Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Возрождения (Ренессанса)





Начиная с XV в. происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем эпохи Возрождения.

Философская мысль Возрождения охватывает три столетия: от раннего гуманизма XIV-XV в.в. до натурфилософии XVI- нач.XVII в.в. Ее нельзя рассматривать только как результат разложения схоластики, она противостоит всей системе средневековой философии, ибо строится, развивается на принципиально иных основаниях, хотя это и не обозначает полного разрыва между ними.

Для новой философской культуры характерны:

- антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов).

- Пантеизм как главный принцип мировоззрения; меняются отношения в рамках прежней парадигмы Бог- человек-природа: Бог – это и есть природа, или Бог и Космос –одно и тоже. Иерархическое представление о мироздании,т.о., заменяется на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. На пантеистическое толкование природы в эпоху Возрождения оказало влияние учение неоплатонизма о Мировой Душе.

- Антропоцентризм и гуманизм. Философия Возрождения устремлена к человеку, а не к Богу, что было характерно для средневековой культуры. Основной объект формирующейся интеллектуальной традиции – человек и его место в мироздании. В эпоху Возрождения человек целостный, в совокупности всех своих качеств (не только духовных), человек как таковой считается прекрасным и возвышенным. Прекрасным считалась не только его душа, но и плоть. Гуманисты эпохи возрождения считали, что, предоставив свободу человеку, Бог определил ему высшее назначение «стать своим собственным скульптором и творцом», устремляясь к безграничному совершенствованию своей природы. Так, Дж. Пико делла Мирандола (1463-1494) в «Речи о достоинстве человека» писал: «Сотворив человека и поставив в центре мира, Бог сказал: не даем мы тебе о Адам, не определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, с тем, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты выбрал сам». Человек предстает не просто как природное существо, он- творец самого себя, и этим отличается от других природных существ. Он- господин над природой, творец ее и себя.

- Поэтому фигура художника-творца становится своеобразным символом Ренессанса. Творческая деятельность приобретает сакральный характер. Для этой культуры характерна размытость грани между искусством, наукой, художественной фантазией. Атмосферу пронизывает общее стремление выразить свою одаренность, показать себя одаренной личностью. Одаренных людей окружают буквально религиозным поклонением, их «чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века – святых» (Б.Рассел).

- С этим связан культ уникальности и своеобразия каждого индивида. Формируется само понимание личности как таковой. «Каждый человек, от рождения (от Бога) – личность» - лозунг Возрождения. Т.е., каждый человек обладает правом внутренней свобода, непохожести, и именно эта его свобода и непохожесть на остальных и делает человеком. Можно с уверенностью сказать, что такой власти над существующим, такой безграничной веры в собственные возможности, человек не чувствовал никогда.

На человеке эпохи Возрождения лежит «печать» преодоления теоцентрической культуры, в которой Бог – высшая и абсолютная ценность. Задача философии Возрождения была не столько в том, чтобы полностью уйти от теоцентризма, сколько сузить сферу действия религии и найти место новым ценностям, утвердить роль человека.

Так появляются идеи гуманизма. История получает антропологически-ориентированную трактовку. Гуманисты разделили исторический процесс на три периода: древний, средневековый и новый. Каждый из них вносит свой вклад в становление человека, его самосознание. Так, в Античности осознается необходимость различения истины и мнения, самоценность мудрости. В средние века усиливается внимание к моральным ценностям через соотнесение их с абсолютом – Богом, концептуально осваиваются понятия «честь», «совесть», «долг» по отношению к отдельному индивиду. Средневековье делает этот нравственный ряд не только религиозно, но и личностно окрашенным. Начиная с Возрождения, человек становится самостоятельной, а со временем – высшей ценностью. Если человек античности мог быть активным в сфере философских размышлений, то человек Возрождения сам утверждает себя не только и не столько в теоретической области, сколько в жизни, сфере реальной практики. Творческая деятельность человека включает все ее проявления, охватывает всю человеческую жизнь, «жить» и «творить» оказываются нераздельными понятиями. «Творцы» Ренессанса – это конкретные живые люди, с их страстями, чувствами, мечтами и различными способами их реализации: покровители и творцы искусства, политики, воплощающие на практики идеал безграничных возможностей и свободы человека. Поэтому термин «гуманизм» применительно к Ренессансу следует трактовать, скорее, не как «человечное», «человечность» (= «гуманность», «милосердие»), а как «человеческое (укладывающееся в фразу: «Ничто человеческое мне не чуждо»). «Гениями Ренессанса» считаются не только Леонардо да Винчи или Микеланджело, но и Лоренцо Великолепный – правитель Флоренции, и Цезаре Борджиа.

Эстетизм Ренессанса вообще как бы «затмил» (исключение составляет Северное Возрождение, связанное с Реформацией) этическую сторону жизни человека: происходит абсолютизация эстетического подхода к человеку, культ индивидуальности перерастает в культ индивидуализма. В Италии, где начался Ренессанс это приводит к нравственной и политической анархии. «Старые правила морали утратили всякое уважение, большинство правителей пришло к власти с помощью предательства и удерживали жесткостью»- сообщал один из ярких мыслителей этой эпохи, создателя трактатов на политическую тему Н.Макиавелли.

- Широко распространяется мистицизм, магия, астрология, что связано как с общим эстетизмом эпохи, обращением к чувственному, так и с новым распространением идей неоплатонизма.

 

Философы Возрождения использовали, как правило, жанр литературно-риторический, рассчитанный на широкие светские слои читателей, а не только на узкоспециализированную аудиторию профессиональных богословов.

В первый период Возрождения – гуманистический (XIV-сер.XV) новые веяния в мировоззрении вообще предстают, в основном, в виде лирики: «Божественная комедия» Данте Алигьери, «Книга песен» Франческо Петрарки. Гуманизм Возрождения выдвинул новый стиль мышления, новые ценности и приоритеты в жизни человека; сформировал новый тип мыслителя, сложившегося вопреки традициям (его представляли ученые, поэты, педагоги, дипломаты); сформировал новое представление о человеке, выдвинул на передний план человеческие ценности и человеческую жизнь (отсюда – расцвет лирики, воспевающей человеческие чувства, и портретной живописи).Искусство Возрождения, как ничто другое, помогло человеку освободиться от религиозного аскетизма, осознать себя личностью, проявит свои духовные интересы.

Во второй период – неоплатонический (XV-XVI в.) начинается осмысление новых тенденций в жизни человека, намечаются линии интереса, появляются ростки новых идей (Пико делла Мирандолала, Николай Кузанский).

Идеи Н.Кузанского о том, что «творец и творение – одно и то же» и «Бог есть во всех вещах, как все они в нем», так как «Бог есть все, он также и ничто», «он везде и нигде» определили переход от теизма к пантеизму. По Кузанскому, Бог не тождествен с природой, но приррода, мир заключены в Боге, который «абсолютный максимум» и «абсолютный минимум» одновременно. Таким образом, в бесконечности максимум и минимум совпадают. Кузанский разрабатывает теорию пределов (точка- предельный случай прямой, зло- предельный случай добра») и теорию «ученого незнания, согласно которой истина не дается в готовом виде, а выступает как процесс, познание бесконечно, истина неисчерпаема.

 

Третий период – натурфилософский (XVI-нач.XVII в.в.), разработка новой картины мира Николаем Коперником, Джордано Бруно, Галилео Галилеем.

У Дж.Бруно, продолжавшего идеи Кузанского, в отличие, от предшественника, Вселенная уже равна Богу; Бог выступает как деятельное и внутренне начало природы, материального мира, отсюда «нет центра во Вселенной, или каждя точка может считаться центром», селенная бесконечна, содержит множество миров.

В последний период складываются основания новой науки, которая стала разрабатываются в последующий период – новое время. При этом для натурфилософов Возрождения наука и религия не исключают друг друга, поскольку в работе вселенского космического механизма принимает непосредственное участие Бог, трактуемый разными авторами по-своему. И только более поздняя экспансия Разума привела к «выключению» Бога из картины Сущего и заявлениями типа лапласовских о ненужности «гипотезы Бога» для объяснения процессов, происходящих в Универсуме.

 

Параллельно начинается осмысление социального, проблем, бытующих в обществе. Бесконечная вера в человеческие возможности привела к созданию мыслителями Возрождения социальных утопий, рисующих планы переустройства общества согласно идеям гуманизма: «Город Солнца» Т.Кампанеллы, «Утопия» Т.Мора и др.

Социальные концепции представлены и в работах гуманиста М.Монтеня, пропагандировавшего скептическое и жизнелюбивое отношение к миру, а также, Н.Макиавелли, объектом изучения которого становится политическая история.

Главными философскими произведениями в наследии Н.Макиавелли я вляются «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия» и «Государь». Исследуя государство и природу царящих в нем законов, Макиавелли выводит их из опыта, отбрасывая идею Божественного предопределения политического существования. Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной выше цели. Возникновение общества, государства и морали Макиавелли объясняет естественным ходом событий. В этих обстоятельствах действует и человек. Поэтому успех его деятельности во многом зависит от того, как он приспособлен к условиям общественной среды. Судьба определяет лишь часть поступков, людям предоставляется право и свобода выбора поведения. Применив принцип оправдания используемых политиком средств теми целями, которые он ставит («цель оправдывает средства»), Макиавелли подводит базу под произвольное толкование любых политических действий. Однако философия Макиавелли не означает оправдания насильственной и аморальной политики любого правителя и в любые времена. По мнению философа, государь должен использовать нормы морали в целях укрепления государств. Поскольку проявлять добродетель на практике «не допускают условия человеческой жизни», то государь лишь должен добиваться репутации добродетельного правителя и избегать пороков, которые могут лишить его власти, «не отклоняться от добра, но уметь ступить на путь зла,, если это необходимо».

Северное Возрождение (в Германии, Англии, Голландии –на севере Европы) имело свою специфику. Оно было тесно связано с Реформацией, развивалось, в основном, в ее рамках.

Реформация – социально-культурный феномен Западной Европы XVI века. Она шла под религиозными лозунгами, в ее результате сложилась третья христианская конфессия – протестантизм, но она глубоко затронула все сферы общественной жизни. Реформация имела несколько направлений: бюргерско-буржуазное (М..Лютер, У.Цвингли, Ж.Кальвин), народно-крестьянское (Т.Мюнцер, анабаптисты), королевско-княжеское. Реформация происходила во время (и была связана) крестьянской войны в Германии и движения гуситов в Чехии.

Большое значение в рамках Реформации играли идеи «христианского гуманизма» Эразма Роттердамского, призывавшего возвратить дух раннеапостольного христианства, и высмеивавшую методы и саму суть схоластики. Мир, по мнению Эразма, создан благим и совершенным, благим и прекрасным создан человек. Поскольку природа Божественного непостижима, человек должен проникнуться любовью к Богу и людям, вполняя по отношению к ним свой долг милосердия и любви.

Северное Возрождение и Реформация, воплотив личностно-индивидуалистическое восприятие мира, возвеличивало человека не самого по себе, а как существо, имеющее возможность реализовать божественное в мире, отсюда его акцент не на эстетические качества человека, а на этические, на его нравственность. Кроме того, идеи Реформации и специфика протестантского вероучения оказали безусловное влияние на формирование принципов, духа нового капиталистического общества. (М.Вебер: «Протестантская этика и дух капитализма»).

 

Эпоха Возрожденияпереходная от Средневековья к Новому времени. Ее мыслители, с одной стороны, находятся под влиянием уходящего теоцентрического воззрения, с другой – закладывают фундамент нового здания философии и науки. Эта «близость» к уходящей эпохе нашла отражение как в терминологии, так и в концепциях всех представителей эпохи Возрождения. Так, Кампанелла пытался соединить теологию, метафизику, магию и утопию, а в деятельности ученых, положивших начало механике, переплетались наука, магия, астрология. Галилей составлял гороскопы для двора Медичи, Коперник был не только Астрономом, но и астрологом, а Кеплер проводил аналогию между гармонией солнца, неподвижных звезд и пространства, с одной стороны, и троицей Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух – с другой.

Но главное – не это, а то, что мыслители эпохи возрождения изменили направление развития мысли от схоластики к реальности, обратив философскую мысль к человеку и природе, придав философии и науке практическую направленность.

 

Date: 2015-09-18; view: 518; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию