Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство первой четверти XVIII века





ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ХVIII В.

Искусство XVIII века - это первая стадии качественно иного по сравнению с предыдущим этапом - искусства Нового времени (XVIII - начала ХХ вв.).

Источники искусства Нового времени в России: высокий уровень древнерусского искусства и, особенно, успехи его последней стадии - конца XVII века; состояние современного искусства западноевропейских стран, переживших аналогичный процесс; канонизированный художественный опыт Нового времени (эстетические трактаты, «Поэтика» Н. Буало де Прево, Ф. Прокоповича, А.П. Сумарокова).

Презентация 1: Программа курса

Периодизация

ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА

Общий характер искусства петровской эпохи (1-я четверть XVIII в.)

Эпоха реформ Петра I. Образование Российской империи. Отражение в искусстве становления абсолютистского государства. Особая важность периода формирования художественных принципов Нового времени. Сочетание отрицания и приятия. Новые сюжеты и образы, изобразительные средства и материалы. Новые черты в архитектуре (ордер, регулярность, симметрия, анфилада); в пластике (новые композиционные приемы и анатомические представления); в живописи (станковая картина, новые законы перспективы и др). Выполнение задач Ренессанса средствами эпохи Просвещения.

Коренной, необратимый перелом, перестройка политической и культурной жизни страны. Культ государства с абсолютной властью монарха, конец ведущей роли церкви в общественной жизни. Формирование нового представления о личности, ценной не по родовитости, а по заслугам перед царем и отечеством. Главная тенденция культуры - секуляризация, обмирщение. Ускоренный переход от средневековья к Новому времени. Конфликтность, параллельное развитие многих стилей.

Характер искусства: новаторский, светский, пропагандистский, познавательный. Воплощение задач государственного строительства - причина развития гражданской архитектуры, в ее наиболее утилитарных (практически полезных) формах. До 1720 г. рациональность и деловитость продиктованы военными нуждами (идеал - культура буржуазной Голландии, могущественной морской державы). Строгость, сдержанность, простота. Интерес к реальному миру. Появление гравюры научного характера, светской станковой живописи и скульптуры разных жанров, освоение перспективы, анатомии, светотени - средств воспроизведения реальности. После победы в Северной войне - требование содействия славе молодой Российской империи. Строительство масштабных сооружений и дворцовых ансамблей, расцвет монументальных видов искусства. Усиление торжественности, роскоши. Образец - французский классицизм Людовика XIV как воплощение идеи централизованного государства. Пути проникновения европейских тенденций в искусство: приглашение иностранных мастеров, обучение русских талантов за рубежом за казенный счет (пенсионерство), приобретение произведений.

Смелость перемен и творческая свобода при строительстве Петербурга. Европейские принципы градостроительства: регулярный план с геометрической сеткой прямых улиц и типовая каменная застройка по коридорному типу (фасады зданий на красной линии улицы). Преобладание общественных и частных построек, военных и промышленных сооружений. Постройка порта и судостроительной верфи как доказательство промышленного и торгового значения. Административный центр огромной державы. Отличие новой столицы от средневековой Москвы с ее концентрическими поясами стен, кривыми улочками, свободной поместного типа частной застройкой. Невозможность воплощения плана Леблона, задавшего дух регулярности, но абстрактного, не учитывающего рельеф и климат, перспективы развития города. Типичное для национального зодчества единство архитектурных и природных особенностей, созданное усилиями Петра и русских архитекторов во главе с П. Еропкиным. Значение Невы, вокруг которой группируются административные здания.

Петропавловская крепость - выразительный «далевой образ». Золоченый шпиль - вертикаль, утверждающая торжество русской земли. Собор Петропавловской крепости (Д.Трезини) - базилика зального типа с колокольней. Внутреннее убранство живописными панно и резным золоченым иконостасом. Петровские ворота, прославляющие силу победителя. Неприступная суровость, триумфальная пышность. Здание Двенадцати коллегий - административный центр государства. Идея целесообразности и деловитости. Одинаковые корпуса со скупым декором в виде накладных деталей. Кунсткамера (И. Маттарнови). Башня обсерватории - выразительный центр, контрастирующий с крыльями, вписанными в панораму набережной. Летний дворец Петра (А.Шлютер) - двухэтажное здание похожее на типовые дома для «именитых». Первый регулярный парк - Летний сад со скульптурами, фонтанами и гротами, придающий презентабельность. Загородный ансамбль Петергофа - наглядное выражение подчинения природы воле человека, прославления империи. Образец «петровского барокко». Большой дворец, стоящий на самом высоком месте. Верхний и Нижний парки французского типа. Малые дворцы и павильоны, к которым ведут прямые аллеи. Более 130 фонтанов, украшенных скульптурой. Несколько каскадов, вид на Финский залив, подчеркивающий связь с морем.

Аллегорический язык монументально-декоративной живописи и скульптуры в стиле барокко. Портрет как отражение облика дворянской верхушки. Парадная пышность и реализм – черты скульптурного портрета К.Б. Растрелли. Следование каноничным приемам возвеличения императора в первом конном памятник Петру.

Художественные школы и их специфика. Распад единого эстетического критерия. Проблема Москва - Петербург - провинция.

Система художественного образования в России. Роль пенсионерства за рубежом. Кадровые перемены и проблема поколений. Опережающая роль заказчика.

Проблема многостилья: одновременное проявление на русской почве барокко, рококо, классицизма при преимущественном развитии барокко.

Date: 2015-09-19; view: 979; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию