Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общество как развивающаяся система. Если в центре общественной системы стоит человек (личность), то и общество должно пониматься как исторически сложившиеся формы совместной деятельности,
. Если в центре общественной системы стоит человек (личность), то и общество должно пониматься как исторически сложившиеся формы совместной деятельности людей.
Общество характеризуется основными чертами, среди которых:
1. Определенная форма совместного проживания и освоения территории. 2. Способом производства.(общественно-экономический базис). 3. Наличием устойчивых связей и отношений. 4. Сознанием своего единства как общности.
42. Общественная система включает экономическую подсистему (сферу материального производства и материальных отношений), социальную подсистему (сферу социально-классовых и национальных отношений),
политическую подсистему (сферу политических отношений, где важнейшее место занимает государство) и духовную сферу (область чувств, настроений, идей, творческого осмысление реальности, культурного совершенствования). Во взглядах на общественное развитие существует 3 основных подхода. Цивилизационный подход (А. Тойнби, О. Шпенглер, Н.Данилевский) понимает общественное развитие в рамках меняющихся цивилизаций. Формационный подход (марксистская концепция) в основу общественного развития кладет исторически обусловленный способ производства, и общество предстает в виде 5 формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и каммунистической. Стадиальный подход (У.Ростоу) принадлежит американской социологии, когда общественное развитие рассматривается как стадии, связанные с достигнутым уровнем развития производительных сил: традиционное общество, переходное общество, индустриальное общество, постиндустриальное (информационное) общество. В современной теории часто возникают споры о соотнесении понятий культура и цивилизация в рассмотрении общественной системы. Понятно, что культура и цивилизация – понятия не синонимичные. Если под цивилизацией понимается некоторый исторический уровень материальных и духовных достижений определенной социальной общности, то культура представляет собой деятельный результат такого достигнутого уровня. А этот деятельный результат характеризуется ценностным содержанием и своей эстетикой, особым языком, технологией (уровнем материальных технических достижений), самобытностью, устойчивостью и преемственностью. Знаменательно, что в русле нашего обсуждения основных философских вопросов, мы необходимо должны выйти на понимание культуры 43. древнеримским философом и общественным деятелем Цицероном, который в ее сущности видел позитивное влияние философии на ум человека. Культуру также понимали: как возделывание (Аристотель), как живую этику (А.Швейцер), реализацию верховных ценностей (М.Хайдеггер), осо –
бенное среди общего (М.Вебер), насущный язык (Ю.Лотман). Можно и да - лее перечислять всевозможные определения культуры, но главное заключает- ся в том, что, так или иначе, культура всегда будет выступать цивилизо- ванной одеждой человечества… Как уже отмечалось, общество представляет собой конкретно-исторические формы взаимодействия людей. Эти формы проходят различные стадии, начиная от первобытных общностей и заканчивая современной общественной цивилизацией. На этом пути совершенствовалась технология человеческого бытия - орудия труда, культура, способы общения людей. Но, по-видимому, главным элементом человеческой организации следует считать ее переход в полити- ческое состояние, а именно, преобразование простого общественного взаи - модействия в государство. Объективными предпосылками такой организации выступает появление частной собственности, общественное разделение труда, завоевание территорий. Среди основных функций государства можно вы- делить экономическую, правоприменительную, социальную и охранитель - ную, Важнейшим признаком государства является его суверенитет (целост- ная независимость). Современные государства многообразны по политичес- кому устройству и организации власти. Существуют монархии и демокра – 44. тии, президентские и парламентские республики, федерации и унитарные государственные образования. Каждая эпоха в понимание общества вкладывала свой смысл. Это хорошо иллюстрируют позиции самих философов. Так, например, Аристотель об- щественную организацию, в первую очередь, видел как государство.
В средние века общественная система понималась с теоцентрических позиций. В Новое время (Д.Вико) обосновывется принцип историзма в понимании общественного мира. В идеях французского Просвещения общественная организация рассматривалась в русле теории Общественного договора (Ж.-Ж.Руссо).Экономический базис был отправной точкой рас- смотрения общественной системы в марксизме. Более поздние философские и социологические взгляды на общество (во всяком случае в Западном век- торе исследовательских проблем) свой центр тяжести переводят в плоскость техногенной и индустриальной организации и отражены в соответствую - щих теориях постиндустриального и информационного общества, которые начали складываться в 60-е годы ХХ столетия. Настоящий период общественного развития характеризуется, в первую очередь, необходимостью снятия тех противоречий, которые носят глобальный характер:попытки одновекторной политической монополизации, проявление необдуманных санкционных экономических и политических решений, религиозный экстремизм, отсутствие экологической культуры и культуры общесоциальной коммуникации. Все это тем более важно для осознания, когда наблюдается процесс обесценивания общепринятых человеческих ценностей и идеалов. 45. В этой связи наиболее уместно вспомнить слова, сказанные французским писателем и философом Альбером Камю при вручении ему Нобелевской премии. Наше поколение более всего обеспокоено тем как изменить мир,
|