Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Маленькая трагедия
Мне заказали музыку: не некто‑ одетый‑в‑чёрное, не чёрный человек ‑ таких ко мне пока не заходило, и слава Богу: было б слишком рано, ‑ но некая бесцветная особа: не то чтобы учтиво поклонившись, а просто так – придя и заказав… произнеся при этом: «Я заказчик».
И что‑то было у неё в руке ‑ конверт какой‑то: «Тут вознагражденье», ‑ она сказала и – вознаградив ‑ уже хотела было удалиться куда у них ведётся: восвояси, но я её немножко задержал и предложил: «Присядьте, поболтаем: тут кофе и хороший шоколад».
Присели… «Вот что, дорогой заказчик, ‑ я произнёс: – Вы, стало быть, не в чёрном, и это – Ваша первая ошибка… ‑ Вам с молоком или без молока? ‑ поскольку, по характеру событья, Вам следовало бы прийти не в этом… в чём Вы пришли, но выбрать чёрный цвет: так делают заказчики, поверьте.
Потом, и это будет во‑вторых, Вы ни вчера ко мне не заходили, ни поза… – как я думаю – вчера. Вы только раз пришли: застали дома и думаете, так оно и надо, хотя разыгрываемый сценарий визит предполагает троекратный с заказом музыки на третий раз.
Очередное Ваше упущенье в том, что вошли Вы так, как входят в лавку, ‑ напомню: неучтиво поклонившись, а словно делая мне одолженье… заказчики себя так не ведут: они воспитанны, они смиренны ‑ и в руки не суют конверт с порога… возьмите шоколада наконец.
И я Вам так скажу: поскольку, значит, Вы слишком плохо знаете сценарий, я музыки для Вас писать не буду ‑ вот Ваш конверт: вознаградитесь им. А я… я подожду – пока у двери, на третий раз, учтиво поклонившись, появится мой чёрный человек, единственный и истинный заказчик.
Держите хвост морковкой – и привет!»
КАК ВЕРЁВОЧКА ВИЛАСЬ 1976–1982
Как верёвочка вилась вензельком неотразимым по горам и по низинам, где не раз встречали нас! Как верёвочка вилась ‑ то бегом вилась, то шагом, по горам и по оврагам ‑ обстоятельно и всласть: через речку, через мост ‑ чуть скользя на парапете… И ничто на белом свете никогда так не вилось, и ничья на свете власть, и ничьи на свете речи не бывали так сердечны, как верёвочка вилась! А любовь была не страсть, не высоты, не глубины ‑ мы друг друга так любили, как верёвочка вилась. И, когда в последний раз я исчезну в чистом поле, ни о чем я так не вспомню, как верёвочка вилась!
* * *
Тетрадь оставлена в саду ‑ стихи, промокшие насквозь, уже совсем нельзя прочесть. Размыло небо и звезду, размыло синих ягод гроздь и всё, что прежде было здесь.
А было несколько имён, и несколько Любовей к ним, и сумасшествий, и чудес. И плавал колокольный звон, и плавал беспризорный нимб, и всё, что прежде было здесь.
Чаи гоняли допоздна и говорили наобум слова – какие только есть. И жизнь была ещё нужна ‑ и смех, и блеск её, и шум, и всё, что прежде было здесь.
Гадали кто на чём горазд, пророчествовали о том, чего не выпить и не съесть. Лепили из подручных фраз кто бога, кто корабль, кто дом ‑ и всё, что прежде было здесь.
Теперь уж не восстановить ни строчки: тут какой‑то бред, тут дождь навеки промочил всё‑что‑имело‑место‑быть, но по рассеянности, нет ‑ по глупости, нет – без причин ‑ 1996
* * *
Старая‑старая повесть: Древний Египет, Китай… Утро просило: опомнись, ‑ день говорил: испытай. Вечер в глухом покрывале вёл меня в маленький ад ‑ там меня с толку сбивали и отпускали назад. И, в темноте меня бросив, ветер – фельдфебель, шагист ‑ в спину бросал мне: философ! ‑ и добавлял: берегись.
Но, по окраинам мокрым идучи миром чужим, тихо твердила: посмотрим! ‑ милая мудрая жизнь.
* * *
Это Ваши слова – не‑печальтесь‑пройдёт‑ а‑печаль‑если‑прошлая‑значит‑чужая! И не помню уже, сколько лет напролёт я живу с этим знаньем – и не возражаю,
хоть никак не проходит всё то, что должно проходить, – и, как прежде, то муча, то жаля, прямо в сердце мне врезано Ваше окно, и горит, и горит – и я не возражаю.
В том окне всё пируют – и дай‑то им Бог пировать, своих сроков не опережая, и, бокал подхватив за сверкающий бок, позабыть обо всём, что я смог и не смог…
Я живу хорошо. И мой сумрак глубок. И легка моя жизнь, и я не возражаю.
* * *
Старьёвщик‑вечер собирает в горсть нелепые дневные сувениры: листок породы оторви‑да‑брось, брелок с ключами от пустой квартиры, записка… то есть подпись из неё, мотивчик – надоедный, хоть не слушай… Чудесное смешное вторсырье: дай только срок – оно ещё послужит, лишь ночь настанет!
И настала ночь, и я – опять спускаясь в ад из рая ‑ всё то, что удалось мне приберечь, кладу перед собой – перебирая бесценный мой, прекрасный мой утиль: билетик, кремешок от зажигалки… А на ботинках серебрится пыль от нашей с Вами утренней прогулки.
* * *
Когда я вдруг исчезну в лирическую бездну и Вам вдруг станет плохо ‑ Вы напевайте Баха.
Навязчивые мысли оставив в пыльном кресле, Вы напевайте Баха от вздоха и до вздоха.
Забудьте все печали, пойдите на качели и напевайте Баха от взмаха и до взмаха.
А к моему прощайте себя не возвращайте: не поминайте лихом, а поминайте Бахом!
* * *
В этом тяжёлом месиве слов, поцелуев, встреч я бы на Вашем месте бы ‑ но не об этом речь. Там, посредине пёстрого мира больших надежд ‑ что там на месте острова: музыка или брешь? А в небесах смущение, видное через щель: дескать, что за смещение всех на земле вещей? Место предметов – мысленно ‑ заняли облака. Бедная моя истина, Бог с тобой и – пока!
* * *
Не гадать по птичьим стаям, не гадать по крышам зданий, сколько мы с тобою стоим в день базарный, в день бездарный, ‑ но как можем пощебечем над весёлыми лотками! Чем нас взять? Да, в общем, нечем ‑ разве голыми руками. Не спасти беспечной ноши от одной седой стихии ‑ сдует ветром жизни наши, словно перышки сухие. Но на вечность ли польститься в сутолоке, на базаре, где – не две ли малых птицы продаются за ассарий?
* * *
Зацепиться за что‑нибудь в светлом потоке вешних вод полоумных, хватать наугад золотые соломинки – детские строки и потопленный там же бумажный фрегат! И – держаться во что б тебе это ни стало за крючок обещанья, чей срок миновал, за верёвочку веры, чьей помощи мало, и за бант ваш пунцовый, сеньор Карнавал.
Как подумаешь – сколько волшебного хлама есть у прожитой жизни! Открыли мешок ‑ и смотрите‑ка: вот вам от жалости – рама, от любви – поводок, от тоски – ремешок, от обиды – булавка, от боли – иголка, от заботы – заколка, от флага – флагшток… сколько было всего, сколько нету – и сколько нам ещё принесёт с собой этот поток!
* * *
Я о чём… о тумане, о дыме и о том, как непрочны следы! Им бы буквами стать золотыми, да любовь – ненадёжное имя: имя воздуха, имя слюды.
Всё качнулось, едва лишь наладясь, и прискучило то, что влекло, ‑ стало тихо и пусто в тетрадях: я забуду тебя, моя радость, и уеду в моё далеко.
Чем мы жили? Да в общем, случайным ветерочком, да строчкой чужой, да серебряной ложки бренчаньем, да смеркавшимся к вечеру чаем, да пугливой, как свечка, душой.
А сказать ли, воробышек, сойка, кто б любовь нашу ни сочинил ‑ и не так он хотел, и не столько… Но само это имя нестойко, словно запах дымков и чернил.
* * *
Рассмеялась ночь сырая ‑ и над крышею сарая, нет, над крышею сераля разожгла звезду. И она висела сбоку ‑ празднично и одиноко, штучка Старого Востока в молодом саду.
И златая эта шалость приглушала обветшалость: обветшалость освещалась чуть со стороны ‑ и у старого строенья подымалось настроенье, и тогда следы старенья не были видны.
И тогда столетья наши потянулись, словно баржи, ‑ мы так и не стали старше, но всегда – впотьмах, в час, когда златая шалость освещала обветшалость, ‑ Вечность с Юностью шепталась о своих делах.
* * *
В узком каменном переулке, в тесной маленькой тишине я серебряная иголка, затерявшаяся на дне.
Было славно петлять напрасно, да давно оборвалась нить. Как хоронит людей пространство, обречённое хоронить:
только вынырнет и запляшет человек‑поплавок на свет ‑ что там… тросточка, шарфик, плащик! ‑ и его уже сразу нет.
А когда, на лету старея, станет утром ночная мгла, самый тихий могильщик, время, нам помашет из‑за угла.
* * *
Вот изнеженное имя ‑ и неласковое время с ним обходится весьма и весьма неосторожно, а на свете как нарочно ‑ не сказать чтобы весна. Нам ли сетовать с тобою, что не слишком голубое небо памяти людской, что опять всё те же бесы дразнят нас из той же бездны, именуемой Москвой, что все новые идеи превращаются на деле в тот же самый страшный сон… Это труд‑но‑вы‑но‑си‑мо: дай мне дольку апельсина ‑ и забудем обо всём.
* * *
Ну что же, я переживу и это – не переходя ни в землю, ни в прах, ни в траву короткой походкой дождя,
балладу одну допишу (когда‑нибудь этой зимой), одежду одну доношу (пальтишко и шарф с бахромой).
И снова – как некий моллюск, своей щеголяя тщетой, ‑ я странным богам домолюсь ‑ и, может быть, вымолю что.
А если не вымолю что ‑ так пусть, и другим обойдусь: не рваной моей нищетой ‑ нирваной, как старый индус.
Всех сразу – простить и понять, и как‑нибудь так порешить: когда Вы умрёте – опять, мне этого не пережить.
* * *
Собранье деревьев – седых и сутулых, ‑ давай не пойдём мимо них, ночной мой приятель, слепой переулок, гуляка, обманщик, шутник! Куда мы сегодня – на пристань, на площадь, на голос трамвая в ночи, на свет фонарей – долговязых и тощих… скажи, объясни, научи. А вот, погляди‑ка, несложный рисунок ‑ вперёд, переулок, за ним: за следом каких‑нибудь маленьких санок, за светом надежды двойным! Хотя ведь ты в этой нежнейшей охоте, наверное, мне не родня ‑ и, значит, на первом крутом повороте забудешь и бросишь меня, и я улечу в темноту городскую две ленты ловить, две шлеи, а там – не распутать уже ни в какую пути мои, путы мои.
* * *
Я вышел поздно – облаков регату не проводив к далёким берегам залива. Подступавшая к ногам волна почти закончила токкату, а свет ещё мерцал, но только дунь ‑ и в тот же самый миг погаснет день…
В конце залива потерялся вход в балтийский порт – и в опустевшем взоре на место, предназначенное морю, ничто не стало – но, наоборот, глазам открылась, словно в первый раз, неполнота представленных пространств.
Куда‑ж‑нам‑плыть? Бездомно и рогато вставал балтийский месяц, меж камней лежала ночь – и клочья серой ваты росли и становились всё плотней, ‑ так в самый первый из эстонских дней я опоздал на празднество заката.
* * *
Что‑то Вы ещё сказали перед тем, как всё прошло. Всё‑кончается‑слезами ‑ вот что Вы ещё сказали. Ах, как это хорошо!
Это истина взглянула коротко на нас. Это вдруг на спинку стула бабочка легко вспорхнула и легко снялась.
Это мудрость на минутку нас приобняла ‑ обратив жар‑птицу в утку, превратив всё это в шутку, вот и все дела.
Ни о чём вздохнула совесть, как в бутылке джинн, ‑ и, заплакать приготовясь, улыбнулась – жизнь.
* * *
Всё вертит нами ветер так и сяк, всё путает, темнит, сбивает с толку ‑ мы землю оставляем и подолгу скитаемся в безумных небесах, а там такая пустота и ширь, что не зацепишься, как ни надейся, за Петропавловский плавучий шпиль и бледную стрелу Адмиралтейства. И рад бы, на неясный целясь блеск, лететь, куда зовёт стрела резная, а там и – соскользнуть по ней с небес, да смутен путь… и я пути не знаю, хоть манят полуптицы‑полульвы назад, хоть тем же самым небосклоном за мною скачет с берегов Невы зелёный всадник на коне зелёном.
* * *
Ночи воинство и таинство ‑ стайка бабочек ночная… Что ж, пожалуй, расквитаемся ‑ с небольшого начиная: с апельсиновой ли корочки, со скорлупки ли ореха ‑ по порядку, потихонечку, как бы так сказать… для смеха! В смехотворном этом перечне сплошь потери да убытки: разочтёмся до копеечки, до пылиночки, до нитки, до иголочки‑булавочки ‑ или как‑нибудь иначе: до последней в мире бабочки, до последней в жизни ночи, и – как мыслями и письмами (ненамного тяжелее!) ‑ под конец махнёмся жизнями, ни о чём не сожалея.
* * *
Как бы буря ни кружила, ни сминала, ни крушила тонких кружев бытия ‑ всё равно его узоры зелены и бирюзовы и летуча кисея.
И, любезнейшая буря, я ещё покаламбурю, подурачусь, попляшу и прошу любую шалость, если ты не возражаешь, моему карандашу!
Мир сам по себе прекрасен, и без нас уже не раз он после бури выживал ‑ пусть летает, где захочет, кружевная стайка строчек: я не пастырь кружевам.
* * *
Слышишь, как всё удаляется, как по кривой за косогор удаляется, чтобы на склоне сбиться с дыхания? Путь твой не то чтобы твой: он был навязан тебе, ибо он есть погоня. Этот вот образ – он так и останется: тот, чуждый, туманный, подобный далёким планетам… как всё разбросано, как расстоянье растёт между названьем предмета и самым предметом: вот уже только в бинокль, а вот уже лишь ‑ авиапочтой… а вот уже лишь в сновиденья ты доберёшься, домчишь, долетишь, допаришь до осязаемой почвы от вечной идеи: ты проходил уже прежде по этим местам, ты уже гнался когда‑то за этой эпохой… Вот она, здесь, твоя жизнь, а ты всё ещё там ‑ словно Ахилл, устремившийся за черепахой.
* * *
Внезапные встречи, случайные числа, прогулки по землям чужим… Пока ещё всякое может случиться, я рад Вам, разумница‑жизнь! Не это – так то, а не то – так другое: не бодрствовать ночью – так спать, не светлая радость – так тёмное горе, не музыка – так листопад! Течёт ли в Париже серьёзная Сена, а в Вене – беспутный Дунай? Не всё ль равноценно и, значит, бесценно: не думай, не запоминай. Есть время ещё для двукратного залпа ‑ и как‑нибудь можно успеть в двух разных местах оказаться внезапно, две разные песни запеть, двух женщин любить и двум правдам учиться: неправде и лжи – наугад! А там… если что‑то и может случиться, так выбор уже небогат.
* * *
Что, мой милый старый август, станем горевать и искать в бумагах адрес о пяти словах?
Помню, где‑то в этой папке: вынем и – айда! Помню, наезжали как‑то ‑ позабыл куда.
Там ещё сперва налево, а потом – село, там ещё такое лето красное цвело,
там один такой зайчонок прыгал по кустам, и два ворона учёных говорили там:
– Если вашими шагами, то шагов шесть‑семь… Помню, жизнь была другая ‑ новая совсем.
* * *
Забудем обо всём ночном ‑ довольно всякого такого: давайте‑ка опять начнём урок надежды бестолковой, давайте‑ка решим, на что (авось, всплывёт какая малость!) мы не надеялись ещё и чем ещё не занимались? Займёмся, что ли, чепухой гаданья на кофейной гуще ‑ давно осевшей и сухой, но будущее стерегущей и осеняющей крылом, отчётливым и загорелым… За праздным посидим столом, за призрачным капризным делом! А там уж – пан или пропал, а там уж – что бы ни пропало ‑ начнёмте вновь, любезный пан, надеяться на что попало!
* * *
Пожалуй, яблочко зари не слишком‑то румяно, а утра вкус хоть и хорош, да всё же кисловат, и горек, как табачный дым, вкус нашего романа ‑ и, вроде б, надо горевать, да что ж тут горевать!
Всё не дотягивает жизнь до счастья, до покоя ‑ и этот утренний пробел меж тьмою и зарёй даёт понять, что всё вокруг немного не такое… что героиня чуть скучна и чуть смешон герой.
Сон не досмотрен до конца и недоварен кофе ‑ всё брошено на полпути, оставлено как есть, и в этом вечность, может быть, – нет вещи пустяковей, чем вечность… завтра как‑нибудь закончим, Ваша Честь!
А завтра новые дела – и вот уж новый образ произрастает на листе, и новые слова не покрывают жизни всей – и остаётся область тумана, сумерек, дождя, и снов, и колдовства.
Date: 2015-09-18; view: 248; Нарушение авторских прав |