Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Граждан Российской Федерации





 

Статья 259. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

 

Комментарий к статье 259

 

1. В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в том числе и нарушающие избирательные права.

Порядок реализации гражданами избирательных прав при проведении референдума, выборов определяется нормами специального законодательства:

- Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710.

 

- Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5497.

 

- Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

- Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171.

 

- Федеральным законом от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919.

 

- другими федеральными законами и законами субъектов РФ.

В порядке, предусмотренном гл. 26 ГПК РФ, подлежат рассмотрению не только заявления об оспаривании решений или действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий, комиссий референдума, должностных лиц, которыми нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, но и иные категории дел, связанные с реализацией гражданами РФ активного и пассивного избирательного права (например, о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума).

2. Можно выделить две группы субъектов, имеющих право на обращение за судебной защитой избирательных прав.

Во-первых, данное право принадлежит избирателям, участникам референдума, кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям и их доверенным лицам, политическим партиям и их региональным отделениям, иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, наблюдателям, прокурору, если указанные субъекты считают, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ.

Во-вторых, субъектом обращения могут быть Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума, которые вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, избирательной комиссией, комиссией референдума.

3. Данные обращения осуществляются в соответствии с правилами подсудности, установленными ст. ст. 24, 26, 27 ГПК РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с заявлением в суд о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ вправе обратиться группа численностью не менее 1/3 от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.


С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта РФ вправе обратиться группа численностью не менее 1/3 от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, либо группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта РФ, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия РФ.

С заявлением в суд о расформировании окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ вправе обратиться группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта РФ либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия РФ, избирательная комиссия субъекта РФ.

С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой комиссии вправе обратиться группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия РФ, либо избирательная комиссия субъекта РФ, а с заявлением о расформировании избирательной комиссии поселения также соответствующая избирательная комиссия муниципального района.

4. Избирательные комиссии различных уровней могут занимать различное процессуальное положение. Либо на основании норм ч. 1 комментируемой статьи они привлекаются в качестве ответчиков, либо в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи они могут сами обращаться в суд с заявлением.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в суде может быть поставлен вопрос о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ, а также Центральная избирательная комиссия РФ может обращаться с заявлением о расформировании избирательных комиссий различных уровней.

Если с заявлением в порядке положений гл. 26 ГПК РФ обращается лицо, не имеющее права на обращение в суд, в принятии такого заявления должно быть отказано.

 

Статья 260. Сроки обращения в суд и рассмотрения заявлений


 

Комментарий к статье 260

 

1. По общему правилу заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдуме, о нарушениях его избирательных прав или права на участие в референдуме.

Законодательством также установлены специальные сроки на обращение в суд по делам данной категории. Так, заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Заявителю следует учитывать, что указанный процессуальный срок восстановлению не подлежит.

Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

Заявление о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ после опубликования результатов выборов либо референдума может быть подано в суд в течение одного года со дня опубликования результатов соответствующих выборов (референдума).

Пунктом 5 ст. 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено правило, согласно которому заявление о расформировании избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, может быть подано в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании (кампании референдума).

Заявление в суд о расформировании иной комиссии может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания избирательной кампании (кампании референдума), но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии. При проведении повторного голосования заявление в суд о расформировании участковой комиссии может быть подано в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования.

В соответствии с п. 11 ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суды обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.

В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи в период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дате голосования, в день голосования или в день, следующий за датой голосования, - немедленно.


В случае если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через 10 дней со дня его подачи.

Относительно сроков рассмотрения данной категории дел необходимо учитывать позицию Конституционного Суда РФ, который признал данные положения не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения препятствуют суду по истечении установленных сроков разрешить соответствующее дело по существу и служат основанием прекращения производства по делу, и указал, что сокращенные сроки по избирательным спорам не исключают судебной защиты избирательных прав за рамками избирательной кампании (подробнее об этом см. Постановление Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2005 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.Г. Одиянкова" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 337.

 

Заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования - немедленно.

Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, должно быть рассмотрено и разрешено в течение двух месяцев со дня его поступления в суд.

2. Решение по заявлению об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Решение по заявлению об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума принимается судом не позднее чем за три дня до дня голосования.

Решение по заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем через три дня со дня поступления заявления в суд.

 

Статья 260.1. Порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

 

Комментарий к статье 260.1

 

1. Дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ рассматриваются судьей единолично, за исключением дел о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума, которые рассматриваются судом коллегиально в составе трех профессиональных судей.

Заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Однако неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

2. При рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума судом не могут быть наложены следующие обеспечительные меры:

- наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие;

- запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

В силу прямого указания закона решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть обращено к немедленному исполнению. Поэтому правила, предусмотренные ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, не применяются.

 

Статья 261. Решение суда по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и его реализация

 

Комментарий к статье 261

 

1. Комментируемой статьей устанавливаются особенности принятия, исполнения и обжалования решения по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.

Решение по делу принимается и излагается по общим правилам, установленным в гл. 16 ГПК РФ, с учетом положений комментируемой статьи. Если в ходе судебного разбирательства подтвердится, что оспариваемое решение или действие (бездействие) противоречит закону, суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований. Если в судебном разбирательстве будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствует закону, суд отказывает в удовлетворении заявления.

В резолютивной части судебного решения об удовлетворении заявленных требований должно содержаться указание на обязанность удовлетворить требование заявителя либо указание суда об ином способе восстановления в полном объеме нарушенных избирательных прав или права на участие в референдуме.

2. В соответствии со ст. 211 ГПК РФ подлежат немедленному исполнению решения суда о включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума, поэтому решение суда по такому делу должно содержать указание на немедленное исполнение.

В соответствии с ч. 4 ст. 260.1 ГПК РФ решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть обращено к немедленному исполнению.

Решение суда для устранения допущенного нарушения норм избирательного права направляется руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу.

Указанные субъекты обязаны исполнить решение суда в установленный срок и сообщить об исполнении решения в суд и гражданину не позднее чем в течение одного месяца со дня получения решения. В случае неисполнения решения об этом также сообщается суду с указанием причин неисполнения судебного решения.

3. Комментируемой статьей установлен сокращенный срок для подачи кассационной (частной) жалобы в период избирательной кампании, кампании референдума. Кассационная жалоба на решение суда, частная жалоба на определение суда по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, вынесенные в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом указанных решения, определения.

 

Глава 26.1. ВРЕМЕННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА,







Date: 2015-09-18; view: 281; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию