Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основополагающие категории философии





Если определить основные системообразующие категории философии, то, безусловно, мы выделим, в первую очередь, категории бытия, материи и сознания.

Учение о бытии (онтология) является составной частью любой философской системы.

Категория бытия выражает универсальную характеристику вещей и явлений, а именно – быть, существовать вообще, в определенной форме и качестве.

Обладать бытием – значит существовать. Все то, что прекратило свое существование, приобретает значение небытия.

Бытие можно подразделить на следующие формы.

1. Абсолютное бытие и относительное бытие (непреходящее и вечное и преходящее, временное).

2. Реальное бытие или реальность (все, что существует в действительности, а не только в наших представлениях).

3. Объективное бытие (все, что существует как объект, независимо от сознания воспринимающего субъекта).

4. Материальное бытие (природа, материя) и идеальное бытие (дух, сознание, мышление).

Таким образом, если в самом общем виде понимать под бытием всю существующую объективную реальность, можно выйти на понимания бытия как:

1. Бытие живой и неживой природы.

2. Бытие человека.

3. Бытие общественной жизни.

4. Духовное бытие.

Первым и исходным понятием материалистического мировоззрения является материя. С точки зрения материализма материя понимается как причина самой себя, т.е. как субстанция. Основными свойствами материи выступают: объективность, существование вне сознания и независимо от сознания, отражение, несотворимость. Основные виды материи – вещество и поле. Как промежуточное состояние выступает плазма.

33.

Материя имеет три основные способа и формы существования: движение, пространство и время.

Под движением понимается изменение вообще. Как говорили классики марксизма – в мире нет ничего кроме движущейся материи.

 

В работе Ф. Энгельса «Диалектика природы» впервые была дана классификация основных форм движения:

1. Механическая форма.

2. Биологическая форма.

3. Химическая форма.

4. Физическая форма.

5. Социальная форма.

6.

 

Современное знание приводит взгляд на формы движения к более точной классификации:

 

1. Мир ядра.

2. Мир электромагнетизма.

3. Мир тяготения.

4. Мир жизни.

5. Общественный мир.

 

Всякое движение проявляется в различных состояниях. Такими состояниями могут выступать: активность и покой, устойчивость и изменчивость, длительность и прерывность. Иногда покой пытаются объяснить фактическим прерыванием движения. Но это не совсем так. Покой необходимо понимать как временное состояние равновесия противоположных сил, вызывающих движение, определяющих ту или иную его конкретную его форму. Поэтому всякий покой относителен, а движение абсолютно.

С точки зрения современной философии, пространство и время как формы существования материи фактически лишены самостоятельного существования, т.е. не могут рассматриваться на субстанциональном уровне.

34.

Это, скорее, атрибут материальных вещей и как показывает теория относительности А. Эйнштейна – пространство и время зависят от движения и взаимодействия материальных объектов и их систем, т.е. не являются чем-то абсолютным.

Важнейшей философской проблемой выступает проблема сознания. Сущность сознания рассматривается в его различных отношениях:

 

отношение сознания вообще ко всей материи в целом, отношение субъективной реальности к объективному миру, отношение сознания к своему психофизиологическому носителю, взаимное отношение сознания и человеческой деятельности.

В философии сознание понимается как высшая форма отражения действительности. Смысл этого определения состоит в том, что сознания с точки зрения своего содержания есть образ предмета действительности. Но эта сторона собственно субъективного содержания сознания. А объективное состоит в том его содержании, которое зависит и определяется

 

особенностями, структурой и содержанием самого отображаемого предмета и явления.

Положение о том, что сознание является «субъективным образом объективного мира» выражает мысль о глубоком и уникальном отражении действительности в сознании каждого отдельного человека.

Сознание как функция мозга соотносится с психофизиологической составляющей деятельности нервной системы, однако, не следует напрямую сводить психологические и физиологические области сознания.

Сознание (мышление) выступает необходимым условием всей человеческой деятельности, а с другой стороны, сама деятельность человека выступает основой развития сознания. Поэтому сознание не может быть правильно понято вне человеческой истории и с этой точки зрения человеческое сознание не есть некий «дар природы», а является результатом исторического развития природы и общества.

 

35.

Активная репродукция сознания выражается в познании – мыслительном процессе, направленном на отражение, постижения и воспроизведение объективной действительности в мышлении. В философии теория познания называется гносеологией. Познание выступает в форме психического отражения реальности и мышления (способности к образованию логических образов и оперирование абстрактными понятиями).

Чувственное познание (психическое отражение) включает ощущение, восприятие и представление. Ощущение – это психическое отражение отдельных качеств и свойств объекта.

 

Воображение в отличие от ощущений отображает предмет в целом, представление дает психическое отражение предмета в его частях и в целом на основе ранее полученных впечатлений.

Основными формами мышления выступают: понятие, суждение, умозаключение. Наука, изучающая формы и законы мыслительной деятельности, называется логикой. Исходной формой логического мышления выступает понятие, которое является мыслительной объединяющей абстракцией существенных признаков вещей.

Суждение есть форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается в рамках познаваемого предмета.

 

Умозаключение есть такая форма мышления, когда исходя из одних суждений, получают некоторые другие суждения.

Уровень умозаключений в своей основе является принципиальным познавательным приемом науки, в основе которой формируются новые знания о природе, обществе, объективном мире в целом. Научное познание как раз и является процессом мыслительной деятельности, направленным на получение новых знаний и преобразование действительности.

Научное познание имеет эмпирическую форму (практическое опытное знание) и теоретическую форму (фундаментальное теоретическое знание). Среди всеобщих или универсальных методов научного познания выступают дедукция и индукция, наблюдение, эксперимент, анализ и синтез.

36.

Предметная область человеческой деятельности, связанная с обыденными, повседневными представлениями о жизненных ситуациях, не требующих каких-либо особенных, научно-значимых знаний, представляет собой уровень обыденного сознания.

Отражение человеческим сознанием исторического социального опыта на основе определенных законов общественного развития, культурных и духовных традиций, формирует область общественного сознания: философское, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, научное.

Познание всегда имеет целенаправленный вектор. Главным мотивом этого вектора является потребность в знаниях. А важнейшим свойством знания

 

является истина. В самом общем определении истина – это адекватное отражение в наших знаниях объективной реальности. Основным критерием истины выступает человеческая практика, но имеются и другие необходимые критерии истины. Это – простота, ценность, полезность, чувства, общезначимость и общепризнаваемость.

Абсолютность практики как критерии истины заключается в том, что помимо практики не существует никакого другого критерия истинности. А относительность практики как критерия истины состоит в том, что, как правило, единичное практическое испытание не в состоянии окончательно доказать истинность или неистинность кокой-либо теории. Поэтому требуется обращение к другим практическим испытаниям и другим теориям.

Истина может быть объективной, относительной и абсолютной.

 

Объективная истина – это такое отражение знаний, которое не зависит от субъекта.

Например, наше познание отношения Земли и Солнца может выражаться в 2-х взаимоисключающих форму утверждениях: «Земля вокруг Солнца» и «Солнце вращается вокруг Земли». Понятно, что только первое утверждение является истинным, пусть кто-то и отстаивает истинность второго утверждения.

37.

Абсолютная истина – это полное тождество (совпадение) содержания наших знаний с содержанием познаваемого предмета.

Например, «Земля вращается вокруг Солнца» как раз представляет собой Абсолютную истину.

Относительная истина характеризует неполное тождество (совпадение) содержание наших представлений о предмете и самого предмета.

Относительность истины определяется многими факторами. Это и неполнота наших знаний о природе, бурный рост знаний и опровержение классических теорий, ошибочность в выборе методов научного познания и т.п. Вообще в понимании истины нужно исходить из того, что исторически условна форма, в которой выражено знание, а не сам факт соответствия знания объекту и его содержанию

.

Рассматривая основные категории философии, мы необходимо обнаруживаем, что все материальные и идеальные (духовные) системы существуют не сами по себе, а в определенной системе причинно-следственных связей, в которых присутствует объективная необходимость, источник развития, определенные законы.

То, о чем мы ведем речь, есть диалектика – один из важнейших методов познания и важнейшее учение о развитии.

В основе диалектического понимания действительности лежит необходимость рассмотрения всех явлений в их единстве, всеобщей связи и развитии, без чего невозможно достижение объективных и адекватных уровней нашего познания.

Диалектический метод исходит из следующего.

1. Каждое явление или предмет имеют свою качественную и

 

количественную сторону, которые находятся в единстве, а изменение одной составляющей необходимо влечет за собой изменение другой. Это – первый диалектический закон.

 

 

38.

2. Каждое развитие понимается как движение путем взаимного превращения противоположностей, источником которого выступает противоречие.

 

Это противоречие разрешается через тождество, различие и противоположность. Таким образом, следующим диалектическим законом выступает закон противоречия (единства и борьбы противоположностей).

 

3. Далее существует то, что определенным образом соотносится и с качеством и с противоречием, как определенная форма их отрицания.

Отрицание – это необходимый момент связи в процессе развития, связи нового и старого. Процесс отрицания (или двойного отрицания) выражается соответствующим законом, который определяет

Date: 2015-09-18; view: 266; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию