Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика формирования межкультурной компетенции на уроках иностранного языка





Главной целью обучения иностранному языку в школе на современном этапе является формирование межкультурной компетенции, наличие которой необходимо для успешной коммуникации между носителями разных языков и культур. Достижение данной цели наиболее вероятно при наличии специальной методики, включающей в себя эффективные приёмы, средства, способы и формы организации учебного процесса, интегрирующего иностранный язык с другими предметами школьной программы: литературой, историей, географией и др.

Для того, чтобы междисциплинарное общение было успешным, необходимо соблюдение следующих условий:

- деятельность учащихся на уроках должна быть направлена на социокультурное исследование страны изучаемого языка через создание проблемных ситуаций, максимально учитывающих иноязычную культуру, социальный опыт школьников и их межпредметные знания, навыки и умения;

- исследовательская деятельность учащихся в рамках междисциплинарного общения может быть успешной только при смене способов управления ею: прямое указание учителя на исследование через наводящие вопросы, консультирование учителем исследования, самостоятельное исследование учащихся;

- результативность исследовательской деятельности школьников зависит от корректного отбора учителем иностранного языка тем для изучения, имеющих междисциплинарные связи, и разработки поисково-познавательных заданий разного уровня сложности по этим темам;

- стимулирование возникновения и развития познавательного интереса учащихся в рамках исследовательской деятельности диктует необходимость:

- использовать индивидуальную, групповую, коллективную, устную, письменную и другие формы работы, помогающие учителю направить действия школьников на расширение объёма своих знаний, на их структурирование, интегрирование, обобщение;

- создавать на занятиях по иностранному языку благоприятную для учащихся атмосферу, стимулирующую их интерес к познанию культуры страны изучаемого языка, её различных составляющих;

- обеспечивать целенаправленное и поэтапное междисциплинарное общение, формирующее у учащихся умения речевой деятельности на иностранном языке, которое при наличии определённого количества социокультурных знаний превращается в межкультурную компетенцию;

- активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке иностранного языка, стимулировать их к самооценке, самообразованию, саморазвитию и самовыражению;

- использовать на уроках иностранного языка материал, отвечающий интересам и потребностям школьников, но качественно и количественно выходящий за рамки программы за счет информации из других учебных дисциплин;

- периодически изменять учебную ситуацию общения, приглашая на занятия учащихся других классов и школ, преподавателей других предметов, меняя место проведения занятий.

Реализация условий междисциплинарного общения в процессе преподавания иностранного языка возможна при использовании специальных форм работы в рамках поисково-познавательной деятельности, к которым следует отнести: исследовательские уроки; дискуссии; работу с текстом; подготовку сообщений, репортажей; написание рефератов; написание эссе; уроки-игры; проектные задания; интегрированный учебный день.

Исследовательские уроки

На интегрированных исследовательских уроках с целью формирования межкультурной компетенции можно использовать следующие творческие поисково-познавательные задания, которые учащиеся выполняют как домашние:

· составление репортажа в устной форме;

· написание сочинения-рассуждения на основе плана;

· изготовление различных наглядных пособий: карт, схем и др.;

· письменный литературный перевод для участия в конкурсе переводчиков;

· составление плана, тезисов доклада для конференций;

· составление вопросов для устной и письменной викторины;

· составление кроссвордов со сформулированными определениями/дефинициями;

· подготовка нестандартного подхода к решению проблемы, поставленной в рамках эвристической олимпиады.

Основным требованием к выполнению этих заданий является обязательное использование языкового и социокультурного материала по изучаемой теме.

Учебные дискуссии, основанные на диалогах и микромонологах, рассчитаны на учащихся старших классов, так как их организация требует значительного объёма различных знаний, умения подбирать нужные аргументы и давать развёрнутое обоснование своей точки зрения, то есть владеть достаточным уровнем коммуникативной и межкультурной компетенций. Для подготовки школьников к участию в межкультурном общении в рамках диалога/полилога необходимо:


· формировать у них диалогическое мышление, направленное на децентрацию субъекта деятельности в рамках межкультурной компетенции;

· создавать установки на творческое отношение к ценностям культуры страны изучаемого языка, на их осмысление и интерпретацию, на их понимание.

Эссе представляет собой небольшую по объёму письменную работу на частную тему, выражающую точку зрения ученика на межкультурную проблему. Выразить в кратком сочинении целостное и обоснованное суждение можно при наличии определённых знаний по различным предметам. Это достаточно сложная для школьников и, в то же время, весьма продуктивная форма деятельности на уроках иностранного языка с целью формирования межкультурной компетенции.

Интересной формой игровых уроков является так называемое «воображаемое путешествие». Учащимся даётся задание написать небольшое сочинение о якобы совершенном путешествии в страну изучаемого языка, с целью описать её, используя знания по различным интегрируемым предметам. Такие сочинения могут служить сценариями для проведения ролевых игр на уроке.

Проектная деятельность на уроках иностранного языка в рамках междисциплинарного общения поможет формированию межкультурной компетенции, так как даёт школьникам возможность соединить ценностно-смысловые основы культуры страны изучаемого языка с процессом деятельной социализации.

Различают следующие виды проектов:

· исследовательские;

· практико-ориентированные;

· информационные;

· творческие.

Такой вид междисциплинарного обучения, как интегрированный учебный день, включает в себя проведение в одном классе в течение учебного дня нескольких предметных уроков на иностранном языке, объединенных решением общей комплексной проблемы. Единство действий и тесное сотрудничество учителей интегрируемых предметов способствует приобретению учащимися межкультурных знаний, навыков и умений и развитию на их основе межкультурной компетенции.

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что в условиях междисциплинарного обучения происходит системное изучение объектов и событий, которое сочетается с мировоззренческим и межкультурным обобщением предметных знаний, развитием мышления учащихся и их познавательно-ценностного отношения к обобщенным идеям.

Помимо этого, в процессе такого обучения между школьниками развивается сотрудничество и взаимопомощь, что ведет к расширению общения между ними, а значит и к формированию коммуникативной и межкультурной компетенции.

 







Date: 2015-09-18; view: 1592; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию