Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы докладов и рефератов





1. Апории Зенона – философский смысл.

2. Гармония космоса – Гераклит и Пифагор.

3. От Пифагора к Платону: становление образа Античного Космоса.

4. Рок и Судьба в мировоззрении древнего эллина.

5. Учение Эпикура о преодолении страха.

6. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.

 

Контрольные задания

1 В центре внимания древнегреческой философии находится проблема…

а) первоначала мира;

б) происхождения государства;

в) смысла жизни;

г) сущности познания.

2. Верны ли суждения о диалектике:

А. Диалектика - это искусство спора с целью выявления истины.

Б. Диалектика – это учение о развитии.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба суждения верны;

г) оба суждения неверны.

3. Верны ли суждения об античном атомизме:

А. Античный атомизм выражает идею дискретного строения материи.

Б. Античный атомизм выражает идею бесконечной делимости атомов.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба суждения верны;

г) оба суждения неверны.

4. Возникшее в античности учение о развитии называется…

а) диалектика;

б) метафизика;

в) майевтика;

г) атомистика.

5. «Антропологический поворот» в античной философии связан с деятельностью…

а) Аристотеля;

б) Сократа;

в) Платона;

г) Парменида.

6. Апории Зенона доказывают невозможность…

а) мышления;

б) познания;

в) движения;

г)бытия.

7. Верны ли суждения об античной философии:

А. В античной философии представление о космическом законе выражается в понятии логос.

Б. Для античной философии характерен космоцентризм.

а)верно только А;

б) верно только Б;

в)оба суждения верны;

г)оба суждения неверны.

8. Первым абстрактным понятием (категорией) в античной философии является понятие…

а) бытие;

б) атом;

в) космос;

г)природа.

9. Критерием истинности с точки зрения софистики является…

а) соответствие знания действительности;

б) частный интерес человека;

в) общественное благо;

г) нравственный идеал.

10. Верны ли суждения о философии Сократа:

А. Философию Сократа характеризует поиск всеобщих основ человеческого поведения.

Б. Философия Сократа носит материалистический характер.

а) верно только А;

б)верно только Б;

в) оба суждения верны;

г)оба суждения неверны.

 

11. Установите соответствие между высказыванием и его автором:

1. Человек есть мера всех вещей. а) Аристотель

2. Я знаю, что ничего не знаю. б). Протагор

4. Всё течёт, всё изменяется. в) Сократ

5. Человек – общественное животное. д) Гераклит

 

12. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие античную философию:

1) логоцентризм;

2) эсхатологизм;

3)рационализм;

4) космоцентризм;

5) креационизм;

6) теоцентризм.

 

13. Древнегреческая философия доплатоновского времени или, как ее еще называют, досократовская, излагала свои идеи в форме часто загадочно-афористического мудрого поучения, в стихах или прозе. Сам предмет размышления философов VI—V веков до нашей эры был ограничен природой и свойствами пяти элементов, ее составляющих,— земли, воды, огня, воздуха и эфира

Что составляет предмет досократовской философии. Как ещё принято называть в истории философии мыслителей досократовского времени?

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова приведены в именительном падеже. Каждое слово или словосочетание может быть использовано только один раз. В списке приведено больше слов, чем потребуется для заполнения пропусков.

Развитие философии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей. Философская мысль, во-первых, и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне ____А____ как первой формы мировоззрения. Во-вторых, философия Запада и Востока зарождается как форма __Б_____сознания с возникновением классового общества и государства. В-третьих, философия Запада и Востока обращена к общечеловеческим ___В____. В-четвертых, мировоззренческий характер философского знания – также закономерность развития философии Запада и Востока. Хотим мы этого или нет, но философские идеи, взгляды, теории, системы представляют собой либо___Г____, либо материализм, а иногда эклектизм (соединение этих двух типов мировоззрений). Следующей общей закономерностью развития философии Запада и Востока является ее стремление к научному поиску истинного ___Д_____, имеющего методологическую значимость.


Список слов:

1. идеализм

2. общественное

3. индивидуальное

4. интерес

5. ценность

6. плюрализм

7. мифология

8. знание

 

15. Гений Парменида прозрел различие путей познания - человеческого мнения, ложного и истинного, со свойственной ему неуловимой текучестью чувственного ощущения и твердой уверенности разумной мысли. В чувственных ощущениях нет тождества, они изменчивы, текучи, в них нет всеобщего. Истинное знание проистекает из разума.

Какие формы (пути) познания представлены в данном фрагменте текста? Какой их них является истинным?

 

16. В учении Демокрита (460 – 370 до н. э.) была выдвинута идея множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что не только бытие, но и небытие существуют. Бытие – это атомы (неделимые бесконечные по числу частицы), а небытие – пустота. Мир един, т.к. основу его составляют атомы. Атомы сталкиваются, сплетаются между собой и образуют все видимое многообразие вещей.

 

Как называется учение Демокрита? Какими свойствами, согласно Демокриту, обладают атомы?

 

Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

В результате освоения данной темы, бакалавр должен:

знать

периодизацию средневековой философии;

- содержание христианских догматов;

- сущность схоластики;

- специфику социально-политических учений Возрождения

уметь

самостоятельно осуществлять поиск и отбор научной информации;

- аргументировано представлять позицию авторов по различным философским проблемам;

- использовать положения и категории средневековой и ренессансной философии для оценивания и анализа соответствующего исторического периода и тенденций дальнейшего общественного развития;

владеть

- пониманием общей направленности развития европейской философии средних веков и эпохи Возрождения и содержания гуманистических ценностей.

1. Основные факторы формирования и этапы развития средневековой философии.

2. Проблемы средневековой философии (бог и человек, вера и знание, двойственность истины) в творчестве Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Номинализм и реализм.

3. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Н.Кузанский и Дж.Бруно.

4. Человек, общество и государство в философии Возрождения. Н. Макиавелли.

 

Основные этапы средневековой философии: патристика, схоластика. Особенности средневековой философии. Основные проблемы Средневековой философии: проблема человека (дух-душа-тело), соотношение знания и веры, проблема доказательства бытия Бога. Номинализм и реализм.

Особенности философии Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм. Натурфилософия Николая Кузанского. Естествознание и философия в эпоху Возрождения. Натурфилософия Дж. Бруно. Социальная философия Н. Макиавелли. Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. Реформация.

 

Основные понятия: апологетика, патристика, схоластика, реформация, гуманизм, номинализм, реализм, теология, пантеизм, натурфилософия, концептуализм, универсалии, вера, разум, теоцентризм, религия, христианство, ислам, буддизм, иррационализм, креационизм, провиденциализм, откровение, индивидуализм, антропоцентризм, антиклирикализм, утопия, абсолют.


 

Контрольные вопросы

1. Каковы социально-исторические предпосылки возникновения средневековой философии?

2. Какие философские положения античности легли в основу средневековой философии?

3. Почему картина мира в период средневековья основана на теоцентризме?

4. Какое место занимает идея креационизма в философии средневековья?

5. Что является высшей формой знания в средневековье? Почему?

6. В чем суть полемики реализма и номинализма?

7. Какие виды познания истин выделяются в следующем отрывке Фомы Аквинского: «Познание истины двояко: это либо познание через природу, либо познание через благодать. И то познание, которое происходит через благодать, в свою очередь, двояко: первый вид умозрителен, когда некоторому лицу открываются божественные тайны; другой же род познания связан с чувством и производит любовь к Богу».

8. Что представляет собой гуманизм Возрождения? В чем выражаются его противоречия?

9. Как рассматривается в философии Возрождения проблема человека?

10. В чем выражается пантеизм философии Возрождения?

 







Date: 2015-09-18; view: 771; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию