Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средневековая философия





Эпоха средневековья – это полное господство религиозного мировоззрения.

Главным идейным источником средневековой философии является христианское вероучение (Ветхий и Новый Заветы, 4 Евангелия и Деяния апостолов).

Именно в данный период основные догматы христианства становятся главным предметом философского осмысления.

Философия средневековья представляет собой теоцентризм. Все религиозные философы исходят из положения, что Абсолютное есть Бог. В конкретной ситуации философия теряет свой самостоятельный смысл и фактически начинает обслуживать богословие.

 

17.

Одним из главных вопросов средневековой философии был вопрос об источнике истинного знания. Здесь центральное место занимали проблемы истин знания и истин веры.

При этом сопоставлении истина веры признается высшим источником знания. Отсюда и вывод: вера выше естественного разума.

В Средневековье складывались две системы: учение отцов церкви (патристика) и школьная философия (схоластика).

Если первая система была абсолютным выражением религиозных догматов, вторая – пыталась пусть и умозрительно обосновать пределы и возможности познания, в какой-то мере сохраняя определенные традиции Античной философии.

Именно в данный период в философской системе находит место спор об «универсалиях», т.е. о природе общих понятий. Этот спор дал толчок к появлению двух направлений: номинализму и реализму.

Номинализм утверждал, что реальное бытие предшествует понятиям. Понятие есть чисто номинальное (назывательное) определение вещи.

Реализм исходит из того, что понятие предшествует бытию и вещам. Они существуют в Боге, вне человеческого сознания и после вещей. К направлению реализма относился Августин Аврелий (Блаженный) – IV – V вв. н.э. По его убеждению наиболее достоверным знанием человека является его знание о своем собственном существовании, как сознающей самое себя разумной душе.

Это – наиболее достоверная истина. Нормой познания является истина, источником всех истин является Бог. Отсюда вывод – верить, чтобы знать.

Августин впервые делает попытку онтологического доказательства существования Бога. Это доказательство Августин выводит из Идеи истины, которая существует в Боге и через него. Августин в своем учении обращается и к человеку. По его разумению «Человек есть образ и подобие Бога». В образе человека наиболее значимыми Августин выделяет 3 аспекта: бытие, знание и волю. Идея об отраженности Бога в Человеке найдет свое воплощение и в более поздний период (например, в русской религиозно-философской мысли XIX века).

 

18.

Наиболее влиятельной фигурой в средневековой философии был Фома Аквинский (XIII в.н.э.), который в своих мировоззренческих установках опирался на идеи Аристотеля, но из них бралось лишь то, что могло быть использовано с целью богословия. Аквинского современники называли «Ангельским доктором».

Как представитель умеренного реализма Аквинский в решении проблемы общих понятий не отвергает реального существования единичного (индивидуального) в каждой вещи, тем самым допуская самостоятельность материальной сущности.

Вслед за Августином Фома Аквинский приводит свои интересные доказательства существования Бога. Их пять. (При этом Аквинский выделяет причины проявления божественной сущности бытия: движение, последовательность причин, необходимость и случайность, природное совершенство, целесообразность существования).

1. Существует перводвигатель, который все движет, но сам неподвижен. И этот перводвигатель есть Бог.

2. Признание последней производящей причины. И эта причина есть Бог.

3. Признание абсолютной необходимой сущности, являющейся основанием всего существующего. И это абсолютно необходимая сущность есть Бог.

4. Признание сущности, являющейся для других причиной и совершенством. И эта сущность есть Бог.

5. Признание разумного существа, положившего цель для всего существующего. И это разумное есть Бог.

К представителям направления номинализма в средневековой философии относился английский философ Уильям Оккам (XIV в.). Известно даже выражение «бритва Оккама». Оккам считал, что понятия несводимые к опытному знанию должны удаляться (срезаться словно бритвой) из науки.

В религиозной философии Средневековья особое место занимают этические проблемы. В этике томизма центральной проблемой выступает проблема добра и зла. Основные положения этой этики следующие.

Бог не создатель зла, т.к. он не может быть причиной небытия. Добро есть всеобщее человеческой воли.

19.

Зло не может обладать реальным бытием, т.е. оно не может существовать самостоятельно. Добро является субъектом зла и выход зла заключается в несовершенстве добра.

Никакое зло не портит гармонию вселенной, напротив оно необходимо для гармонии.

Причина зла в человеке его свободная, но несовершенная воля.

При всех проявлениях зла высшее наказание остается за Богом.

Постепенный процесс ослабления влияния церкви в жизни общества, который получил название «секуляризация» возродил ценности человека, его интеллекта, его понимание как высшего существа. Начинается исторический период, в котором господствует антропоцентризм и новые мировоззренческие системы грядущей эпохи Возрождения.

 

Date: 2015-09-18; view: 248; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию