Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели и задачи изучения дисциплины
Экономика трудовых ресурсов
Методические указания по изучению дисциплины
и самостоятельной работе студентов, обучающихся
по направлению 080400.62 «Управление персоналом»
очной и заочной форм обучения
Составитель О.Г.Якунина, к.э.н., доцент
Тюмень
ТюмГНГУ
УДК 331(07)
ББК 65.24я7-5
Экономика трудовых ресурсов: метод. указ. для студентов, обучающихся по напр. 080400.62 «Управление персоналом» / сост. О.Г. Якунина; Тюменский государственный нефтегазовый университет. – Тюмень: Издательский центр БИК ТюмГНГУ 2012. – 20 с.
Методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры Менеджмента в отраслях ТЭК
«20» июня 2012 года, протокол № 4.
Аннотация
Методические указания по изучению дисциплины «Экономика трудовых ресурсов» и самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению 080400.62 «Управление персоналом». Данная дисциплина изучается в одном семестре.
Приведено содержание основных тем дисциплины, указан перечень тем практических занятий. Приведены варианты заданий для выполнения контрольных работ. Отражены вопросы для углубленного самостоятельного изучения отдельных тем курса.
Содержание
1. Цели и задачи изучения дисциплины ……………………………………
2.Содержание тем учебной дисциплины……………... ……………….......
3. Знания, умения и навыки, формируемые в процессе обучения……….
4. Тематический план по видам учебных занятий ………………………..
5. Указания по организации процесса изучения дисциплины ……………
6. Организация самостоятельной работы ………………………………….
6.1.Содержание самостоятельной работы………………………………….
6.2. Вопросы для углубленного изучения отдельных тем курса …………
6.3. Задания для индивидуальной работы студентов ……………………..
6.4. Критерии оценки самостоятельной работы обучающихся…………...
Список рекомендуемой литературы ………………………………………..
Приложение 1. Образец оформления титульного листа курсовой работы
|
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – формирование комплекса теоретических знаний в области управления трудовыми ресурсами и занятостью населения, повышения эффективности трудовой деятельности, изучения особенностей воспроизводства населения и их влияния на формирование трудовых ресурсов, распределения и перераспределения трудовых ресурсов, регулирования социально-трудовых отношений, а также приобретения практических навыков для решения поставленных задач.
Задачи дисциплины:
– формирование четких представлений о сущности экономики трудовых ресурсов, ее роли в управлении человеческими ресурсами;
– приобретение знаний в области формирования и использования трудовых ресурсов в рыночной экономике;
– изучение вопросов, связанных с использованием трудового потенциала методов его оценки, факторов и резервов роста;
– приобретение знаний в области структурирования трудовых ресурсов и методов их оценки;
– изучение демографических аспектов формирования трудовых ресурсов;
– ознакомление с проблемами миграции населения и ее влияния на трудовой потенциал;
– изучение особенностей организации трудовых отношений и вопросов сбалансирования трудовых ресурсов и рабочих мест.
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Экономика трудовых ресурсов» относится к вариативной части профессионального цикла (ПЦ.В.3.2/11), предусмотрена учебным планом направления подготовки 080400.62 «Управление персоналом».
Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями, полученными при изучении дисциплин:
– гуманитарного, социального и экономического цикла: «Экономика организации» (базовая часть);
– математического и естественнонаучного цикла: «Информационные технологии в управлении персоналом» (базовая часть); «Средства и технологии интернет», (вариативная часть);
– профессионального цикла: «Основы теории управления», «Основы управления персоналом», «Трудовое право», «Экономика и социология труда», «Основы организации труда».
Дисциплина «Организация и нормирование труда» изучается в течение одного семестра. Формой итоговой аттестации является экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание темы учебной дисциплины «Экономика трудовых ресурсов» представлено в таблице 1.
Таблица 1
Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
|
| Предметная область дисциплины «Экономика трудовых ресурсов»
| Предмет дисциплины «Экономика трудовых ресурсов». Цель и задачи дисциплины, ее место в профессиональной подготовке бакалавров по направлению «Управление персоналом».
Структура дисциплины. Современные представления о труде. Труд – основа жизнедеятельности общества. Труд как специфический экономический ресурс. Значимость труда для развития общества и
личности.
Организация труда в обществе, характеристика ее основных элементов: привлечение к труду, разделение и кооперация труда, воспроизводство рабочей силы и ее подготовка, распределение материальных благ.
Основные понятия, связанные с изучением труда. Трудовой потенциал и эволюция, характеризующих его понятий: рабочая сила, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал. Виды трудовой деятельности и их классификация.
|
| Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества.
| Трудовой потенциал общества и его структура. Количественные и качественные характеристики. Понятие, границы, состав и источники пополнения трудовых ресурсов страны.
Требования, предъявляемые к качеству рабочей силы в условиях рыночной экономики и технико-технологических и информационных нововведений.
Непрерывное образование населения, его сущность и необходимость. Профессиональное обучение работников: виды, формы состояние. Факторы, влияющие на качество профессиональной подготовки работников.
|
| Занятость населения и рынок труда.
| Понятия об экономически активном и неактивном населении. Занятость как форма реализации трудового потенциала. Полная, продуктивная, эффективная и свободно избранная занятость. Виды и структура занятости населения. Показатели,
характеризующие масштаб и уровень занятости.
Рынок труда: понятие, состояние, тенденции. Основные составляющие рынка труда, его инфраструктура. Условия эффективного функционирования рынка труда в России.
Безработица в России: масштабы, виды и формы. Признаки безработного.
Государственная политика в области занятости, ее цель, важнейшие направления и методы. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Структура, функции и права
| Продолжение таблицы 1
|
|
|
|
| государственной службы занятости. Роль профсоюзов на рынке труда. Рекрутинговые и кадровые агентства на рынке труда.
|
| Организация трудовой деятельности и условия труда как факторы повышения его производительности
| Физиологические особенности человека и их влияние на трудовую деятельность.
Психологические явления в трудовой деятельности человека. Сущность, факторы и показатели работоспособности. Динамика работоспособности. Производственное утомление, его причины и виды. Оценка влияния изменения работоспособности на производительность труда.
Трудовой процесс как элемент производительного процесса. Классификация трудовых процессов и производственных операций. Направления совершенствования организации труда. Методы оценки социально-экономической эффективности организации труда.
Понятия и основные элементы производственной среды. Классификация видов труда по условиям и тяжести. Профессиональные риски и защита от них работников. Оценка состояния условий труда и профессиональных рисков.
Функции и задачи охраны труда на производстве. Меры по обеспечению безопасности работающих. Управление условиями и охраной труда в организации. Планирование мероприятий по охране труда и оценка их эффективности.
|
| Нормирование как метод количественной оценки труда
| Сущность и функции нормирования труда. Виды норм труда. Нормативы по труду.
Классификация затрат рабочего времени. Способы измерения трудовых затрат. Методы установления норм труда. Оценка нормирования труда.
|
| Доходы населения и его социальная защита
| Цели и задачи государственной социальной политики. Основные категории уровня и качества жизни населения.
Виды и структура доходов. Источники формирования заработной платы работников предприятий различных организационно-правовых форм. Доходы от самозанятости части населения. Доходы неработающей части населения и временно нетрудоспособных. Критерии и показатели прогнозирования уровня доходов.
Сущность и содержание системы социальной защиты. Прожиточный минимум, нормативные потребительные бюджеты и их роль в социальной политике. Понятие и методы расчетов стоимости жизни.
Социальные нормативы и социальные стандарты. Государственные минимальные социальные стандарты и нормативы, их место в системе социальной защиты населения.
Социальные трансферы: их сущность и виды. Формирование системы социальных трансферов на федеральном, региональном и местном уровнях.
Виды социальных пособий и их назначение. Нормативно-правовое регулирование пособий и
компенсаций в системе социального обеспечения.
| Продолжение таблицы 1
|
|
|
|
| Сущность, формы и основные направления социального страхования. Экономическая природа пенсионного обеспечения граждан. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования. Направления использования средств внебюджетных фондов.
Государственные национальные проекты социальной поддержки населения.
|
| Регулирование социально-трудовых тношений
| Социально-трудовые отношения: понятие и система. Формирование и развитие социально-трудовых отношений. Показатели оценки социально-трудовых отношений.
Сущность, сфера и методы нормативно-правовой регламентации социально-трудовых отношений.
Социальное партнерство как тип социально- трудовых отношений. Основные сферы реализации трудового партнерства: занятость, оплата и условия труда.
Основные элементы системы социального партнерства. Субъекты социального партнерства. Механизм реализации социального партнерства. Основные принципы заключения коллективного трудового договора. Порядок принятия коллективного договора.
Роль Международной организации труда (МОТ) в регулировании социально-трудовых отношений. Участие России в МОТ. Методы работы в МОТ.
|
Date: 2015-09-18; view: 1353; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|