Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы логического мышления и их применение в медицине





Логика философская наука, занимающаяся формами и законами правильного мышления. Форма мышления – процесс отражения в человеческой деятельности наиболее общих свойств, связей и отношений объективного мира, это способ связи составных частей мыслимого содержания. В каждой простой мысли имеются несколько основных элементов: субъект, предикат и т.д. В зависимости от характера сочетания элементов мысли различают несколько основных устойчивых форм мысли: понятие, суждение и умозаключение.

Содержание мыслей может быть различно, но их логическая форма всегда одинакова. Законы мышления представляют собой отражение в человеческом мозгу объективных закономерностей существующей вне и независимо от сознания действительности. Мышление подчиняется законам формальной и диалектической логики. Законы формальной логики (тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания) выражают определенность, однозначность, ясность, непротиворечивость мышления. Игнорирование этих законов ведет к противоречиям и ошибкам в мышлении. Законы диалектики (взаимный переход количественных и качественные изменений, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания) выражают не только процессы мышления, но и развитие действительности, воспроизводят в мышлении всеобщую связь, движение и развитие, противоречивый характер объективного мира. Логическое действие (логическая операция) есть мыслительный процесс формулировки мыслей, в результате которого из имеющихся мыслей получается новая мысль.

Формы и законы мышления получают свое выражение в языке. Язык представляет собой информационную систему знаков, выполняющую функцию формулировки, хранения и передачи информации, а также функцию общения людей. Язык – это звуковая материальная оболочка мысли.

Различаем искусственные и естественные языки. Естественный язык представляет собой информационную систему графических знаков и звуков исторически возникающий в обществе. Искусственный язык – система вспомогательных знаков специально созданных на основе естественного языка для более точной и экономной передачи информации. Например, таковыми являются математический язык, язык символической логики, символика физики, химии, компьютерный язык Бейсик, Алгол, Фортран, Паскаль и др. Выражения естественного языка могут быть обозначены как семантические категории: термины, высказывания и функциональные знаки.

а) Понятие. Главная форма научного познания действительности и итог этого познания является понятие. Оно дает нам обобщенное знание о предметах и явлениях, это опосредованное, абстрактное отражение действительности. Понятие это форма мысли, в котором отражаются общие и существенные черты объективной реальности, это мысленное отражение вещей. Понятия отражают не только предметы и явления, но и их свойства, состояния, действия и результат действий. Наука представляет собой стройную систему взаимосвязанных понятий. Они могут быть классифицированы по-разному. Различают понятия родовые и видовые, единичные и общие, конкретные и абстрактные, совместимые и несовместимые, подчиняющие и подчиненные, противоположные и противоречащие.

Понятие как логическая форма мышления неразрывно вязано с материальной языковой оболочкой. Оно возникает на основе слов и не может существовать вне слов. Слово является носителем понятий. Слово, отражающее определенное понятие какой-нибудь области науки, техники, называется термином. Будучи неразрывно связано со словом, понятие не тождественно слову. Одно и то же понятие может быть выражено различными словами. Самые общие понятия образуют научные категории. Например, химический элемент, масса, сила, болезнь, здоровье, норма, патология и т.д.

Понятие имеет содержание и объем. Содержание есть совокупность существенных свойств и признаков класса объектов характеризующие их. Объем есть совокупность предметов, входящих в это понятие и которым свойственны признаки отраженные в содержании. Например, в понятии болезнь1 содержанием является нарушение жизнедеятельности организма, снижение приспособляемости и трудоспособности. Объем этого понятия – человек.

В логике существует закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия, согласно которому с увеличением содержания уменьшается объем понятия и наоборот. Если в понятии болезнь мы уменьшим его содержание (болезнь как нарушение нормальной жизнедеятельности организма и исключили бы из нее такие признаки как снижение приспособляемости и трудоспособности), тогда объем этого понятия возрастет. Это понятие относилось не только к человеку, а и к животным и растениям. Или другой пример. Понятие материи имеет предельно большой объем, оно включает в себе все предметы и явления объективной реальности, поэтому содержание очень малое, оно включает только одно свойство – быть объективной реальностью, воздействующей на органы чувств.


В формальной логике большое внимание уделяется определению понятия. Определение – логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определить понятие, значит выделить её содержание, указать на основные и существенные свойства предметов и явлений. Если мы даем определение здоровья1, то указываем на самые существенные характеристики этого состояния – жизнедеятельность оптимально уравновешенная с окружающей средой, физическое, духовное и социальное благополучие. В определении почти никогда не указываются все свойства, поскольку это почти невозможно. Понятие имеет более богатое содержание, чем определение. Определение ограничивает понятие, само слово определение означает ограничение, указать границы, выделить содержание понятия.

Определение осуществляется посредством соотнесения данного понятия с другими. В процессе определения мы должны указать на ближайший род и видовое различие. Например, медицина – это система научных знаний и практической деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, обеспечения их долголетия, предупреждение и лечение болезней, а также улучшение окружающей среды. Следовательно, ближайший род - это наука, а видовое различие – здоровье и болезни человека. Другими словами, медицина – это наука, занимающаяся здоровьем и болезнями человека, включая их лечение.

Для правильного определения необходимо соблюдать следующие правила:

1) Определение должно быть адекватным, соразмерным, т.е. объем определяемого понятия должен совпадать, соответствовать определяющему понятию (понятие отражающее родовые и видовые признаки). Например, квантовая механика (определяемое понятие) есть часть физики, которая изучает движение элементарных частиц (определяющее понятие). Несоблюдение этого правила ведет к очень узкому или широкому определению.

2) Определение не должно содержать круга, т.е. определяемое понятие не должно определяться посредством такого понятия, которое само становится ясным только посредством определяемого понятия (идеалист – сторонник идеалистических взглядов). Определение не должно впадать в порочный круг2.

3) В определении мы должны указать на ближайший род, а не на отдаленный. Если бы мы попытались определить ромб не через параллелограмм, а через более отдаленный род, через четырехугольник, то сделали бы ошибку, т.к. и квадрат тоже четырехугольник.

4) Определение не должно быть только отрицательным. Оно является логической операцией, которое утверждает что-то, указывает существенные признаки предмета. Отрицательное определение не выделяет такие признаки, оно указывает на те черты которые отсутствуют у данного предмета (львы – такие животные, которые не встречаются на северном полюсе).

5) Видовые отличия должны быть признаками присущими только данному предмету и отсутствующие у других, относящиеся к тому же роду. Трамвай – вид городского транспорта, который движется по рельсам.


6) Определение не должно быть противоречивым.

7) Определение должно быть ясным, четким, не содержать двусмысленностей.

Если определение имеет цель выявить содержание понятия, то для установление объема необходима другая операция – деление понятия. Установить объем понятия означает выделить видовые понятия подчиненные этому понятию. Понятие которое делится, называется делимым, а результатом – члены деления. Делимое понятие является родом, а новые понятия – виды по отношению к данному роду. Признак по которому осуществляется деление, называется основанием деления. Правило деления:

Деление должно иметь единое и существенное основание. Было бы ошибкой если мы делили бы все болезни на болезни дыхательной системы, болезни сердечно-сосудистой системы и тяжелые болезни. Здесь используются различные основания.

Деление должно быть адекватной, соразмерным, т.е. объем членов деления вместе взятых, должны равняться объему делимого понятия.

Члены деления должны взаимно исключать друг друга.

Деление не должно совершить скачка.

Иногда употребляется такой прием как дихотомия – деление надвое. Делимое понятие делится на два противоречащих друг другу видовых понятия. Например, все химические вещества делятся на органические и неорганические, болезни делятся на инфекционные и неинфекционные.

Специфическим способом деления понятий является и классификация – распределение предметов какого-либо рода на классы на основе существенных признаков, присущих одним предметам или отличающимся от других предметов. Как деление, так и классификация имеют большое значение для теоретической и практической деятельности. Они облегчают процесс изучения предметов и явлений объективного мира, дают возможность установления определенных закономерностей, которые детерминируют развитие этих предметов и явлений. Классификация химических элементов в периодической системе Д.И. Менделеева дало возможность предсказать существование других элементов, которые позже были открыты.

б) Суждение. Форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств и отношений называется суждением. Основная форма отражения действительности в нашем мышлении является высказывание, суждение. Высказывание отражает связь между предметами и этим оно отличается от понятия, которое отражает класс предметов, свойство или состояние вещей. Высказывания являются продуктами мышления, которые выражаются в лингвистических формах. Они не существуют вне сознания людей и только потому, что они являются суждениями, отражениями внешнего мира и отношения человека к этому миру.

Суждения – форма мысли, которые выражают отношения предметов и их свойств. Любое суждение выступает как предложение, но не каждое предложение является суждением. Суждение есть минимальная семантическая единица, оно есть идеальное отражение смысла действительности. Суждение относится к мышлению, а предложение – к сфере языка и речи. Предложение есть языковое понятие, это материальная оболочка суждения. Суждение может выражаться различными грамматическими формами, различными предложениями, но смысл остается один и тот же.


Предложение не ограничено в своих составных компонентах, или даже бывают предложения из одного слова. В вопросительных, повелительных и императивных предложениях ничего не утверждается или отрицается, поэтому они не имеют свойства быть истинными, не являются суждениями. Поскольку суждение утверждает или отрицает что-либо о действительности, оно (суждение) имеет свойстви быть истинным или ложным. Если мы связываем в мышлении то, что связано в действительности, то наше суждение истинно. Но если мы связываем в мышлении то, что не связано в реальности или разделяем то что связано, то наше суждение ложное, поскольку не соответствует действительности.

Каждое суждение состоит из трех составных частей: субъект, предикат и слов связки. Субъект (S) та часть суждения, которая выражает предмет мысли. А то что утверждается или отрицается о предмете мысли есть предикат (P). Субъект и предикат, которые в логике называются терминами, соединяются словами связкой (есть, и, или, если – то и т.д.).

Различают два типа суждений: простые и сложные. Простое суждение содержит только одно утверждение или отрицание, сложное – больше. Простое суждение может быть разложено только на понятия, тогда как сложное суждение содержит несколько простых суждений. С точки зрения качества различают утвердительные и отрицательные суждения. Утвердительное суждение называется такое суждение в котором отражается связь между объектом и свойством, утверждается наличие какого-то свойства предмета: S есть Р. В отрицательном суждении отрицается наличие связи между предметом и свойством: S не есть Р.

С точки зрения количества суждения могут быть единичными, частными и общими (всеобщими, универсальными). Суждение в котором что-либо утверждается или отрицается об одном отдельном предмете, называется единичным. Частное суждение отражает связь какого-либо свойства с частью предметов определенного класса: некоторые S есть (не есть) Р. В общем суждении утверждается или отрицается что-либо о каждом предмете какого-либо класса: все S есть Р. Ни один S не есть Р.

По качеству и количеству различают:

общеутвердительное суждение – все S есть Р (А)1;

частноутвердительное – некоторые S есть Р (I);

общеотрицательное – ни один S не есть Р (Е);

частноотрицательное – некоторые S не есть Р (О).

По характеру отношений между отражаемыми предметами и их свойствами суждения делятся на условные (гипотетические) и категорические. По модальности – на суждения возможности (проблематические), действительности (ассерторические) и необходимости (аподиктические).

Различают также противоположные (контрарные) и противоречащие (контрадикторные) суждения. Противоположное суждение такое суждение, в которой в первой части что-то утверждается, во второй – что-то отрицается, но возможно и третье: «Эта бумага белая. Эта бумага черная». Хотя это разные суждения, но они не отрицают друг друга, поскольку здесь возможен и другой цвет. Противоречащие суждения такие суждения, в котором в первой части что-то утверждается о каком-либо предмете, а во второй части - отрицается то, что утверждается в первой части, т.е. они взаимно отрицают друг друга и здесь невозможно третье. Например «Эта бумага белая. Эта бумага не белая». Для облегчения запоминания характера отношений между некоторыми видами суждений иногда прибегают к так называемому логическому квадрату.

в) Умозаключение. Все знания, имеющиеся в обществе, происходят из двух источников: из опыта (непосредственного познания) и из других знаний. Большое значение имеют выводные знания, полученные из других знаний. В их формулировки проявляется творческая деятельность человеческого разума, а более точно такой формы логического познания как умозаключение. Оно отличается от других форм мышления (понятия и суждения) тем, что это логическая операция с другими знаниями. Умозаключение – форма мышления в результате которого из одного или нескольких суждений (названных предпосылками) получается новое суждение, новое знание о предметах. Умозаключение, как и другие формы мышления, есть отражение материальной действительности в нашем сознании.

Умозаключения могут быть дедуктивными (когда процесс рассуждения идет от общего к частному) и индуктивными (когда рассуждение идет от частного к общему). Умозаключения, в которых мышление идет от частного к частному, называются традуктивными. Дедуктивные умозаключения называются силлогизмами. Силлогизм – умозаключение, в котором из двух суждений (одно из которых обязательно должно быть всеобщим) получается третье суждение, называемое выводом. Если умозаключение состоит из категорических суждений, то оно называется категорическим силлогизмом.

Силлогизм состоит из двух посылок и выводов. Посылки и вывод содержат термины1. Различают большой, средний и меньший термины. Большой термин силлогизма является предикат (сказуемое) суждения - Р, содержащегося в большой посылке. Меньшим термином называется субъект (подлежащее) меньший посылки - S. Средний термин называется понятие общее для обеих посылок и который никогда не входит в заключение силлогизма – М. Средний термин связывает посылки. Соответственно и название посылок: большая и малая (в зависимости от того, какой в них содержится термин).

Большая посылка: Все люди смертны (М – Р).

Малая посылка: Сократ – человек (S - М).

Вывод: Следовательно, Сократ смертен (S - Р).

Вывод силлогизма будет истинным, если истинны посылки и соблюдаются правила силлогизма. В силлогизме отражаются самые обычные отношения предметов и вещей. Человек много раз наблюдал эти отношения и связи между родом и видом, общим и единичным, которые откладывались в нашем мышлении как аксиомы. Последние многократно подтверждались на практике и поэтому не нуждаются в доказательстве. Аксиома силлогизма имеет следующую формулировку: все, что утверждается (или отрицается) относительно целого класса предметов, то утверждается (или отрицается) и относительно любого отдельного предмета или любой части предметов этого класса. Признак признака предмета есть признак предмета. Если Р есть признак М, а М есть признак S, то следует, что Р есть признак и S.

Существуют следующие правила простого категорического силлогизма:

а) Силлогизм должен иметь не больше и не меньше трех терминов. Типичная ошибка называется учетверением терминов (когда средний термин употребляется в посылках в различных смыслах). Средний термин должен быть один и тот же в обеих посылках.

б) Средний термин должен быть распределен, хотя бы в одной посылки. Некоторые студенты II курса отличники. Петров студент II курса. Следовательно, Петров отличник. Здесь средний термин «студент II курса» не распределен в первой посылке, т.е. не взят во всем объеме, а отсюда нельзя делать вывод о каждом студенте П курса что он отличник.

в) Термины, не распределенные в посылках, не могут быть распределены и в заключении. Все педагоги должны любить детей. Петров – не педагог. Следовательно, Петров не должен любить детей. Здесь термин «любить детей» в первой посылке взят не во всем объеме, т.е. не распределен. Речь идет о небольшой группе людей (педагогах), а в заключении термин взят во всем объеме. Типичная ошибка называется недозволенное расширение терминов.

г) Из двух отрицательных посылок нельзя делать никакого вывода. Если одна из посылок отрицательная, то и вывод должен быть отрицательным.

д) Из двух частных посылок нельзя получить никакого вывода. Если одна из посылок частная, то и вывод должен быть частным.

Средний термин может занимать различные положения в силлогизме: он может быть в обеих посылках S или Р, или же в одной посылке S, а в другой Р. В зависимости от положения среднего термина в посылках различают четыре фигуры силлогизма:

1). M – P 2). P – M 3). M – P 4). P – M







Date: 2015-09-19; view: 622; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию