Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика формирования межкультурной компетенции на уроках иностранного языка
Главной целью обучения иностранному языку в школе на современном этапе является формирование межкультурной компетенции, наличие которой необходимо для успешной коммуникации между носителями разных языков и культур. Достижение данной цели наиболее вероятно при наличии специальной методики, включающей в себя эффективные приёмы, средства, способы и формы организации учебного процесса, интегрирующего иностранный язык с другими предметами школьной программы: литературой, историей, географией и др. Для того, чтобы междисциплинарное общение было успешным, необходимо соблюдение следующих условий: - деятельность учащихся на уроках должна быть направлена на социокультурное исследование страны изучаемого языка через создание проблемных ситуаций, максимально учитывающих иноязычную культуру, социальный опыт школьников и их межпредметные знания, навыки и умения; - исследовательская деятельность учащихся в рамках междисциплинарного общения может быть успешной только при смене способов управления ею: прямое указание учителя на исследование через наводящие вопросы, консультирование учителем исследования, самостоятельное исследование учащихся; - результативность исследовательской деятельности школьников зависит от корректного отбора учителем иностранного языка тем для изучения, имеющих междисциплинарные связи, и разработки поисково-познавательных заданий разного уровня сложности по этим темам; - стимулирование возникновения и развития познавательного интереса учащихся в рамках исследовательской деятельности диктует необходимость: - использовать индивидуальную, групповую, коллективную, устную, письменную и другие формы работы, помогающие учителю направить действия школьников на расширение объёма своих знаний, на их структурирование, интегрирование, обобщение; - создавать на занятиях по иностранному языку благоприятную для учащихся атмосферу, стимулирующую их интерес к познанию культуры страны изучаемого языка, её различных составляющих; - обеспечивать целенаправленное и поэтапное междисциплинарное общение, формирующее у учащихся умения речевой деятельности на иностранном языке, которое при наличии определённого количества социокультурных знаний превращается в межкультурную компетенцию; - активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке иностранного языка, стимулировать их к самооценке, самообразованию, саморазвитию и самовыражению; - использовать на уроках иностранного языка материал, отвечающий интересам и потребностям школьников, но качественно и количественно выходящий за рамки программы за счет информации из других учебных дисциплин; - периодически изменять учебную ситуацию общения, приглашая на занятия учащихся других классов и школ, преподавателей других предметов, меняя место проведения занятий. Реализация условий междисциплинарного общения в процессе преподавания иностранного языка возможна при использовании специальных форм работы в рамках поисково-познавательной деятельности, к которым следует отнести: исследовательские уроки; дискуссии; работу с текстом; подготовку сообщений, репортажей; написание рефератов; написание эссе; уроки-игры; проектные задания; интегрированный учебный день. Исследовательские уроки На интегрированных исследовательских уроках с целью формирования межкультурной компетенции можно использовать следующие творческие поисково-познавательные задания, которые учащиеся выполняют как домашние: · составление репортажа в устной форме; · написание сочинения-рассуждения на основе плана; · изготовление различных наглядных пособий: карт, схем и др.; · письменный литературный перевод для участия в конкурсе переводчиков; · составление плана, тезисов доклада для конференций; · составление вопросов для устной и письменной викторины; · составление кроссвордов со сформулированными определениями/дефинициями; · подготовка нестандартного подхода к решению проблемы, поставленной в рамках эвристической олимпиады. Основным требованием к выполнению этих заданий является обязательное использование языкового и социокультурного материала по изучаемой теме. Учебные дискуссии, основанные на диалогах и микромонологах, рассчитаны на учащихся старших классов, так как их организация требует значительного объёма различных знаний, умения подбирать нужные аргументы и давать развёрнутое обоснование своей точки зрения, то есть владеть достаточным уровнем коммуникативной и межкультурной компетенций. Для подготовки школьников к участию в межкультурном общении в рамках диалога/полилога необходимо: · формировать у них диалогическое мышление, направленное на децентрацию субъекта деятельности в рамках межкультурной компетенции; · создавать установки на творческое отношение к ценностям культуры страны изучаемого языка, на их осмысление и интерпретацию, на их понимание. Эссе представляет собой небольшую по объёму письменную работу на частную тему, выражающую точку зрения ученика на межкультурную проблему. Выразить в кратком сочинении целостное и обоснованное суждение можно при наличии определённых знаний по различным предметам. Это достаточно сложная для школьников и, в то же время, весьма продуктивная форма деятельности на уроках иностранного языка с целью формирования межкультурной компетенции. Интересной формой игровых уроков является так называемое «воображаемое путешествие». Учащимся даётся задание написать небольшое сочинение о якобы совершенном путешествии в страну изучаемого языка, с целью описать её, используя знания по различным интегрируемым предметам. Такие сочинения могут служить сценариями для проведения ролевых игр на уроке. Проектная деятельность на уроках иностранного языка в рамках междисциплинарного общения поможет формированию межкультурной компетенции, так как даёт школьникам возможность соединить ценностно-смысловые основы культуры страны изучаемого языка с процессом деятельной социализации. Различают следующие виды проектов: · исследовательские; · практико-ориентированные; · информационные; · творческие. Такой вид междисциплинарного обучения, как интегрированный учебный день, включает в себя проведение в одном классе в течение учебного дня нескольких предметных уроков на иностранном языке, объединенных решением общей комплексной проблемы. Единство действий и тесное сотрудничество учителей интегрируемых предметов способствует приобретению учащимися межкультурных знаний, навыков и умений и развитию на их основе межкультурной компетенции. Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что в условиях междисциплинарного обучения происходит системное изучение объектов и событий, которое сочетается с мировоззренческим и межкультурным обобщением предметных знаний, развитием мышления учащихся и их познавательно-ценностного отношения к обобщенным идеям. Помимо этого, в процессе такого обучения между школьниками развивается сотрудничество и взаимопомощь, что ведет к расширению общения между ними, а значит и к формированию коммуникативной и межкультурной компетенции.
Date: 2015-09-18; view: 1601; Нарушение авторских прав |