Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тромбоза». Информатизация и интеллектуализация общества
Среди ресурсов устойчивого развития особое место принадлежит информации. Современное общество невозможно представить без производства, генерирования, переработки, передачи и использования колоссальных массивов самой разнообразной информации. Жизнь человечества протекает как бы в трех полях – энергетическом, гравитационном и информационном. Деятельность людей не что иное как обмен между ними и природой веществом, энергией и информацией. По этому поводу испанский ученый Е. Куррас утверждал, что человеку для развития всегда была и будет нужна информация так же, как вода, воздух или огонь… информация – это четвертый жизненно важный элемент1. Информация стала ныне понятием общим для многих частных наук и, по признанию большинства исследователей, приобрела общенаучный статус. А информационный подход, базирующийся на данном понятии, превратился в общенаучный метод познания. Информация есть инвариантная сторона отражения, которая может опредмечиваться, а значит, кодироваться, передаваться от одного объекта к другому в ходе отражательных процессов. Информация, с этих позиций, может быть представлена как отраженное разнообразие, т.е. воспроизведение разнообразия одного объекта в другом объекте в результате их взаимодействия. Любая информация есть отражение, то не всякое отражение есть информация. Информация есть особая форма отражения, это зашифрованное и переданное отражение. Информация и отражение – атрибуты материи. Учитывая качественные различия между существующими видами отражения, правомерно выделить четыре вида информации: элементарную (в неживой природе), биологическую (в живой природе), с оциальную (в обществе) и компьютерную (в ЭВМ и других автоматизированных устройствах)1. Информатизация есть процесс внедрения индустрии информатики во всех сферах общества, это системно-деятельностный процесс, который направлен на овладение информационным ресурсом с целью создания информационного общества. Информатизация не только один из важнейших социотехнологических процессов, характерных для всего мирового сообщества, но и устойчивая тенденция (закономерность) социального развития. Она имеет своей целью усиление социального интеллекта и на этой основе гуманистическое преобразование общества, создание информационной цивилизации. Взаимодействие общества и информатики предполагает два направления – от информатики к социуму (информатизация общества) и от социума к информатики (гуманизация, социализация информатики). Содержание этих двух векторов изучается, как отмечалось, социоинформатикой. С осуществлением информатизации все больше и больше внедряются и используются во всех сферах деятельности человека наукоемкие, информационные технологии. Растет количество людей занятых в сфере производства информации и информационных услуг. Но не нужно забывать, что основным производителем и носителем знаний в социуме является интеллигенция. Во всем мире отмечается бурный её рост, а в некоторых странах, как Япония, эта прослойка превосходит по числу рабочий класс и крестьянство вместе взятые. Информатизация как процесс, как социофеномен является всеобщим и неизбежным этапом эволюции человеческой цивилизации, периодом освоения информационной картины мира, понимания общности законов циркулирования информации в природе и обществе, интенсивной реализации индустрии производства и переработки информации. В информатизации логично выделить несколько составляющих и в первую очередь информацию, индустрию информатики и человека. Информатизация таким образом, выступает и как интеллектуально-гуманистическая перестройка жизнедеятельности индивидуума на основе информационного ресурса с помощью информационных технологий с целью созидания новых цивилизаций. Информатизация как социальное явление, как закономерность прошла в своей эволюции четыре этапа: возникновение речи (позволяла людям использовать примерно 109 битов* информации), изобретение письменности (увеличивает объем информации для индивидов до 1011 битов), печатание книг (способствует формированию социальной памяти с объемом до 1017 битов информации, возникает Гутенбергская цивилизация) и наконец создание и внедрение в социум компьютеров (позволяет цивилизации использовать 1025 битов информации). Интеллектуализация - это рост удельного веса творческого труда и творческих возможностей во всех сферах социального производства, в духовной деятельности личности, за счет возрастания и интенсификации информационных связей в обществе. Интеллектуализация зависит не только от уровня образования членов общество, не столько от мощности социальной памяти (количество книг и журналов в библиотеках, число патентов и изобретений и т.д.), но, прежде всего, от создания четкого механизма рационального использования информации и совершенствования информационных связей. Интеллектуализация не что иное как соединение интеллектуальных способностей индивида с возможностями информационно-электронной техники (компьютеры, средства коммуникации, масс-медиа и др.). Еще в 1844 году Ф. Энгельс сформулировал положение об ускоренном росте науки, что наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения. С 1750 по 1950 год население земли увеличилось в три раза. Число же научных журналов за этот период возросло почти в десять тысяч раз. Если в 1665 г. в мире издавался только один журнал, во времена И. Ньютона – пять, то сейчас ежегодно выпускается более 200 тыс. научных журналов, где публикуются около миллиона статей. Поток научно-технической информации постоянно увеличивается. Если 15 –20 лет назад объем научной информации удваивался каждые 5 – 7 лет, то в последнее время это происходит ежегодно. Информационный взрыв, который имеет место сегодня, характеризуется возрастанием общего объема информации в геометрической прогрессии. Перепроизводство информации очевидно. Полки Государственной библиотеки России (второй библиотеки в мире после библиотеки конгресса США) ежегодно удлиняются на 15 км. Одновременно половина книжного фонда этого крупнейшего в мире книгохранилища никем не запрашивается и лежит мертвым грузом. Ныне до 30 – 40 % времени научные работники тратят на поиски нужной им информации, причем не всегда её находят. Положение сейчас такое, что если специалист не знакомится с потоком научно-технической информации, то через 5 лет он будет обладать лишь 30 % знаний своей области, а через 10 лет может вообще дисквалифицироваться. Информационный «взрыв», сопровождающийся информационным «голодом», называют информационным кризисом, а точнее – информационным «тромбозом» 1. Понятие тромбоза позаимствовано из медицины* и используется нами скорее фигурально – как процесс, задерживающий циркуляцию информации. Причинами тромбоза являются: противоречия между ограниченными возможностями человека перерабатывать и воспринимать информацию и существующими потоками и массивами необходимой социальной информации; производство значительного количества избыточной информации, затрудняющей путь к потреблению полезной социоинформации; нарушении целостности системы социокоммуникации, выразившейся в гипертрофировании ведомственных интересов в ущерб общенаучным. Информационный тромбоз – не только порождение современного НТП, но и результат динамизма социально-информационного взаимодействия в мире, общественного развития в целом. Сегодня данный феномен приобретает планетарный характер, т.е. в той или иной степени присущ всему современному миру. Информационный тромбоз связан с экспоненциальным ростом информации, но имеет в своей основе и субъективные предпосылки, обусловленные в первую очередь неумением или даже нежеланием общества организовать оптимальное протекание полного информационного цикла1, «очистить» коммуникационные каналы от избыточной, а нередко и бесполезной информации, своевременно подготовить их для приема и обработки всевозрастающих её потоков и массивов. Поэтому выход из «тромбоза» должен быть на основе использования достижений научно-технического прогресса: созданием единой стратегии и системы социоинформации; избирательное обслуживание потребителей информации; увеличение емкости памяти человека и самой социоинформации средствами и методами информатики, рационализации и интенсификации информационных процессов; использование новых информационных, наукоемких технологий.
Date: 2015-09-19; view: 649; Нарушение авторских прав |