Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рококо в России середины века





Рядом с западноевропейскими мастерами стиля рококо в России середины 18 века успешно работали отечественные художники. Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. В работе им приходилось проявлять большую универсальность: оформлять интерьеры дворцов, писать театральные декорации, расписывать церкви. Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И.И. Фирсов, Б. В. Суходольский. Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. 1754, ГТГ).

Б.В. Суходольский. Астрономия (фрагмент)

Художник представляет нам сцену в парке. На фоне руин и неба, красноватого от лучей заходящего солнца, изображены изящные дамы и галантные кавалеры. Они не только прогуливаются, но и погружены в созерцание окружающей природы, заняты учеными опытами. Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. Дама слева с любопытством взирает на них в телескоп, который дает перевернутое изображение. Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер. Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп. Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле. Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. На переднем плане мы видим ученого, который сосредоточенно настраивает армиллярную сферу, определяющую положение светил, Суходольский наглядно продемонстрировал весь арсенал астрономических приборов того времени. Показательно, что в середине восемнадцатого века отмечался всплеск интереса к астрономическим наблюдениям в связи с появлением кометы Галлея.

Продумывая изображение, Б.В. Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет. В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров. Произведение кисти Суходольского носит не столько национально-бытовой, сколько декоративно-аллегорический характер. Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы.

Одним из пленительных русских живописцев стиля рококо был Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761). Он занимал пост руководителя живописной команды Канцелярии от строений и сам принимал активное участие в монументально-декоративных работах на всех объектах Петербурга и его окрестностей. Кроме того, Вишняков писал портреты. Около 1749 года он создал «Портрет Сарры Элеоноры Фермор» (ГРМ).

И.Я. Вишняков. Портрет Сары Элеоноры Фермор

Знатная шотландка, дочь руководителя Канцелярии от строений и начальника Вишнякова представлена в нарядном платье, с веером в руке, на фоне пейзажа и колонны. Ее поза несколько скованна, но в этой застылой торжественности много ощущения трепетной жизни, душевной теплоты. В произведении соединены формы европейского стиля рококо и живая традиция русского средневековья. Изысканное серо-зелено-голубое платье поражает богатством многослойной живописи и имеет тенденцию к уплощению. Оно передано иллюзорно-вещественно. Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Художник умело передает характер модели, хрупкой и воздушной, сходной с каким-то экзотическим цветком. Как из стебля вырастает ее изящная головка на тонкой шее, намеренно удлинены худенькие руки. Но в отличие от иностранных мастеров русский художник пишет не маленькую даму, а создает образ серьезной, задумчивой и немного грустной девочки.

Черты стиля рококо мы встречаем и у другого русского художника. Иван Петрович Аргунов (1727-1802), крепостной мастер графа Шереметева, учился «живописной науке» у живописца Г.Х. Гроота. Поэтому целый ряд ранних портретов его кисти справедливо связывают с рокайльной стилистикой. Это парные портреты князя И. И. Лобанова-Ростовского (1750, ГРМ) и его супруги Г. Л. Лобановой-Ростовской (1754, ГРМ), а также декоративная картина «Умирающая Клеопатра» (1750, ГТГ).

 

И.П. Аргунов. Портрет княгини И.П. Аргунов. Умирающая Клеопатра
Екатерины Александровны
Лобановой-Ростовской

Хотя стиль рококо расцвел в русской живописи середины столетия, следует упомянуть о его реминисценциях во второй половине века. В работах Ф. С. Рокотова (1735-1808), исполненных в конце 1750-х – начале 1760-х (портрет Е. Б. Юсуповой, портрет А.Г. Бобринского, ГРМ) и в мифологическом полотне «Венера. Амур и Сатир» явно прослеживаются черты этого стиля. В творчестве еще одного корифея русской живописи Д.Г. Левицкого (1735-1822) мы также находим подобные примеры. Серия портретов воспитанниц Смольного института демонстрирует следование художника этой традиции.

   

 

Date: 2015-09-19; view: 534; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию