Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Средних веков





Средневековая философия хронологически не совпадает с средневековой эпохой: началась раньше, чем закончилась Античность и началось Средневековье (средневековая философия- на рубеже н.э., средневековая эпоха – в Европе в V. н.э.). Т.о., несколько веков параллельно шли два способа философствования, существовали и развивались два типа мировоззрения.

Спецификой средневековой философии являлось :

- тесная связь с христианством. Философия представляется как «служанка теологии»- целостного учения о Боге.

- Дуалистичность картины мира: мир делится на естественный (природа) и сверхъестественный (Бог), который первичен по отношению к естественному и определяет его.

- Попытка с огласовать в ее рамках античную философию и христианство. Античная философия использовалась в качестве методологии обоснования и доказательства христианских догматов.

- Ретроспективность: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее». Это оправдывает обращение к античной философии.

- Традиционализм, опора на авторитет (особенно в период схоластики). Совпадение мнения философа с мнением других, особенно снискавших авторитет в области христианской теологии, является показателем истинности. Отсюда дидактизм, назидательность.

Этапы средневековой философии:

- Апологетика –I-II в. н.э. На этом этапе создается «Священное Писание» (4 Евангелия: от Матфея, Марка, Луки, Иоанна, и др.), излагающее основные положения христианского видения мира в образной форме.).. На этом этапе еще нет философских систем, намечен лишь круг философских вопросов: о Боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях.. Появляется ряд христианских направлений, по-разному решающих вопросы о природе и сущности божественного: православные, католики; манихеи, ариане, несториане, монофизиты, монофелиты.

- Патристика - III-VIII в.в. «Отцы Церкви» создают «Священное Предание», комментирующее «Священное Писание». Уже на этом этапе христианская философия пытается совместить веру с разумом, использует рациональный подход для выработки и объяснения христианских догматов. «Отцы Церкви», отстаивая свои идеи, обращаются за аргументами к античной философии, на этом этапе, прежде всего, к Платону и неоплатонизму (все еще авторитетному учению, пропагандировавшемуся в рамках платоновской Академии). Этап патристики – время дискуссий, церковных соборов, на которых и определялся Символ христианской веры. В центре внимания патристики – богословские вопросы, это – «философствование в вере», цель которого – разъяснить смысл христианских доктрин, прояснить текст Писания. Отцы Церкви разработали экзегический метод изучения Библии: вычленения двух смыслов священного Писания, буквального и духовного.

Наиболее яркие представители западной (европейской) патристики- Аврелий Августин., св. Иероним, св. Амвросий, Григорий Великий.

Особое положение занимает восточная патристика (византийская), излагаемая (западная – на латинском) на греческом языке и создавшая фундамент православного христианского вероучения. Ее представители: Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин.

- Схоластика – VIII- XV.вв. Расцвет христианской философии. Окончательно оформляется христианская теология. Создаются университеты как своеобразные оплоты и «рассадники» христианских идей, поставщики теологов христианства. Для схоластики характерен особый интерес к философии Аристотеля, который стал в это время так популярен, что его называли просто Философ. Переориентация на Аристотеля европейской христианской философии происходит в XIII в. и связана с деятельностью Фомы Аквинского.

 

Наиболее важные идеи и проблемы

средневековой христианской философии:

 

В гносеологии:

- идея совмещения разума и веры. Средневековая философия, в первую очередь, западная развивалась от идеи враждебности разума и веры к синтезу. Вехи на этом пути могут быть обозначены изречениями известных христианских теологов:

- Тертуллин (II-IIIв.): «Верую, ибо абсурдно» - противостояние разума и веры, отрицание значения разума.

- Августин (IV в.): «Верю, чтобы понимать»- вера определяет разум.

- П.Абеляр (XIIв.): «Понимаю, чтобы верить»- разум как методология веры.

- Ф.Аквинский (XIII-XIVв.в.): гармония разума и веры под эгидой веры.

- У.Оккам (XVв.): теория двух истин – «разум и вера - истины разных категорий.

- В рамках размышлений о взаимодействии разума и веры – и спор реалистов и номиналистов о сущности понятий. Для реалистов идеи, общие понятия реальны и существуют сами по себе, определяя существование соответствующих им вещей. (И.С.Эриугена, А.Кентерберийский, Ф.Аквинский). Номиналисты утверждали, что общие понятия –лишь имена, знаки (Росцеллин, У.Оккам).


- Здесь же определение сущности Бога и доказательства его существования. Например, в апофатическом («негативном») богословии - Дионисий Ареопагит: Бога можно обозначить разными именами, взятыми по аналогии с чувственными вещами земного мира. Но наиболее точное определение Бога – в последовательном отрицании того, чем он не является, в результате которого выясняется, что постигнуть сверхчувственную реальность чувственными методами нельзя.

«Онтологическое» доказательство существования Бога Ансельма Кентерберийского: существование выводится из сущности.

Фома Аквинский отверг это доказательство, но взамен его привел пять других: Бог как перводвигатель, как первопричины, как конечный источник, как эталон совершенства, как общая цель.

 

В онтологии:

- тема троичности Бога. Для христианского вероучения характерно понимание Бога как Логоса. Логос (дух, учение, слово, знание) – посредник между творцом и тварным миром. Логос – это София, упорядочивающее начало, нравственная основа мира. (Филон). В рамках рассмотрения соотношения Бога-Отца и Бога-Сына вырабатывается идея «вечного рождения» Сына, его единосущности с Отцом: идея совпадения сущности (эссенции) и существования (экзистенции).

- идея Бога-личности – то новое, что привнесло христианство в мир. Константинопольский Собор 680 г. постулирует положение о Христе как об «истинном Боге и истинном человеке», в котором две сущности и две воли – человеческая и божественная равновелики. Бог – есть личностное начало, сфера свободы. Такое представление о Боге определит особый антропоцентризм христианского вероучения, как и последующее представлении о наличии у человека личностного начала и сферы духовной свободы.

Личностый Бог христианства позволяет открыть возможность выразить глубину души. Движение в глубь своего «Я» мыслится как движение к Богу, и наоборот – отсюда известная формула Августина «познать Бога через душу и душу через Бога». Поэтому особое значение в христианстве придается исповеди (именно так называет свое главное произведение Аврелий Августин). Исповедь – предел искренности и правдивости, признание собственного несовершенства, но и - путь для его преодоления, для человеческого совершенствования «по образу и подобию божьему». Отсюда августиновское «я ошибаюсь, следовательно, существую».

Бытие Бога как личности определяет, также, и тему любви в христианстве, причем сама способность человека к любви является его личностной характеристикой:у человека свобода выбора в любви, но чем более он способен реализовать чистоту (бескорыстность) любви, тем ближе он к Богу, задавшему непреходящий образец вселенской любви. По Августину, цена личности определяется даром любить, и поэтому, «люби, - и делай, что хочешь».

Таким образом, для христианской философии харктерен антропоценризм: она обращается непосредственно к человеку, выделяя человека из остальной природы как сущность, созданную по образцу Бога и содержащую в себе росток божественного (душу). Онтология в христианстве, т.о., тесно связана с антропологией (как и гносеологией): ощутить Бога- познать Бога- познать человека - связанные друг с другом процессы.

В социальной философии:

- новая концепция истории, обозначенная впервые в произведении Аврелия Августина: «Град Божий»:, история имеет начало (сотворение мира) и конец (Страшный Суд, Апокалипсис), она развивается линейно (ничего не повторяется история единична) и прогрессивно («Град земной» (человеческая история, зло) «стремится к граду божьему» (добро, история сверхчеловеческая). В современной жизни «град земной и град божий» перемешены.

 

Эти идеи получили дальнейшее развитие в эпоху Ренессанса (XV- XVII в.в.)







Date: 2015-09-18; view: 381; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию