Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество как развивающаяся система. Если в центре общественной системы стоит человек (личность), то и общество должно пониматься как исторически сложившиеся формы совместной деятельности





,

 

.

Если в центре общественной системы стоит человек (личность), то и общество должно пониматься как исторически сложившиеся формы совместной деятельности людей.

 

Общество характеризуется основными чертами, среди которых:

 

1. Определенная форма совместного проживания и освоения территории.

2. Способом производства.(общественно-экономический базис).

3. Наличием устойчивых связей и отношений.

4. Сознанием своего единства как общности.

 

42.

Общественная система включает экономическую подсистему (сферу материального производства и материальных отношений), социальную подсистему (сферу социально-классовых и национальных отношений),

 

политическую подсистему (сферу политических отношений, где важнейшее место занимает государство) и духовную сферу (область чувств, настроений, идей, творческого осмысление реальности, культурного совершенствования).

Во взглядах на общественное развитие существует 3 основных подхода.

Цивилизационный подход (А. Тойнби, О. Шпенглер, Н.Данилевский) понимает общественное развитие в рамках меняющихся цивилизаций.

Формационный подход (марксистская концепция) в основу общественного развития кладет исторически обусловленный способ производства, и общество предстает в виде 5 формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и каммунистической.

Стадиальный подход (У.Ростоу) принадлежит американской социологии, когда общественное развитие рассматривается как стадии, связанные с достигнутым уровнем развития производительных сил: традиционное общество, переходное общество, индустриальное общество, постиндустриальное (информационное) общество.

В современной теории часто возникают споры о соотнесении понятий культура и цивилизация в рассмотрении общественной системы.

Понятно, что культура и цивилизация – понятия не синонимичные.

Если под цивилизацией понимается некоторый исторический уровень материальных и духовных достижений определенной социальной общности, то культура представляет собой деятельный результат такого достигнутого уровня. А этот деятельный результат характеризуется ценностным содержанием и своей эстетикой, особым языком, технологией (уровнем материальных технических достижений), самобытностью, устойчивостью и преемственностью.

Знаменательно, что в русле нашего обсуждения основных философских вопросов, мы необходимо должны выйти на понимание культуры

43.

древнеримским философом и общественным деятелем Цицероном, который в ее сущности видел позитивное влияние философии на ум человека.

Культуру также понимали: как возделывание (Аристотель), как живую

этику (А.Швейцер), реализацию верховных ценностей (М.Хайдеггер), осо –

 

бенное среди общего (М.Вебер), насущный язык (Ю.Лотман). Можно и да -

лее перечислять всевозможные определения культуры, но главное заключает-

ся в том, что, так или иначе, культура всегда будет выступать цивилизо-

ванной одеждой человечества…

Как уже отмечалось, общество представляет собой конкретно-исторические

формы взаимодействия людей.

Эти формы проходят различные стадии, начиная от первобытных общностей и заканчивая современной общественной цивилизацией.

На этом пути совершенствовалась технология человеческого бытия -

орудия труда, культура, способы общения людей. Но, по-видимому, главным

элементом человеческой организации следует считать ее переход в полити-

ческое состояние, а именно, преобразование простого общественного взаи -

модействия в государство.

Объективными предпосылками такой организации выступает появление

частной собственности, общественное разделение труда, завоевание

территорий. Среди основных функций государства можно вы-

делить экономическую, правоприменительную, социальную и охранитель -

ную, Важнейшим признаком государства является его суверенитет (целост-

ная независимость). Современные государства многообразны по политичес-

кому устройству и организации власти. Существуют монархии и демокра –

44.

тии, президентские и парламентские республики, федерации и унитарные

государственные образования.

Каждая эпоха в понимание общества вкладывала свой смысл. Это хорошо

иллюстрируют позиции самих философов. Так, например, Аристотель об-

щественную организацию, в первую очередь, видел как государство.

 

В средние века общественная система понималась с теоцентрических

позиций. В Новое время (Д.Вико) обосновывется принцип историзма в понимании общественного мира. В идеях французского Просвещения

общественная организация рассматривалась в русле теории Общественного

договора (Ж.-Ж.Руссо).Экономический базис был отправной точкой рас-

смотрения общественной системы в марксизме. Более поздние философские

и социологические взгляды на общество (во всяком случае в Западном век-

торе исследовательских проблем) свой центр тяжести переводят в плоскость

техногенной и индустриальной организации и отражены в соответствую -

щих теориях постиндустриального и информационного общества, которые

начали складываться в 60-е годы ХХ столетия.

Настоящий период общественного развития характеризуется, в первую

очередь, необходимостью снятия тех противоречий, которые носят

глобальный характер:попытки одновекторной политической монополизации,

проявление необдуманных санкционных экономических и политических

решений, религиозный экстремизм, отсутствие экологической культуры

и культуры общесоциальной коммуникации. Все это тем более важно

для осознания, когда наблюдается процесс обесценивания общепринятых

человеческих ценностей и идеалов.

45.

В этой связи наиболее уместно вспомнить слова, сказанные французским

писателем и философом Альбером Камю при вручении ему Нобелевской

премии. Наше поколение более всего обеспокоено тем как изменить мир,

Date: 2015-09-18; view: 239; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию