Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к оформлению контрольных работ





1.1. Общие требования.

Все академические тексты печатаются, согласно соответствующему стандарту, через два интервала, 1800 знаков на странице, включая пробелы и знаки препинания.

Структура работы должна быть четкой и обоснованной, так чтобы была видна логика решения проблемы. По ходу изложения не нужно делать безапелляционных и вообще слишком резких заявлений, не противоречить самому себе, а также не допускать грубых грамматических или фактических ошибок.

Работа должна быть выполнена аккуратно.

Объем работы — 1 печатный лист, т.е. 16 страниц.

 

1.2. Титульный лист.

Титульный лист должен содержать название данного академического учреждения (полностью), название факультета, на котором учится студент, название кафедры, которую представляет задавший работу преподаватель, название дисциплины, по которой написана работа, фамилию, инициалы и академические звания этого преподавателя, фамилию и инициалы студента, номер группы, к которой он принадлежит, название города, в котором находится данное академическое учреждение, а также год написания данной работы. Пример оформления титульного листа см. в приложении 1.

 

1.3. Оглавление.

Практически всегда академический текст должен состоять из введения, основной части, заключения и списка литературы. Основная часть, как правило, разбивается на две или три части. Каждая из этих частей может быть разбита на два или три параграфа (для контрольных наличие параграфов не считается обязательным). Более дробное деление не рекомендуется (см. приложение 2).

Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Для этого его печатают не через два, как весь текст, а через полтора интервала.

Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме. Введение, отдельные главы, заключение и список литературы всегда в самом тексте начинаются с отдельной страницы, чего нельзя сказать о подразделах. Необходимо следить, чтобы названия подразделов в тексте соответствовали аналогичным названиям в оглавлении, но чтобы названия отдельных разделов не совпадали с общим названием работы, т.е. с ее темой.

 

1.4. Введение.

особенно тщательным образом регламентирована форма Введения к работе. Практически всегда требуется отражение в нем следующих пунктов:

1) определение темы работы;

2) обоснование выбора темы, определение ее актуальности и значимости для науки и практики;

3) обзор литературы по данной теме;

4) определение границ исследования (предмет, объект, хронологические и/или географические рамки);

5) определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач;

6) определение теоретических основ и базового метода исследования.

 

1.5. Обзор литературных источников.

Обзор литературы разделяется на обзор первоисточников и обзор собственно литературы. Под первыми понимаются тексты, которые являются объектом исследования. К таковым относятся тексты, принадлежащие перу исследуемого автора, исторические документы, законодательные и иные нормативные акты и т.п. Ко вторым относятся тексты, которые вы используете, но которые не являются непосредственным объектом вашего исследования. Как правило, сюда относятся исследования, проведенные по тому же поводу, что и ваше, либо сопряженное с ним.

 

1.6. Основная часть.

За введение следует основная часть, в которой также выделяются стандартные подразделения. В большинстве случаев работы делятся на теоретическую и практическую, однако, для контрольных по философии более важное значение имеет теоретическая часть с последующим обобщением, систематизацией и выводами.

Требуется, чтобы все разделы и подразделы были примерно соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему.

В конце каждого раздела основной части требуется составить краткие выводы из предшествующего изложения. Необходимо, чтобы разделы были соединены друг с другом последовательностью текста, без явных смысловых разрывов.

Каждая работа по философии должна строиться на основе строгого использования основных понятий и выражений (категорий). При этом, если вы придаете какому - либо понятию свой особый смысл или используемое вами в определенном смысле понятие имеет в истории философии много смыслов, вы должны дать ему определение по всем правилам логики.

 

1.7. Заключение.

В заключении вы должны суммировать все те выводы и возможные научные достижения, которые состоялись в вашей работе, а также определить напарвления для дальнейших исследований в данной сфере.


 

1.8. Библиографический список.

Список литературы требует особого внимания.

Каждая книга должна быть соответствующим образом описана. В это описание должны входить: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется), полное название книги (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия и т.п.), после косойчерты — данные о переводчике (если это перевод) или о редакторе (если книга написана группой авторов), данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются), после тире — название города, в котором издана книга, после двоеточия — название издательства, которое ее выпустило, и наконец, после запятой — год издания. Например:

Введение в философию / Под ред. акад. АЕН и АН РБ Файзуллина Ф.С. — Уфа.: УГАТУ, 1997.

В современных требованиях к контрольным работам допускается не указывать издательство. Если так, то каждая часть описания книги должна отделяться от предыдущей точкой и тире. В этом случае оформление наименования будет выглядеть так:

Введение в философию / Под ред. акад. АЕН и АН РБ Файзуллина Ф.С. — Уфа. — 1997.

Для ряда городов, в которых издается особенно много книг, приняты специальные сокращения. Вот некоторые из них:

М. — Москва

Л. — Ленинград

СПб. — Санкт - Петербург

К. — Киев.

 

1.9. Ссылки, сноски.

В академических работах по философии весьма ценятся цитаты. Когда вы цитируете, вы должны оформить ссылки на источник цитирования. Существует два способа оформления ссылок: сноски и примечания.

Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним следует название книги, из которой взята цитата, и, через точку - тире — номер цитируемой страницы. Например:

_______________________________

(1) Реми Хесс. 25 ключевых книг по философии. — Челябинск: “Урал LTD”, 1999. — С. 55.

 

Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во второй сноске можно не повторять полностью ее название, а ограничиться следующим:

(2) Там же. — С. 66.

Если та же книга цитируется на другой странице, то указывается ее автор, а вместо названия пишется “Указ. соч.”. Например:

(1) Реми Хесс. Указ. соч. — С. 158.

 

1.10. Приложения.

Для контрольных по философии приложения являются желательным, но необязательным элементом. В приложение обычно входят различные таблицы, графики и т.п. Приложения помещают после списка использованных библиографических источников в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа. Приложение не входит в параметры минимального объема работы.


2. Тематика контрольных работ по философии.

1. Раздел: "Философия, круг ее проблем и роль в обществе".

1.1. Философия, ее предмет и роль в современном обществе

1.2. Структура и функции философии

1.3. Мировоззрение, его структура, исторические типы. Особенности философского типа мировоззрения

1.4. Проблема метода в философской науке. Различие диалектики и метафизики.

2. Раздел: “История философии”.


2.1. Натурфилософия эпохи античности.

2.2. Л. Фейербах и его антропологический материализм.

2.3. Теория познания и этика Канта.

2.4. Диалектика Гегеля, ее влияние на развитие философской науки.

2.5. Философия русского космизма.

2.6. Свобода и ответственность в экзистенциализме.

2.7. Русская философия конца XIX - начала XX в.: основные идеи и направления.

3. Раздел: Онтология и теория познания.

3.1. Современная наука о системной организации материи.

3.2. Пространственно - временные отношения в свете современной науки.

3.3. Проблема бесконечности мира.

3.4. Учение Вернадского о ноосфере и современность.

3.5. Философский смысл проблемы искусственного интеллекта.

3.6. Противоречия развития современной цивилизации.

3.7. Материалистическая диалектика — методология современного научного познания.

3.8. Социальные противоречия, особенности в формах проявления и разрешения.

3.9. Развитие: единство преемственности и обновления.

3.10. Принцип системности в материалистической диалектике и в частных науках.

3.11. Познание и деятельность.

3.12. Диалектика истины и заблуждения.

3.13. Основные принципы построения научной теории.

3.14. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

3.15. Проблема критерия истины в истории философии.

4. Раздел: “Социальная философия”.

4.1. Движущие силы развития общества.

4.2. Сущность и основные особенности современного научно - технического прогресса.

4.3. Особенности диалектики развития производительных сил и производственных отношений в современных условиях.

4.4. Техника и закономерности ее развития.

4.5. Проблема человека в философии.

4.6. Наука и нравственность.

4.7. Политическая идеология и ее роль в общественной жизни.

4.8. Прекрасное как категория эстетики.

4.9. Развитие национальных отношений в современных условиях.

4.10. “Социальная стратификация” общества: миф или реальность?

4.11. Соотношение общественного и индивидуального сознания.

4.12. Отчуждение личности как социальное явление.

4.13. Взаимодействие права и морали.

4.14. Культура как мера развития человека.

4.15. Человек как предмет философского познания.

4.16. Соотношение социального и индивидуального в личности.

4.17. Понимание человека: западная и восточная культура.

4.18. Соотношение рационального и иррационального в человеке.

4.19. Проблема смысла человеческой жизни.

4.20. Гуманизм: сущность и исторические формы.

4.21. Культура и история.

4.22. Национальное и интернациональное в культуре.

4.23. Ноосфера и цивилизация.

4.24. Будущее мировой цивилизации.

4.25. Проблема войны и мира в современных условиях.

Краткое содержание дисциплины

3.1.1.Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Курс философии является обязательным в общегуманитарном цикле для студентов всех специальностей УГАТУ. Предметом курса являются вопросы истории философии, проблемы онтологии и мето­дологии, гносеологии и социальной философии.


Задачей курса является введение студентов в мир философии, разъяснение им сущности философии и ознакомление их с процессом становления и развития системы философских знаний. Изучение курса помогает формировать представление об основах философской картины мироздания, а также уяснить характер взаимодействия фи­лософии, науки и религии. Знание философии облегчает понимание общественных закономерностей развития, позволяет определять присущие ему на современном этапе истории тенденции.

Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Ис­торические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Особен­ности мифологического мировоззрения. Религиозное мировоззрение. Общественно-историческая природа и социальные функции религии. Философское мировоззрение. Философия, религия и научная картина мира. Основной вопрос философии. Философское познание и нравс­твенность. Природа философских проблем. Философия в системе культуры. Функции философии. Философия и наука. Теоретическая объективность, научная обоснованность философского разума и ориентация на социальные ценности. Философия и искусство. Прио­ритет непреходящих общечеловеческих ценностей и идей гуманизма. Человек как высшая ценность. Философия, политика, современ­ность.

 

3.1.2.Тема 2. Исторические типы философии.

 

Рождение философской теоретической мысли, ее культурно-ис­торические предпосылки.

Философия Древнего Востока. Человек в философии и культуре Древнего Востока.

Античная философия. Учение о бытие: Демокрит, Платон, Аристотель.

Философия средневековья. Религиозный характер философской мысли. Учение А.Августина. Философия Ф.Аквинского. Особенности средневековой схоластики. Средневековая философия мусульманско­го Востока.

Философия Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Натурфилософия Возрождения.

Философия нового времени. Критика средневековой схоласти­ки. Научная революция 17-го в., создание механически-материа­листической картины мира (И.Ньютон). Проблема метода познания в философии (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Проблема человека в философии

Просвещения (Ф.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо). Классическая немецкая фи­лософия. Философия позиции Канта. Философская концепция Гегеля. Идеалистическая диалектика. Антропологический материализм Л.Фе­йербаха и гуманизм.

Возникновение и развитие марксистской философии в XIX ве­ке. Концепция социально-исторической практики. Закономерность исторического процесса и субъект истории. Разработка концепции материалистической диалектики в творчестве К.Маркса и Ф.Энгель­са.

Отечественная философия. Философские традиции народов За­кавказья, Средней Азии, Украины, Белорусии, Прибалтики. Русская философия 11-18 веков. Развитие философской мысли в Башкортос­тане.

Философия конца XIX-го и XX столетия. Человек в мире и мир человека. Антропологическое направление в философии. Размежева­ние рационализма и иррационализма. Иррационалистические учения. Идея бессознательного и психоанализ, учение о воле и теория су­ществования (Ф.Ницше, А.Бергсон. З.Фрейд). Экзистенциализм, персонализм, философская антропология. Человек в условиях от­чуждения, социальных кризисов и "пограничных ситуаций". Пробле­ма жизни и смерти (С.Кьеркегор, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр).

Сциентическое направление в философии: позитивизм, эмпири­окритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм (О.Кант). Технокра­тизм и его критика.

Религиозно-философские течения: неотомизм, христианский эволюционизм, восточные концепции. Эволюция религиозной филосо­фии в ХХ веке. Принципы и современное состояние неотомизма. Противоречия и критицизм в рамках современной религиозной фило­софии.

Отечественная философия конца XIX- начала ХХ веков (В.Со­ловьев, П.Флоренский, Н.Бердяев, Л.Шестов). Русский космизм (Н.Федоров, В.Вернадский).

 

Рекомендации к разделу: «Становление и развитие философии».

При написании контрольных работ, касающихся исторических аспектов развития философии, необходимо учитывать ряд моментов. Говоря о конкретном представителе своего времени, сначала нужно представить краткую биографическую справку (не более 1/3 объема работы). Затем перечислить основные труды философа и охарактеризовать их (возможно и использование критических статей).

В заключение необходимо сделать вывод о научном вкладе данного мыслителя в изучение философского направления, представителем или основоположником которого он является.

 

 

3.2. Раздел “Онтология и теория познания”

 

3.2.1.Тема 2. Философское понимание мира: бытие, материя как исходные понятия. Сознание

Категория бытия, ее смысл и специфика. Мир как совокупная реальность, единство природы и человека, материального мира и человеческого духа.

Основные формы бытия. Диалектика Бытия. Специфика челове­ческого бытия. Бытие духовного (идеального) и его формы (инди­видуализированное и внеиндивидуализированное духовное). Бытие сознания и бессознательного. Бытие социального как единство ин­дивидуального и общественного бытия.

Формирование научно-философского понятия материи. Фунда­ментальная роль категории материи в системе философского мате­риализма и его связь с диалектическим принципом развития и уче­нием о неисчерпываемости материального мира. Методологическое значение этого понятия для познания природы, общества, практи­ческой деятельности. Современная наука о сложной системной организации материи.

Понятие движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность как характеристики движения. Движение и разви­тие. Основные формы движения, их соотношение, качественная спе­цифика и взаимосвязь. Современная наука и проблема классифика­ции форм движения. Единство материи и движения.

Пространство и время. Субстанциональная и реляционная кон­цепции пространства и времени, их мировоззренческие и методоло­гические основы. Значение теории относительности для развития философских представлений о бесконечности пространства-време­ни. Специфика пространственно-временных свойств в неживой, живой природе и социальных процессах.

Проблема сознания в философии. Постановка и решение вопро­са об отношении сознания к бытию в идеалистической философии. Сознани е как форма отражения действительности и регуляции чело­веческой деятельности. Фундаментальная роль категории сознания в системе философского материализма. Методологическое значение этого понятия для познания природы, общества и человеческой де­ятельности.

Категория сознания как ключевая для анализа всех форм проявления духовной деятельности человека. Природа идеального.

Генезис сознания. Природа отражения. Отражение как всеоб­щее свойство материи. Отражение и информация. Отражение и уп­равление.

Развитие форм отражения, отражение в живой и неживой при­роде. Психика как форма отражения, природа психического образа. Возникновение сознания и его общественная природа. Сознание - необходимое условие всех форм жизнедеятельности человека. Обще­ние людей как обязательная предпосылка сознания.

Сознание как субъективное. Сознание и высшие формы психи­ческой деятельности - мышление, память, воля и эмоции. Сознание и язык. Знаково-символьные системы. Самосознание и отношение к другому человеку.

3.2.2. Тема 3. Диалектика и ее альтернативы

Диалектика как учение об универсальных связях, изменении, развитии. Диалектика и догматическое мышление. Искусство творческого спора. Путь к материалистической диалектике: Гегель и Маркс.

Универсальные связи бытия. Категории диалектики. Единичное и общее. Явление и сущность. Диалектические закономерности. Структурные связи. Часть и целое. Принцип целостности. Содержа­ние и форма. Упорядоченность бытия. Элементы и структура. Поня­тие системы. Типы системных объектов. Принцип системности. Свя­зи детерминации. Причинные связи. Принципы причинности. Случай­ность и необходимость. Возможность и действительность. Концеп­ция детерминизма.

Диалектика количественных и качественных изменений. Ка­чество и свойство. Качество и количество. Мера. Переход в новое качество. Скачки. Противоречивость бытия и сознания. Диалектика и логическое противоречие. Противоречивость изменения. Диалек­тические противоположности. Единство и борьба противоположнос­тей. Основные типы противоречий. Диалектические отрицания и синтезы. Отрицания отрицания. Цикличность и поступательность изменений. Концепции развития.

3.2.3. Тема 4. Основные проблемы теории познания

Познание как социально-опосредованное, исторически разви­вающееся отношение человека к миру. Познание, его возможности и границы. Субъект и объект познания. Чувственное отражение и его роль в познание. Единство образного и знакового в чувственном отражение. Формы чувственного познания. Рациональное познание как качественно новая ступень отражения действительности. Формы мышления. Социально-историческая природа рационального знания, его связь с практикой. Единство чувственного и рационального познания. Творчество и интуиция. Проблема истины в философии и науке. Объективность истины. Диалектика абсолютной и относи­тельной истины. Критерии истины: практика как основной и всеоб­щий критерий истины. Вненаучные формы познания: обыденное, ре­лигиозное, художественное. Наука как специализированная форма познания. Философия и методология науки. Научное познание - единство знания и деятельности. Специфические признаки научного познания: специализированные языки науки, средства и методы де­ятельности; системность и обоснованность научных знаний, ориен­тированность на объективную истинность как высшую ценность нау­ки. Структура и динамика научного знания и деятельности. Эмпи­рический и теоретический уровни познания, их различение по предмету, методам и формам знания. Эмпирический уровень: методы получения и проверки знания (наблюдение, эксперимент, моделиро­вание); методы обработки и систематизации знаний (анализ, син­тез, индукция, классификация). Теоретический уровень: методы построения идеального объекта (Идеализация, формализация, де­дукция, аксиомизация); методы построения и обоснования теории (объяснения, восхождение от абстрактного к конкретному, гипоти­ко-дедуктивный метод); формы знания - идея, гипотеза, теория. Особенности естественно-научного, технического и социального знания. Основные теории технической идеализации (морфологические и функциональные схемы). Знание и вера.

Специфика социального познания. Общество, человек как объ­ект социального познания. Роль социальных интересов и установок в познании общественных явлений. Особенности социального экспе­римента. Роль философских принципов в построении социальной те­ории. Системный подход в обществознании. Проблема математизации общественных наук.

Социология науки. Наука как вид духовного производства. Превращение науки в непосредственную производительную силу. На­ука и государство, формы управления наукой. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученых. Наука и нравствен­ность. Роль науки в прогнозировании и решении глобальных проб­лем современности. Взаимодействие естественных, технических и социальных наук. Развитие системы наук в РБ.

 

Рекомендации к разделу «Онтология и теория познания».

При написании контрольных работ по данному разделу сначала необходимо дать определения основных категорий, присутствующих в названии работы. Затем перечислить тех ученых (и их труды), которые занимались данной проблемой. Проанализировать взгляды как ученых более раннего исторического периода, так и современных.

В заключение сделать вывод о современном состоянии изучаемого вопроса.

 

3.3. Раздел “Социальная философия”

3.3.1.Тема 5. Общество. Основы философского анализа

Понятие природы.Основные уровни организации неживой и жи­вой природы.Природные предпосылки возникновения и существова­ния человека. Природа и общество. Общество как высший уровень организации материи. Связь различных уровней организации мате­рии, их качественная специфика и несводимость друг к другу. Фи­лософия о многообразии и единства мира. Понятие ноосферы и значение идеи ноосферы для современного общества.

Общество как подсистема объективной реальности. Социальная форма движения материи и ееспецифика. Структурные компоненты общества как системы. Основные сферы общественной жизни (мате­риальное производство, духовная деятельность, социально-преоб­разующая деятельность).

Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу и его истории. Материальное и идеальное в обществе. Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе. Роль субъ­ективного фактора в истории.

Содержание и методологическое значение категорий "общест­венное бытие" и "общественное сознание" для научного познания развития человеческого общества.

Материальное производство как главный фактор развития об­щества. Способы материального производства. Производительные силы, их структура. Производственные отношения, их элементы. Взаимодействие производительных сил и производственных отноше­ний.

Понятие общественных отношений. Основные направления пре­образования общественных отношений. Соотношение экономики и по­литики. Экономическая самостоятельность республик и обществен­ные отношения. Объективные основания командно-административных методов управления и их влияние на нашу страну. Демократизация всех сторон жизни общества как необходимое условие преобразова­ния экономики. Особенности демократических преобразований в РБ.

Различные критерии выделения этапов в развитии общества. Цивилизационный подход (Тойнби, Шпенглер, Гумилев). Понятие ци­вилизации. Этапы ее развития. Причины возникновения и упадка цивилизаций. Роль культуры в развитии цивилизации. Традиционная и техногенная цивилизация. Взаимодействие цивилизаций Запада и Востока в современных условиях.

Формационный подход (Маркс, Энгельс, Ленин). Понятие об­щественно-экономической формации, ее структура. Базис и надс­тройка - главные компоненты формации. Взаимодействие базиса и надстройки как важнейший фактор развития формации. Развитие общества как естественно-исторический процесс закономерной сме­ны одних формаций другими.

Эволюционный и революционный подходы к объяснению сущности развития общества. Понятие эволюции и революции. Социальная ре­волюция. Реформы и революция. Суть реформ в РФ и РБ.

Информационные модели развития общества. Понятие информа­ционного общества.

Концепция открытого общества К.Поппера.

Понятие структуры. Понятие социальной структуры. Зависи­мость социальной структуры от способа производства. Главный элемент в социальной структуре.

Классовая модель общества. Понятие классов. Определения класса и главные признаки класса. Классы, социальные группы, слои. Основные и неосновные классы. Антагонистические и неанта­гонистические противоречия между классами и социальными группами.

Стратификационная модель. Понятие страта. Признаки страта. Одномерная и многоизмеримая стратификация. Теория социальной мобильности. Вклад П.Сорокина в стратификационную модель.

Исторические формы общности людей: род, племя, народность, нация. Нации и межнациональные отношения. Нация и националь­ность. Тенденции развития национальной формы бытия людей (в ми­ре, в РФ, в РБ).

Семья как элемент социальной структуры. Проблемы семьи и брака в традиционном и цивилизованном обществе.

Понятия "политика", "политическая власть", "политическое управление".

Политическая система общества и ее основные элементы.

Государство, его происхождение, сущность, основные элемен­ты и функции. Основные признаки государства. Типы государства. Формы государственного управления.

Тоталитарное и демократическое государство. Труды Р.Арона. Понятие демократии, ее отличительные признаки. Перспективы раз­вития демократии в РФ и РБ.

Понятие права. Традиционное и правовое государство. Пути построения правового государства и проблемы преобразования по­литической системы общества. Достижения РФ и РБ на пути постро­ения правового государства.

Духовное производство, его конкретно-исторический характер и особенности. Духовные потребности, духовное общение и своеоб­разие духовных ценностей. Образование и воспитание как необхо­димые условия потребления духовных ценностей и творческой дея­тельности. Особенности духовной жизни населения РБ.

Общественное сознание. Относительная самостоятельность об­щественного сознания и его роль в историческом процессе. Инди­видуальное и общественное сознание. Структура общественного сознания: обыденное, теоретическое, идеология, общественная психология, массовое сознание, этническое сознание и самосозна­ние и их проявление в РБ, формы общественного сознания.

Критерии выделения общественного сознания.

Экономическое сознание, особенности и специфика формирова­ния.

Политическое сознание и политическая деятельность. Политические отношения и политические взгляды. Политическая культура и политическая ориентация граждан Башкортостана. Идеологический и психологический аспекты политического сознания. Возрастание роли политического самосознания людей в современных условиях.

Правовое сознание. Правовые отношения и правовые взгляды. Сущность права. Правосознание и концепции становления правового государства и демократизации общества.

Нравственное сознание как регулятор человеческой жизнедея­тельности. Исторические типы морали. Классовое и общественное в морали.

Эстетическое сознание и освоение мира. Искусство как спе­цифическая форма сознания и выражение эстетических отношений человека. Эстетическое воспитание в формировании личностных ка­честв человека.

Специфика религиозного сознания. Религиозная идеология и психология. Социальные, гносеологические и психологические кор­ни религии. Мировые религии. Свобода совести. Атеистическое сознание в системе научного мировоззрения и в духовной культу­ре. Арабо-мусульманская традиция в Башкортостане.

Исторический характер соотношения социальной идеологии и массового сознания. Плюрализм мнений, гласность и свобода дис­куссий как необходимое условие творческого развития обществен­ного сознания.

3.3.2.Тема 6. Проблема человека в философии. Личность и общество

Значение проблемы человека для современной общественной практики и ее место в философии.

Содержание понятия личность, его соотношение с понятием человек. Роль социальной среды в формировании личности. Интери­оризация общественных отношений, культуры, сущностных сил чело­вечества в процессе воспитания и деятельности.

Личность как объект и субъект общественной жизни. Интегра­ция личностью выполняемых ею разнообразных социальных ролей, осознание их места и значения в жизни общества, самосознание и самооценка.

Личность в ходе истории.Дискуссия о существовании личнос­ти в первобытных коллективах. Роль общественного разделения труда и частной собственности в формировании личности. Сущность идеологии индивидуализма и ее историческая роль. Всестороннее, гармоническое развитие личности как гуманистический идеал и смыслообразующее начало человеческой истории. Человек в инфор­мационно-техническом мире.

Диалектика исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии. Необходимость и свобода выбора. Свобода и ответственность личности. Свобода народа, нации и их проявле­ние на различных этапах общественного прогресса.

3.3.3. Тема 7. Культура и цивилизация. Культура и ценности

Человек в мире культуры; Запад, Восток, Россия в диалоге культур.Культура как предмет философского анализа. Общество и культура. Классовое и общечеловеческое в культуре. Культура и идеология. Культура и НТП. Проблема "массовой" и элитарной культуры. Социальные функции культуры. Развитие культуры: традиции и новаторство. Критика нигилистического отрицания культуры прошлого и консервативного отношения к новаторству в культуре.

Культура, как мир человека, как способ самоопределения и развития личности. Культура и творчество. Самосознание и самоо­ценка, образованность и интеллигентность. Культура общения. Культура и демократия.

Единство, многообразие и взаимодействие культур. Нацио­нальное и интернациональное в культуре. Особенности культуры в Республике Башкортостан. Культура и цивилизация. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия. Цивилизация и раз­личные общественные системы. Проблемы кризиса цивилизаций и пу­тей выхода из него. Методологическое значение анализа культуры и цивилизации для теории общественного развития.

Натуралистическое и созерцательное отношение человека к миру в концепциях материализма. Постановка проблемы практики как предметно-чувственной деятельности по преобразованию при­родного и общественного бытия.

3.3.4. Тема 8. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности

 

Понятие развития. Развитие и прогресс. Прогресс и регресс. Диалектика и социально-научные теории развития. Принцип исто­ризма. Критерии прогресса.

Предвосхищение будущего - необходимое условие целесообраз­ной деятельности людей. Социальное предвидение - опережающее отражение действительности. Проблема достоверности социального предвидения и его научные критерии.

Основные методы прогнозирования: экстрополяция, историчес­кая аналогия, компьютерное моделирование, сценарий будущего и экспертные оценки. Типы социальных прогнозов: поисковые, анали­тические и предостерегающие. Их научно-познавательное содержа­ние и идеологическое назначение.

Сущность и перспективы НТР, ее возможные последствия и возрастание роли человеческого фактора во всех сферах жизни об­щества. Ограниченность и опасность технократического мышления.

Современная глобальная ситуация - естественно-исторический результат стихийности и неравномерности социально-экономическо­го развития и НТП во второй половине ХХ-го столетия. Необходи­мость и методы решения глобальных политических, экологических, демографических, экономических и других проблем для выживания человечества и дальнейшего социального прогресса в условиях взаимосвязанного и целостного мира. Социально-экономические и политические контрасты современной цивилизации. Иерархия гло­бальных проблем: предотвращение мировой термоядерной войны и гарантия международной безопасности как приоритетное условие решения остальных глобальных проблем. Особенности экологической ситуации в РБ. Развитие социально-демографической структуры; иммиграционные процессы в РБ.

Необратимость социального прогресса и ускорения "ритма ис­тории" - объективная закономерность поступательного развития общества. Становление будущего как реальный исторический про­цесс и итог столкновения противоборствующих тенденций в жизни общества. Стимулы и потенциалы общественного развития.

Гуманистическая миссия социального прогнозирования. От предистории к подлинной истории человечества.

 

Рекомендации к разделу «Социальная философия».

При выполнении контрольных работ по данному разделу также необходимо сначала дать определения основных изучаемых философских категорий и рассмотреть основные взгляды ученых на данную проблему (с перечислением фамилий и основных трудов).

Но здесь особое внимание следует обратить именно на современное состояние изучаемого вопроса, определить его актуальность для развития современной науки и указать основные направления дальнейшего развития и пути исследования изучаемого процесса или явления.

 







Date: 2015-09-18; view: 271; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.05 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию