Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практика и специфика медицинской деятельности
Практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию и усвоению окружающего мира. Это деятельность человека, основанная на познании, по преобразованию природной и социальной среды и приспособление их к своим интересам и нуждам. В широком смысле практика – это вся деятельность человечества. В гносеологии – практика имеет свое специфическое значение, противоположное духовному, теоретическому. Практика - материальная деятельность, это субстанциально-энергетическая взаимосвязь человека с окружающим миром, в отличие от познания как духовной деятельности, которая является информационным взаимодействием. Практика является специфической деятельностью человека, это способ бытия человека. В процессе практической деятельности, направленной на изменение и усвоение окружающего мира, человек создает новую реальность, «вторую природу» – материальную и духовную культуру, которая является необходимым условием существования и функционирования общества. Культура производится и воспроизводится в процессе развития человечества и передается из поколения в поколение. Усваивая и совершенствуя материальные и духовные ценности, человек изменяет самого себя. В системно-структурном плане практика складывается из следующих элементов: субъект практики, объект практики, цель (идеальная модель), средства, предметная деятельность субъекта, результат этой деятельности. Другими словами, практика состоит из субъект-объектных отношений (направленных на изменение объективной реальности), субъект-субъектных отношений (направленных на общение между людьми и совершенствование этих отношений) и совокупности норм и ценностей, регулирующих эту деятельность. Существуют следующие формы практики: 1) общественно-производственная, которая предполагает создание средств производства и производство материальных благ; 2) социально-политическая деятельность по преобразованию социальных структур; 3) научно-экспериментаторская, которая предполагает модификацию некоторых фрагментов действительности для и более глубокого познания. Некоторые философы понимают практику слишком широко и отождествляют её со всякой деятельностью. К примеру, многие считают, что существует педагогическая, медицинская практика, бытовая, хозяйственная практика, практика криминальных элементов. На уровне обыденного сознания так и говорят: педагог или врач имеет богатую практику. Но, наверно не нужно отождествлять практику (как материальную деятельность) с опытом и навыками, как результат этой деятельности. Практика выполняет различные функции. Она есть главный источник познания. Все знания мы получаем из практической деятельности. Практика есть основа и движущая сила познания. Объективная реальность отражается в нашем сознании сквозь призму практических потребностей и в этом смысле практика, через субъект, детерминирует познание. Практика является и основным критерием истины, все наши знания мы можем проверить только в практической деятельности. И, наконец, практика есть цель познания. Познание не есть цель в себе, она предназначена расширить, углубить и облегчить деятельность по преобразованию действительности. Любая человеческая деятельность, включая и медицинскую, имеет некоторые общие моменты. Это деятельность по преобразованию действительности (праксиологический аспект), она предполагает производство знаний (гносеологический аспект) и оценочного отношения субъекта к объекту (аксиологический аспект). Медицинская деятельность возникает практически одновременно с возникновением общества. Она вытекает из объективной необходимости людей в сохранении и воспроизводства их телесного бытия. Деятельность общества по охране здоровья своих членов, борьба с болезнями как любая материальная, объективно-практическая деятельность была более эффективной, поскольку был развит её духовно-теоретический компонент. Другими словами, медицинская деятельность предполагает два главных компонента: объективно-практический и духовно-теоретический. В обыденном сознании часто возникает дискуссия относительно медицинской деятельности – является ли она ремеслом, искусством или наукой. Имея эти два компонента, медицинская деятельность (медицина) является и искусством и наукой. В процессе развития медицины эти два компонента имели различное значение. Cначала, в первобытном обществе, медицина сyществовала как практическая деятельность, а духовно-практический компонент был незначительным. Эта объективно-практическая деятельность функционировала как народная медицина, поскольку ещё не было разделения труда. Народная медицина имела всеобщий характер, ею занимались практически все члены общества, была эмпирической деятельностью и проявлялась как помощь и взаимопомощь. В первобытном обществе медицина не было профессиональной деятельностью, таким она становится позже, когда происходит разделение физического и умственного труда, когда определенные члены общества специализируются в этой деятельности. С накоплением знаний и как результат обобщения практики, медицина становится наукой, где духовно-теоретический компонент играет решающую роль. Народная медицина становится профессиональной деятельностью в результате определенных социокультурных процессов. Научная медицина была необходимой для обоснования и аргументации практической медицинской деятельности. На протяжении всей истории развитие медицины было детерминировано двумя группами факторов – внутринаучными и социальными. Надо отметить, что социальные факторы играли определяющую роль. Необходимость охраны здоровья и борьба с болезнями как социальная потребность влияли непосредственно на деятельность медиков. Поэтому медицина, начиная с античности, находилась в тесной связи и сотрудничала с философией. И медицина и философия имеют один и от же предмет – человек со своими проблемами. В медицине, в отличие от других типов деятельности, на первый план выдвигается гуманизм. Для решения медицинских проблем необходимо преодолеть чисто медицинскую деятельность (как ремесло) и рассматривать человека с его болезнями и страданиями с более широких позиций – социальной. А для это необходимо определенная философско-методологическая подготовка. Специфика медицинской деятельности состоит в том, что врач имеет дело с информацией о больном, которая «зашифрована» в различных симптомах и синдромах и её надо расшифровать и интерпретировать. Предмет медицины - здоровье и болезни человека - исключительно сложный феномен (сложнее, чем предмет современной физики). В нормальной и патологической деятельности проявляются и взаимодействуют все формы движения материи, в том числе и единство биологического и социального. Поэтому решение медико-биологических, санитарно-гигиенических и клинических проблем невозможно без философской методологии. Медицинская деятельность имеет сложный противоречивый характер, в котором переплетаются объективный и субъективный фактор, сознательный и стихийный, необходимый и случайный. В процессе своей практики врач субъективно воспринимает объективное состояние больного. В субъективных ощущениях пациента отражаются объективные изменения организма, которые в определенных моментах не могут быть обнаружены при помощи аппаратов, а должны быть обнаружены и учтены врачом. В то же время, некоторые методы исследования больного организма являются в определенной мере субъективными, так как их результаты зависят во многом от опыта и квалификации врача, от его отношения к своей профессии. Специфика медицинской деятельности состоит в научном и ценностном подходе при изучении человека. Важное отличительное свойство медицинских знаний – их ценностная ориентация. Человек и его здоровье высшая ценность и оно определяет характер субъект-объектных отношений в медицине. По содержанию медицинская деятельность целостная структура с определенными элементами. Главный компонент медицинской деятельности – система профессиональных знаний, которые непосредственно определяют качество диагностики и лечения, реализацию профилактических мероприятий. Врач также должен иметь определенную мировоззренческую концепцию относительно своего предмета и своей деятельности. Другим компонентом медицинской деятельности является социально-психологическая и ценностная ориентация врача, которая тождественно по содержанию с нравственной мотивацией (определенное отношение к своему профессиональному и социальному долгу). Date: 2015-09-19; view: 3652; Нарушение авторских прав |