Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Позитивизм как первая философия науки
Философская теория познания имеет своим предметом научное познание кaк специфическая деятельность. Оно отличается от обыденного познания тем, что изучает механизм, принципы и законы познания вообще. Вместе с тем в философии существует и особое направление – философия науки. Последняя занимается преимущественно когнитивными и социокультурными аспектами познания, развития научных понятий и теорий. Первой философией науки был позитивизм. Позитивизм – течение современной философии основанной французским ученым Огюстом Контом (1798-1857). Позитивизм отрицает роль философии как обобщенной картины мира и ограничивается конкретными науками, подтвержденными опытом. Понятие «позитивный» означает то, что дано в настоящем, в опыте, то что можно проверить в опыте и должно быть принято так как есть без объяснений. Истинное человеческое познание есть научное познание, которое не что иное как систематическое изучение явлений и раскрытие закономерностей их развития. Философия объясняет специфику методов науки и их использование, выявляет общие принципы научного познания. Но философия не должна претендовать на роль науки наук, что она обладает методами получения знаний недоступных науке. Позитивизм и возникает в середине прошлого столетия, как реакция на господство натурфилософии, которая претендовала на роль царицы наук и не могла быть прогрессивным фактором в духовном развитии. О. Конт считал, что социальный прогресс зависит от духовного прогресса. Человеческий разум в своем развитии прошел три стадии: теологической, метафизической и позитивной. До ХУП-ХУШ века господствовала теологическая способность разума, которая пыталась объяснять мир при помощи религиозных представлений, сверхъестественных сущностей. Поэтому в обществе в это время господствовала религия. В ХУШ веке получает особое развитие метафизическая (философская, спекулятивная) способность разума, которая объясняет мир при помощи абстрактных сущностей. А это ведет к господстве в обществе метафизики, философии. В XIX веке выделяется позитивная способность разума и в обществе особое развитие достигает наука. Позитивизм концентрируется на критике метафизического подхода в познании мира, того традиционного спекулятивного подхода господствовавшего на протяжении столетий. О. Конт считал, что метафизика не может ответить на вопросы поставленные наукой, поэтому наука не нуждается в поддержке философии, она сама себе философия. Основная проблема позитивизма – это отношение философии и науки. Позитивизм отрицают роль философии (метафизики), сводит её к науке, противопоставляют науку и философию. Представители позитивизма считают истинной наукой только конкретную, экспериментальную науку. Позитивизм также считает, что философские проблемы лишены смысла, что метафизические спекуляции не могут быть проверены экспериментально. Они отождествляют познание с наукой. В своем развитии позитивизм прошел три этапа: 1) Классический позитивизм О. Конта, Д. Ст. Милля (1806-1873) и Г. Спенсера (1820-1903). Они отрицают роль философии, когнитивную ценность философских исследований. Согласно основоположникам позитивизма философские проблемы, которые носят обобщенный, абстрактный характер, не могут быть ни проверяемы, ни решаемы при помощи эксперимента, поэтому они провозглашают их фальшивыми и лишенными смысла. Своей задачей основоположники позитивизма видели в очищении науки от метафизических спекуляций. 2) Эмпириокритицизм, известный ещё как «второй позитивизм» - течение, основанное во второй половины 19 века Э. Махом (1838-1916) и Р. Авенариусом (1843-1896). Эмпириокритицизм означает «критика опыта». Как философское течение ставило перед собой цель очистить опыт от всяких метафизических элементов и формулировать новую философию современных наук, которая преодолела бы противоположность материализма и идеализма. Основные идеи эмпириокритицизма – это теория элементов мира, принципиальной координации и интроекции. В конце 19 века эмпириокритицизм проявил себя как физический идеализм1. 3) Неопозитивизм – возникает в 20-е годы нашего столетия как Венский кружок, и охватывает множество различных теорий, имеющие основу логические идеи Б. Рассела и Л. Витгенштейна. Они, как и Р. Карнап, М. Шлик, Н. Рейхенбах, Г. Риль, И. Остин, А. Айер были математиками, логиками, представителями естественных наук. Попытались они сформулировать новую более четкую и строгую философию по аналогии с логикой. Неопозитивисты заменяют философию логическим анализом языка. Они утверждают, что как материализм, так и идеализм являются метафизическими спекуляциями и лишены всякого смысла. Неопозитивизм, как и другие разновидности позитивизма, оказал определенное влияние на физиков, логиков и других представителей науки. Занимаясь проблемами логики и языка науки, они практически подготовили теоретическую основу для перехода к компьютеризации. Date: 2015-09-19; view: 468; Нарушение авторских прав |