Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Нового времени. Проблема источника знания и метода познания





Учение Ф. Бэкона о призраках («идолах») познания и Р. Декарта о правилах метода в рамках философии Нового времени представляет собой критику предшествующей схоластики и ее методологии.

Учитывая то, что большинство философов Нового времени были естествоиспытателями, их мировоззренческие установки во многом впитали в себя идеи естественных наук (физики, математики, астрономии).

Центральное место в философии данного периода занимают вопросы гносеологии (теории познания). Здесь очевидно можно выделить два направления: эмпиризм и рационализм.

Представитель эмпиризма английский философ Ф. Бэкон утверждал, что единственным источником человеческих знаний является человеческий опыт (т.е. эмпирика).

Ф.Бэкон выделял 4 идола (предрассудка) познания. Идолы рода - когда же

лаемое выдается за действительное, идолы индивида – когда личный опыт

ставится выше (с моей колокольни виднее), идолы площади – искажения,

возникающие из-за неправильного использования языка и, наконец, идолы

театра – когда навязываются философские традиции, порой ложные.

Сам опыт Ф.Бэкон понимает как совокупность упорядоченных ощущений. Стержень эмпирической гносеологии – все знания идут из опыта. Его лозунг-

ЗНАНИЕ ЕСТЬ СИЛА!

Отсюда программа эмпиризма состояла в применении индуктивного метода и сведении всех понятий философии к данным опыта. Эмпиризм

22.

кладет в основу познания принцип сенсуализма (ощущений). При этом выделяется субъективный и объективный сенсуализм. Первый понимает ощущения как субъективное состояние самого воспринимающего объект, второй – как состояние отражение самого объекта.

В противоположность эмпиризму, философы-рационалисты исходят из иных предпосылок (Р. Декарт, Б. Спиноза). Они, в принципе, признают су -

ществование двух источников знания: опыт и чистый разум, но при этом

главное место занимает не изменчивый опыт, а чистый разум. Под таким

чистым разумом понимается некое доопытное знание, которое вечно и не-

изменно

Такое доопытное знание по Декарту существует в виде «врожденных идей», а согласно Спинозе – аксиом. Фактически рационализм исходит из априорного принципа непосредственной достоверности знания, а основным методом познания выделяет дедукцию.

Главная тенденция рационализма – сведение реальных причинно-следственных связей к связям логическим.

 

Например, если из А необходимо следует В и А истинно, то и В – истинно.

Таким образом, логика должна исключить все положения, в которых мы

можем логически сомневаться. Именно такие положения и должны составлять основу рациональной дедукции.

 

Декарт, используя методическое сомнение,опираясь на указанный выше принцип, подвергает испытанию различные виды знания (философская традиция, личный опыт, психологическая адекватность, логические суждения) находит, что во всем этом есть причина сомневаться (имея

в виду истинность их положений). При этом, он не подвергает сомнению то, в чем нет причины сомневаться - это то, что человек обладает разумом.

23.

Отсюда и известное высказывание Декарта - cogito ergo sum - мыслю -

Date: 2015-09-18; view: 380; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию