Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фрейдизм
Фрейдизм – общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм как социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов. Фрейдизм с самого начала своего существования не представлял собой чего-то единого; двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного истолкования принципов его учения. Среди ближайших учеников Фрейда в начале ХХ в. возник спор о том, что следует считать основными движущими факторами психики. Фрейд таковым признает энергию бессознательных психосексуальных влечений, А. Адлер утверждает, что роль играет комплекс неполноценности и стремление к самоутверждению, в школе «аналитической психологии» К.Г. Юнга первоосновой считается коллективное бессознательное и его архетипы, О. Ранк полагает, что вся человеческая деятельность подчинена преодолению первичной «травмы рождения». Широкое распространение фрейдизма началось после первой мировой войны и было связанно как с общим кризисом буржуазного общества и культуры, так и с кризисом ряда традиционных направлений психологической науки. При этом различные направления фрейдизма стремились восполнить отсутствующие у Фрейда философские и методологические обоснования положений его учения, опираясь на разные философские и социологические доктрины. В результате выделилось биологизаторское течение, клонящееся в сторону позитивизма и бихевиоризма. Особенно оно стало влиятельно в США, т.к. оказало значительное воздействие на развитие психосоматической медицины (психосоматика); к этому же направлению примыкают и опыты сближения фрейдизма с рефлексологией, кибернетикой и т.д. Также распространение получил т.н. социальный фрейдизм; в своей традиционной форме он рассматривает культурные, социальные и политические явления как результат сублимации психосексуальной энергии, трансформации первичных бессознательных процессов, играющих во фрейдизме роль базиса по отношению к социальной и культурной сфере. В конце 1930-х гг. возник неофрейдизм, который стремится превратить фрейдизм в чисто социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения Фрейда. Наибольшее распространение он получил в США после второй мировой войны (Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан). С конца 40-х гг. ХХ в. под воздействием экзистенциализма возникли т.н. экзистенциальный анализ (Л. Бисвангер, Швейцария) и методологическая антропология (В. Вайцзеккер, ФРГ). Характерны попытки использования фрейдизма со стороны протестантских (Р. Нибур, П. Тиллих) и отчасти католических теологов (И. Карузо в Австрии и др.). Специфическое преломление фрейдизм получил в 1960-х гг. в идеологии «новых левых» (Г. Маркузе, «Эрос и цивилизация» – «Eros and civilization», 1955 г., и др.) через ученика Фрейда В. Райха. Влияние фрейдизма особенно проявилось в социальной психологии, этнографии (американская культурантропология, тесно связанная с неофрейдизмом), литературоведении, литературной и художественной критике. Наряду с этим воздействие фрейдизма сказалось в теории и практике различных модернистских художественных течений (например, сюрреализм, претендовавший на расширение сферы искусства через привлечение бессознательного, и т.д.). Date: 2015-09-19; view: 360; Нарушение авторских прав |