Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вероисповедание
Разумеется, не о псюхе и не о соме, хоть, конечно же, и не о хлебе или о щах, ‑ я беседую с моим Богом часами о других вещах. О цветах‑маргаритках, о бабочках‑капуцинах и о прочих серьёзных штуках – числа им несть: о доходах интеллигенции или, скажем, о ценах ‑ например, на нефть. Он внимательно слушает, головою качает, ибо все мои темы он знает наперечёт. Иногда переспросит, что это означает, иногда смолчит или вдруг посмотрит на облака, на деревья и вздохнёт: снова близится месяц нисан… Ему много лет, он жалуется на здоровье и плохой сон. Он не нажил тут ничего и живёт где‑то на окраине мира – пять часов на такси, он ругает транспорт и хмурится бородато на свои небеси. И о чём ни попросишь его, говорит, занят, не сегодня, потом, говорит, и засим исчезает… и бранится, прежде чем исчезает: дескать, сделай сам! Разбивает мои мечты – то одну, то другую, превращая их все в какое‑нибудь рагу. Я и сам временами, конечно, ему помогаю чем могу. Так вот, собственно, и живу: от встречи до встречи, ни на что не жалуясь и ничему не учась. А его «всегда» часто даже короче, чем мои «сейчас»: даст сначала что‑нибудь, но тут же и отнимает ‑ и при этом ведёт себя до ужаса делово. Иногда мне кажется, что он меня не понимает.
Но я верю в него.
И Я БЫЛ МУЗЫКАНТ 1971–1975
И я был музыкант ‑ и пел стручок гороха от выдоха и вдоха, и я был музыкант ‑ и в золотых перстах за хвостик искривлённый держал мотив зелёный, а это не пустяк! И я был музыкант ‑ и слушал, как бессонно звучат дождя канцоны, и я был музыкант, и у судьбы в руках я успевал заметить весёлый инструментик, и я был музыкант. Но, круглый идиот, я растерял по свету гороховую флейту с горошинками нот.
* * *
Тут старинных строчек залежь бес‑тол‑ко‑ва‑я… ты прочти – и ты узнаешь, что такое я: карандаш, чернила, паста ‑ вот и весь состав, а в других делах копаться ‑ ах, оставь, оставь.
Для чего, скажи на милость, для чего, дитя, ты хватаешься за малость бытия‑житья ‑ это из другого теста, из другого дня! Не ходи за кромку текста, не ищи меня.
Там, дитя, ты не увидишь золотого «там» ‑ там забытый хлам, да ветошь, да забытый храм, никакой земли и неба, не горит звезда… коль туда – так не ко мне бы, не ко мне б туда!
По задворкам‑то плутая, долго ль до греха? Скажем, эта запятая чем тебе плоха ‑ плоше ли, чем день вчерашний ‑ выбитый из рук? Спи, дитя, в высокой башне за зубцами букв.
* * *
Какою музыкой плеснуло по губам! Не всё бы сразу – по частям бы прозвучали: отдельно – радости, отдельно бы – печали, отдельно – скрипочки, отдельно – барабан… Всё б в свой черёд: за тактом такт, за шагом шаг, отдельно море, например, отдельно – горы, отдельно то, отдельно многое другое, чтобы друг другу не перечить, не мешать. Сначала б арфа пошутила с ветерком, потом бы горн вздохнул среди пространств застылых ‑ и всё на свете бы построилось в затылок, и стало б в очередь, и побрело б гуськом. Оркестр сразу б не сумел… он по частям, он троекратно бы вступил – и дал нам в звуке не то три радости, не то три смертных муки: отдельно Бах – и Иоганн – и Себастьян.
* * *
А далеко ль поёт рожок? Да далеко, мой свет. На тот кисельный бережок теперь дороги нет ‑ теперь, мой свет, хоть плачь, хоть вой, а оставайся тут, куда в ответ на голос твой оттуда не придут. А велика ль моя вина? Да велика, поди, раз та волшебная страна осталась позади: словарь – пустым твоим устам, свирель – твоим мечтам, они бывают только там, да ты уже не там. А я тогда пойду вперёд! А ты иди вперёд… Я покажу тебе, где брод, а где наоборот: нам всем не терпится прыжок в куда‑я‑не‑могу… о том, дружок, и пел рожок на дальнем берегу.
* * *
К серьёзности – каплю высокого вздора, к печали – бессмертную детскую шалость: и падала роза на лапу Азора, и жизнь возвращалась, опять возвращалась, и над переулочком – громким, булыжным, морозное тихое небо вставало. А Вы говорили: «Немножечко выждем, мы прожили вечность, но это так мало!» И точно: потом постепенно теплело, в замёрзших руках появлялся багульник ‑ он был наш Вергилий, он вёл нас из плена на волю, вперёд, в новый день, в понедельник! И мы уже знали, что дальше всё просто: каких‑нибудь двадцать шагов – и, как прежде, в малюсенькой лавочке у перекрёстка опять продаются грехи и надежды.
* * *
Сидела в тиши субботы, ткала своих строчек бязь, за тоненький край свободы свободной рукой держась, пока – божества на страже и цвета его чернил ‑ я жался в дверях, но даже и в мыслях не позвонил. Да благословенно соло невежества, писчий раж!.. Какую ты чушь писала, какую лелея блажь, какие слетались осы и пчелы на этот мёд, бесстрашная поэтесса в неполных осьмнадцать лет? Вилось над тобою иго ‑ беспечнейшее из иг, готовая за день книга вымарывалась за миг. В ней было всего немало ‑ поменьше б таких немал… Ах, что бы ты понимала! Ах, что бы я понимал…
* * *
У меня были стихи книжного мальчика и остаются стихи книжного мальчика. Иногда я даже читаю Мильчина ‑ правда, редко когда понимаю Мильчина. У меня была любовь книжного мальчика и остаётся любовь книжного мальчика ‑ цвета воздушного шарика или же мячика, алого воздушного шарика, синего мячика. У меня была жизнь книжного мальчика и остаётся жизнь книжного мальчика: она спрятана где‑то на дне портфельчика, а портфельчик заброшен на дно подвальчика. У меня будет смерть книжного мальчика ‑ лёгкая смерть книжного мальчика: вынул Боженька дудочку из чехольчика и опять спрятал дудочку в глубь чехольчика. Из комнат бросившись под дождь, за хлеб не поклонившись дому ‑ что, птица божья, ты поёшь, кто научил тебя такому? Что, птица божья, ты поёшь!.. Таких стихов, таких мелодий, летунья, не бывает в дождь и вообще… при непогоде. Но у тебя есть свой аршин ‑ на всю твою пустую участь: такому не научит жизнь, любовь и слава не научат ‑ и неприкаянная песнь есть у тебя в кашне грошовом: не хочет пить, не хочет есть, а хочет быть – да вот хоть шёлком, и, оторвавшись от земли, скитаться, бедствовать, лучиться ‑ одна, без близких, без семьи, сама себе своя отчизна.
* * *
Там такие молодые небеса, там урок правописанья начался: пишут перьями на небе кто почём ‑ стриж за ласточкой, журавлик за грачом. И вымучивает бедный дилетант нескончаемо диктуемый диктант про сначала было слово, а за ним… так и жили – ожиданием одним, что за словом поторопится строка, ‑ да строка всё улетала в облака, как пушинка, как бумажка, как листва, ‑ и, конечно, за строкой не шла глава, за главой не шла поэма – тормозя на каком‑то то ли «рано», то ль «нельзя» ‑ и за сколько‑то ужасно много лет недописанным остался наш завет… Ты продлись, продлись, божественный ликбез ‑ пусть старательные писари небес затвердят правописанье назубок и напишут без ошибок слово «Бог» ‑ а уж там мы разберёмся как‑нибудь, где смолчать, где улыбнуться, где вздохнуть ‑ где начало, середина и края в нескончаемом диктанте бытия.
* * *
Приволье музыки просторной: на заливных её лугах трубят медлительные горны и пропадают в облаках. Потом вступают барабаны: они идут издалека. Выходит вечность полупьяной из бездны медного рожка. Махнув платком у поворота, растает время за углом, как сон, как псовая охота, как некогда огромный гром… И всем нам хватит, не печалься, на нашем заливном лужке и этой музыки, и счастья ‑ и хватит вечности в рожке.
* * *
Океаны чужие, чужие ветра… в общем, Киплинг: в общем, Киплинг, прекрасная Африка, бусы и шаль. Видишь, буря в стакане воды, а флотилия гибнет ‑ гибнет где‑то в стакане воды, и флотилии жаль. И последнюю узкую шлюпку спускают на воду, и последний бросают на воду спасательный круг… ‑ всё предвиделось, вроде бы, кроме такого исхода, но флотилия гибнет – и буря отбилась от рук. А в стакане воды под летучей лиловою тучей с толку сбит адмирал – и ломается трубка во рту. Но последний гуляет по тонкому ободу случай нам с тобою спастись – на нечаянном нашем плоту.
* * *
Я не знаю, куда меня нимфа, безрассудная нимфа моя ‑ я не знаю, куда меня рифма уведёт, за какие моря… но уже и трава поредела, и уже небосвод мутноват ‑ мне не нравятся эти пределы и не хочется так рифмовать:
мне б поближе куда‑нибудь с домом, курс держа на отеческий дым! Я не знаю, что делать с изломом плавниковым и плавным твоим ‑ принимать ли его искривленье за игру, за судьбу, за строку? Вся ты видимость, вся ты явленье, вся ты шёлковый бант на боку ‑ и смешна тебе свежая ветошь нежных слов, и идеи скучны, и не знаешь сама, что ответишь ты из‑за моря, с той стороны!
* * *
За пчёлами скрипок! Музыка – как мёд, а тесные ноты похожи на соты. Пчелиное пенье – ему невдомёк, какие оно покоряет высоты: всё круче взвиваясь, всё легче виясь, всё дальше и дальше пчелиная тема, всё меньше в ней яви… какая ж тут явь, когда уже, в общем, она улетела! Но что‑то жужжит ещё, что‑то жужжит и тонкую истину выжужжит вскоре, что время бежит… ах как время бежит ‑ по узенькой, узенькой улочке к морю, и нет ничего, что от нас не уйдёт навеки, но… серп, полумесяц, улыбка ‑ светится, и всё продолжает полёт последняя пчёлка и скрипка.
* * *
Кто там на облаке присел? И я хочу, как эта птица. На небе много места всем, да отчего‑то не летится ‑ не улетается никак. И я не знаю, что нежнее, чем этот ласковый пустяк ‑ пустяк земного притяженья… пустяк земли, пустяк семьи, знакомых скверов и скамеек! Вот почему слова мои летать по небу не умеют, вот почему, мой поздний гость, нам (невзирая на умелость!) весь вечер чаю не пилось и песен никаких не пелось. Ничего не поделаешь: значит, блеснём по далёким пространствам коротеньким сном, муравьиным скользнём золотым миражом по смешным рубежам в мирозданья чужом. Это мелкая память о тропке земной: насекомое, искрой кольнувшее зной, и слеза – через несколько сотен веков ‑ из янтарных очей рыбаков. И на небе, где кто‑нибудь бродит всегда, вдруг заметят случайно: упала звезда, и, дорогами неба беспечно пыля, вспомнят: кажется, это Земля. А один безымянный ночной человек прямо в это мгновенье посмотрит наверх ‑ и, упавшему свету навстречу идя, загадает полдня без дождя.
* * *
Вот вам лестничка скрипучая: это просто, как букварь! А за нею – Царство Случая, царство, где никто не царь, где заманивает улочка, незнакомая впотьмах, как серебряная уточка на ленивый полувзмах.
За китайским за фонариком есть китайская страна: мы с фонариком‑судариком там гуляем допоздна ‑ и, с обычной бестолковостью, путатель всех наших карт, вдруг пахнёт забытой новостью полоумный месяц март.
* * *
Ну что, бессмертная строка, не то ты, так сказать, игрива ‑ не то пишу я слишком криво… но ты взмываешь в облака!
А больше вдоль страницы всей нет ни крючка – такая жалость… Не ты ли стайкою гусей на белом небе задержалась ‑
там ветра нет, там воздух чист, ‑ не навсегда ль ты там повисла? М‑да, мне уже не различить далёкого чужого смысла,
и я уже не знаю сам, кто в направлении востока так путано и так высоко на небе что‑то написал…
Date: 2015-09-18; view: 255; Нарушение авторских прав |