Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема медицинской диагностики в условиях информатизации медицинской сферы





Научное познание предполагает выявление новых фактов, закономерностей или нового способа объяснения явлений. Медицинская диагностика не открывает принципиально что-то новое, а есть распознавание конкретного патологического процесса у определенного пациента. Диагноз – это распознавание болезни на основе клинических и лабораторных данных. Это сложный познавательный специфический процесс, который распадается на ряд этапов: обследование больного, анализ полученных данных и создание синтетической картины заболевания у данного больного, построение собственно диагноза, проверка истинности диагноза и его уточнение в ходе лечения, прогноз заболевания и его исходов.

В то же время диагностический процесс имеет некоторые специфические черты, отличающие его от других видов познавательной деятельности. Прежде всего, диагностика есть процесс распознавания, который связан не с открытием новой, неизвестной ранее сущности, а с подведением единичного под общее путем распознавания этого общего в отдельном. В своем диагностическом рассуждении врач идет от известных общих понятий (различные заболевания как нозологические единицы) к чему-то неизвестному единичному (болезнь у данного индивида). Диагноз есть констатация нозологической единицы (определенной формы патологического процесса) и её дифференциация от других нозологических единиц. При этом необходимо учитывать, что конкретное проявление общего в каждом отдельном случае своеобразно, что превращает диагностический процесс в творческий акт врача.

Другая особенность процесса медицинской диагностики заключается в диалектическом переплетении объективных и субъективных факторов познавательного процесса. Субъективное трудно распознавать и формализовать. Каждая болезнь имеет свои особенности у каждого субъекта. Если диагностику автомобиля можно поручить приборам, то диагностику болезни должен осуществить персонально врач. Только специалист может оценить сложность и своеобразие проявления болезни.

Диагностика есть суждение, которое основывается на определенных законах формальной логики (закон тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания). Эти законы логики являются обязательными для всех мыслительных операций, они имеют нормативный характер. Поэтому качество диагностики зависит не только от того, как врач обследует больного, но и от способности врачей мыслить логически.

В условиях компьютеризации медицинской сферы значительно повышаются диагностические возможности врача за счет появления мощных диагностических приборов. Имеет место автоматизация диагностического процесса и лечения, создаются информационные модели болезней и экспертные системы. Использование экспертных систем позволяют врачу руководствоваться в своей практике опытом крупнейших специалистов. Использование компьютеров в медицине имеет многообещающую перспективу, поскольку машины имеют ряд преимуществ перед человеком. Но это не значит, что диагностика будет переложена на плечи компьютера или диагностических систем. Последние будут использоваться в качестве советчика врача.

Другими словами, информатизация медицины имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Как результат информатизации медицинской сферы улучшается качество диагностики, исключается субъективизм и односторонность в медицинской деятельности. Но это может вести и к стандартизации и дегуманизации медицины. Только в учебнике клиническая картина болезни имеет классическое описание, а в действительности можем встретить различные особенности которые компьютер не в состоянии учитывать. Компьютер и технические средства, будучи источником информации о больном, отдаляют врача от больного. Врач предпочитает контактировать больше с техникой, чем с живым человеком. Одновременно растет возможность появления диагностических ошибок. Из большого количества приемов и методов диагностики и лечения надо выбрать оптимальные и все будет зависеть от профессиональной подготовки врача и его отношении к своему долгу. Информатизация медицины способствует росту компетентности и профессионализма врачей, возрастанию доли творческого труда.

Создание экспертных систем дает возможность использовать знания и опыт самых крупных специалистов (которые создали эти экспертные системы). И все же экспертные системы ограничены уровнем знаний и квалификации соответствующего специалиста, дают нам вероятные выводы о возможных болезнях. Поэтому основную работу по аргументации и дифференциации болезни должен осуществить лично врач (а не машина). Компьютеризация и информатизация медицинской сферы не может полностью заменить классические методы диагностики. Врач должен владеть как классическими, так и новыми методами диагностики и лечения. Для этого требуется более широкая профессиональная подготовка врачей, которая предполагает высокую философскую культуру, логико-методологическую вооруженность.


 

Литература

Алексеев П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. М., 1984.

Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

Кротков Е.А. Гносеологический анализ врачебной диагностики. //Философские науки. 1986. №2.

Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

Материалистическая диалектика в 5-и т. М. 1982. Т.2.

Ойзерман Т.И. К вопросу о практике как критерии истины.// Вопросы философии. 1987. № 10.

Познание в социальном контексте. М., 1994.

Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. М., 1957.

Руткевич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

Семенюк Э.П. Общенаучные категории и подходы к познанию. Львов, 1978.

Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности. Киев, 1988.

Современные теории познания. М., 1992.

Урманцев Ю. А. О формах постижения бытия. // Вопросы философии. 1993. № 4.

Цапок В.А. Интуицие ши креацие. Кишинэу, 1979.

Цырдя Ф.Н. Информатизация, познание, социальное управление. Философские очерки. Кишинев, 1992. Гл. V.

Цырдя Ф.Н., Цапок В.А. Творческое развитие философии в работе В.И.Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”. Кишинев, 1990.

 

Глава 16. Логика и её значение для медицинской деятельности

 

 







Date: 2015-09-19; view: 1184; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию