп­ное ды­ха­ние, сво­бод­ное ды­ха­ние, ша­ман­ские и йо­ги­сти­че­ские прак­ти­ки). Дан­ная ра­бо­та офор­ми­лась в при­клад­ное пси­хо­ло­ги­че­ское на­прав­ле­ние – ин­тен­сив­ные ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии – как сис­те­му пси­хо­тех­ник лич­но­ст­но­го рос­та и рас­ши­ре­ния соз­на­ния.

В 1996 го­ду во вре­мя ме­ди­та­ции на вод­ный по­ток в Тун­кин­ской до­ли­не (Бу­ря­тия) я во­шел в ту же сре­ду. По­па­да­ние в нор­маль­ном со­стоя­нии соз­на­ния (све­ти­ло солн­це, бы­ло вет­ре­но, шу­ме­ла тай­га, и не бы­ло ни од­но­го на­ме­ка на гал­лю­ци­на­тор­ность ок­ру­жаю­щи­ей ре­аль­но­сти) в это про­стран­ст­во при по­мо­щи со­сре­до­то­че­ния соз­на­ния на внеш­нем объ­ек­те для ме­ня бы­ло пол­ной не­жи­дан­но­стью.

Экс­пе­ри­мен­ты со ста­ти­че­ски­ми ме­ди­та­ция­ми, про­ве­ден­ные в рус­ле по­ле­вых тре­нин­гов «Ду­хов­ные стран­ст­вия» с 1997 по 2003 го­ды ав­то­ром дан­ной кни­ги, по­ка­за­ли дос­та­точ­ную ор­ди­нар­ность и дос­туп­ность это­го опы­та. Это по­зво­ли­ло сде­лать вы­вод о том, что иден­ти­фи­ка­ция с «ни­что», са­мад­хи, вос­при­ятие-пе­ре­жи­ва­ние шунь­я­ты или апо­фа­ти­че­ско­го яв­ля­ют­ся не ис­клю­че­ни­ем, а за­ко­но­мер­но­стью при кор­рект­ном по­строе­нии струк­ту­ры фо­ку­си­ров­ки соз­на­ния и обес­пе­че­нии ус­ло­вий от­сут­ст­вия по­мех, вы­сту­паю­щих в ка­че­ст­ве от­вле­каю­щих объ­ек­тов и смы­слов.

Ин­трос­пек­тив­но-ме­ди­та­тив­ный сдвиг, ко­то­рый осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в ус­ло­ви­ях час­тич­ной сен­сор­но-пер­цеп­тив­ной де­при­ва­ции, ос­но­ван­ный на со­зер­ца­тель­ной ори­ен­та­ции «де­ла­нии не­де­ла­ния» (вей у вей), по­зво­ля­ет по­гру­зить­ся в сре­ду ар­хе­сен­сор­но­го слоя функ­цио­ни­ро­ва­ния пси­хи­ки за пре­де­ла­ми мо­даль­но-спе­ци­фи­че­ско­го функ­цио­ни­ро­ва­ния соз­на­ния.

Та­ин­ст­вен­ный на пер­вый взгляд тер­мин ар­хе­сен­сор­но­го (от греч. «древ­нее ощу­ще­ние») слоя функ­цио­ни­ро­ва­ния пси­хи­ки рас­кры­ва­ет про­стое пред­по­ло­же­ние, что есть наи­бо­лее при­ми­тив­ная фор­ма до­мо­даль­но­го ощу­ще­ния, ко­то­рое в при­выч­ном со­стоя­нии соз­на­ния мы при­ни­ма­ем за ба­зо­вое «ощу­ще­ние су­ще­ст­во­ва­ния», или «я есмь», не рас­па­ко­вы­вая и не диф­фе­рен­ци­руя его.


Он­то­ге­не­ти­че­ский и фи­ло­ге­не­ти­че­ский рег­ресс, ко­то­рый по­ка­зы­ва­ет ин­во­лю­ци­он­ный век­тор дос­ти­же­ния це­ло­ст­но­сти, яв­ля­ет­ся на­уч­ной ме­та­фо­рой, к со­жа­ле­нию, не­по­нят­ной да­же для ог­ром­но­го ко­ли­че­ст­ва ака­де­ми­че­ских пси­хо­ло­гов и фи­ло­со­фов. При­зыв «Будь­те как де­ти и Вам от­кро­ют­ся вра­та не­бес­ные», зву­ча­щий во всех боль­ших и ма­лых ре­ли­ги­оз­но-тео­ло­ги­че­ких сис­те­мах то­же вос­при­ни­ма­ет­ся дос­та­точ­но по­теш­ной ме­то­ди­че­ской ре­ко­мен­да­ци­ей для зре­ло­го по­зи­ти­ви­ст­ско­го ума.

Но на са­мом де­ле они пра­виль­но от­ра­жа­ют на­прав­ле­ние – на­зад к це­ло­ст­но­сти – к ар­хе­сен­сор­ной сре­де.

Мы долж­ны по­ни­мать, что «на­зад» су­ще­ст­ву­ет пря­мо здесь и сей­час, бо­лее то­го, мо­жет быть, ар­хе­сен­сор­ное и яв­ля­ет­ся ос­нов­ной сре­дой пси­хи­че­ско­го за пре­де­ла­ми при­выч­но­го пер­цеп­тив­но­го и ин­тел­лек­ту­аль­но­го струк­ту­ри­ро­ва­ния, ре­аль­ным Дао, в ко­то­ром по­тен­ци­аль­но есть все.

Мы мо­жем обо­зна­чить ар­хе­сен­сор­ный слой как уро­вень уни­вер­саль­но­го един­ст­ва, из­на­чаль­но яв­ляю­щей­ся еди­ной ин­тег­ри­ро­ван­ной струк­ту­рой, в ко­то­рой раз­де­ле­ния по смыс­лам нет. Уро­вень уни­вер­саль­но­го един­ст­ва со­от­вет­ст­ву­ет, по всей ви­ди­мо­сти, од­ной из ха­рак­тер­ных вол­но­вых струк­тур все­лен­ной, имею­щей наи­бо­лее древ­нее про­ис­хо­ж­де­ние.

Это­му уров­ню до­воль­но слож­но дать чет­кое вер­баль­ное функ­цио­наль­ное опи­са­ние. Часть лю­дей мо­жет опи­сы­вать взаи­мо­дей­ст­вие с ин­фор­ма­ци­ей это­го уров­ня как об­ще­ние с Бо­гом, Все­лен­ским ра­зу­мом, Еди­ной энер­ги­ей Все­лен­ной, Уни­вер­су­мом, Ми­ро­вым Ду­хом и так да­лее. На­ли­чие та­ко­го уров­ня во внут­рен­нем про­стран­ст­ве ин­ди­ви­дуу­ма под­твер­жда­ет­ся как прак­ти­че­ским опы­том ра­бо­ты ав­то­ра кни­ги, так и це­лым ря­дом ис­сле­до­ва­те­лей ХХ сто­ле­тия: Р. Ас­сад­жио­ли, Ст. Гро­фом, А. Мас­лоу, Р. Мо­уди, Э. Кюб­лер-Рос­сом, К. Уил­бе­ром, Ид­рис Ша­хом, К.Г. Юн­гом. Это под­твер­жда­ет­ся так­же ана­ли­зом ре­ли­ги­оз­но­го опы­та и по­ло­же­ний ми­ро­вых ре­ли­гий и вос­точ­ных ду­хов­ных прак­тик.

Мне ка­жет­ся од­но­вре­мен­но, что имен­но ар­хе­сен­сор­ный слой яв­ля­ет­ся не­ким зер­ка­лом, на ко­то­ром ин­ди­ви­ду­аль­ное че­ло­ве­че­ское соз­на­ние ак­тив­но ри­су­ет раз­лич­ные фор­мы транс­цен­дент­но­го и транс­пер­со­наль­но­го по­ряд­ка. При этом со­дер­жа­ние этих форм за­ви­сит не толь­ко от ин­ди­ви­ду­аль­но­го опы­та со­зер­цаю­ще­го субъ­ек­та, но и все­го со­дер­жа­ния бо­лее по­верх­но­ст­ных язы­ков соз­на­ния, их взаи­мо­дей­ст­вия, куль­тур­но-со­ци­аль­но­го кон­тек­ста, в ко­то­ром про­ис­хо­дит «встре­ча с зер­ка­лом».

Мы не мо­жем не ос­та­но­вить­ся на по­ня­тии энер­гии, ко­то­рое при­об­ре­та­ет все боль­шее зна­че­ние в ев­ро­пей­ской пси­хо­те­ра­пии и пси­хо­ло­гии, од­но­вре­мен­но не со­от­но­сит­ся ни с ка­кой мо­дель­но­стью опы­та и за­да­ет­ся как не­кая дан­ность с раз­лич­ным со­дер­жа­ни­ем.

Мно­гие па­ра­пси­хо­ло­ги­че­ские фе­но­ме­ны, осо­бен­но свя­зан­ные с экс­т­ра­сен­сор­ным чув­ст­во­ва­ни­ем энер­гии (кож­ная чув­ст­ви­тель­ность, све­то- и цве­то­ви­де­ние энер­гии, внут­рен­нее ощу­ще­ние энер­гии и др.), ста­ли бы пре­дель­но по­нят­ны, ес­ли до­пус­тить, что вос­при­ятие энер­гии свя­за­но с осо­бой фор­мой ре­цеп­ции, с осо­бой мо­даль­но­стью опы­та, ко­то­рый мы име­ли ко­гда-то в древ­но­сти, но за­тем уте­ря­ли или вы­тес­ни­ли как ми­ро­воз­зрен­че­ски не­при­ем­ле­мое.

На наш взгляд, пер­вое мо­даль­но-спе­ци­фи­че­ское от­ра­же­ние ар­хе­сен­сор­но­го слоя мы встре­ча­ем имен­но как мо­даль­ное энер­ге­ти­че­ское ощу­ще­ние, и по­доб­ное экс­т­ра­сен­сор­ное чув­ст­во­ва­ние-вос­при­ятие яв­ля­ет­ся мак­си­маль­ным при­бли­же­ни­ем опы­та к ар­хе­сен­сор­ным сти­му­лам, воз­дей­ст­вую­щим на ре­цеп­тор­ные по­ля. Мож­но ска­зать – пер­вым спо­со­бом ре­кон­ст­руи­ро­ва­ния, струк­ту­ри­ро­ва­ния соз­на­ни­ем ар­хе­сен­сор­но­го слоя пси­хи­че­ской ре­аль­но­сти. Бо­лее слож­ные ин­тер­мо­даль­ные ки­не­сте­ти­че­ские ощу­ще­ния это­го по­ряд­ка мы на­зы­ва­ем «при­ли­вом сил», «во­оду­шев­ле­ни­ем», «подъ­е­мом энер­гии» и др.







Date: 2015-09-19; view: 453; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию