Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы научного познания
Научное познание отличается от обыденного познания тем, что это специфически социальная деятельность, которая предполагает определенную организацию, средства, методы, программы и ориентацию на достижение соответствующих целей. Научное познание занимается констатацией, накоплением и обобщением научных фактов. Слово факт первоначально применялось к единичным, частным событиям. Б. Рассел так определяет это понятие: «Факт, в моем понимании этого термина, может быть определен только наглядно. Все, что имеется во вселенной, я называю фактом. Факты есть то, что делает утверждения истинными или ложными. Под фактом я имею в виду нечто имеющееся налицо, независимо от того, признают его таковым или нет. Большинство фактов не зависят от нашего воления; поэтому они называются суровыми, упрямыми, неустранимыми»1. Научный факт – это фрагмент объективной реальности, включенный в деятельность человека, т.е. во внимание и мышление субъекта, в систему знаний. Научный факт есть объективная реальность, обработанная при помощи научных методов, из которой исключается случайность и выделяется чистая необходимость. Факт не реальность сама по себе, а знания о ней, результат переработки в мышлении познавательного материала и выражение его в языке в форме различных суждений. Научный факт есть субъективный образ объективной реальности. Поэтому факты, как и другие знания могут быть истинными или ложными, точными или приблизительными, полными или неполными. Для них обязательно объективность, достоверность и изоморфность (соответствие объекту). Р. Карнап считает, что в науке, как и в повседневной жизни, универсальный закон не всегда устанавливается явно. Поэтому объяснения с помощью фактов в действительности являются замаскированными объяснениями с помощью законов. Когда мы их проанализируем более внимательно, мы обнаружим, что они являются сокращенными, неполными утверждениями, молчаливо предполагающими некоторые законы, но эти законы настолько знакомы, что нет необходимости выражать их явно2. Однако научное познание занимается не только констатацией фактов, но и выяснением причин и закономерностей предметов и явлений. Научное познание основывается на точной измеряемости, доказательности и проверяемости на практике, на способности прогнозировать последующее развитие. Это познание основывающееся на определенных гносеологических принципах и методах. Ещё Ф. Бэкон отмечал, что ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеет большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны разуму не меньше, чем руке. И как орудия руки дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его1. Научный метод - это способ исследования и изменения объективной реальности, это совокупность средств и приемов теоретического и практического усвоения действительности. Метод это определенный порядок формулирования знаний и использования их для получения новых знаний. Это не нечто случайное, а формулируется на основе закономерностей изучаемого объекта и поэтому метод есть теория в действии. Методы играют большую роль в науке, они дисциплинируют и направляют научное исследование. Поэтому методы иногда важнее, чем результаты познания. Методы должны отвечать следующим требованиям: быть продуктивными, экономными, ясными и целенаправленными, внушать доверие, исключать случайность и хаос. По своему применению методы могут быть классифицированы: 1) методы конкретных наук (частнонаучные), которые используются в одной науке или отрасли науки; 2) общенаучные методы, которые применяются во многих науках; 3) универсальные, философские методы, которые основываются на всеобщих закономерностях действительности и применяются во всех науках. К общенаучным методам относится информационный, функциональный, кибернетический, системный, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция и др. К философским методам относится диалектика, которая применяется не прямо, непосредственно, а через конкретно-научные методы. По уровням познания различаем эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент) и теоретические методы познания (абстрактизация, идеализация, конкретное и абстрактное, историческое и логическое, восхождение от абстрактного к конкретному). Эмпирическое познание есть исходный этап познания, связано с живым созерцанием и индивидуальным опытом субъекта, отражает реальность на уровне явления и основывается на повседневной деятельности человека. Теоретическое познание имеет своим предметом сущность и внутренние закономерности явлений, использует специальные методы. Оба уровня познания находятся в диалектическом единстве. Методология – это философская теория о принципах и методах познания и преобразования действительности, это наука о методах. Методология есть совокупность принципов и методов исследования, которые используются в одной или нескольких науках. Она занимается целым рядом проблем, которые могут быть сведены к трем главным: 1) Что собой представляет метод? 2) Каким должен быть метод? 3) Как должен использоваться метод? В зависимости от уровня общности различаем следующие уровни методологии: 1) конкретно-научная методология – каждая наука имеет свои методы исследования и формулирует определенные правила и нормы их использования; 2) о бщенаучная методология – методы и принципы, которые используются в ряде наук (кибернетические, информационные и др. методы), или же одна какая-либо наука, со своими принципами и методами, которая может быть методологией других наук (например, биология является методологией для физиологии и медицины, патологическая физиология – для медицинских дисциплин и т.д.); 3) универсальная, философская методология – принципы и законы диалектики, которые служат методологией для всех наук. Методология относится не только к познанию, но и к практической деятельности. Она необходима для развития творческих способностей специалиста, возможностей формулировать научные проблемы и определять стратегию научных исследований.
Date: 2015-09-19; view: 711; Нарушение авторских прав |