| Термин
| Значение термина
|
| Агрессивность
| поведение и действия, направленные на нанесение физического или морального ущерба, вреда.
|
| Альтруизм
| бескорыстная забота о благе других людей.
|
| Анимизм
| верование в духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы окружающего мира. Для древнего человека вся природа одушевлена, мертвой природы не существовало.
|
| Архетип
| первоначальный образ. Это архаичные представления – символы о человеке и его неразрывной связи с миром, ценностно-нормативные ориентации, «проросшие» через многовековые пласты истории и сохранившие свое значение в современной культуре. По К.-Г. Юнгу, это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного» - самого глубокого уровня личности, содержащего образы, в которых зафиксировался древнейший жизненный опыт человечества.
|
| Библия
| собрание книг, создававшихся в разное время (VIII в. до н.э. – II в. н.э.), канонизированных иудаизмом и христианством как Священное Писание. Библия состоит из Ветхого Завета, признаваемого и иудеями и христианами, и Нового Завета, признаваемого лишь христианами.
|
| Боговоплощение
| один из главных догматов христианства, согласно которому Бог–Сын воплощается в человеческую природу («вочеловечивается»), чтобы искупить первородный грех и восстановить богоподобие человека.
|
| Буддизм
| одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI в. до н.э. Основателем считается принц Сиддхартха Гаутама. В основе буддизма – «учение о четырех благородных истинах»: существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме дух не противопоставляется материи, нет Бога – творца и высшего существа.
|
| Вера
| а) влечение души к предельным основаниям бытия, иррациональное по своей природе; б) способность души признавать истинность знания без достаточных на то оснований.
|
| Герменевтика
| искусство толкования текстов древних культур, реконструкция прошлых культур с целью понимания смысла отдельных их памятников.
|
| Гуманизм
| признание ценности человека как личности.
|
| Декадентство
| наименование кризисных явлений европейской культуры второй половины XIX – начала XX вв., их отличает настроение безнадежности, неприятие жизни, тенденции индивидуализма.
|
| Дхарма
| понятие буддистской мифологии, имеет несколько значений: а) первичные элементы бытия и психофизические элементы жизни человека; они вечны, исчезают и появляются, что является источником страдания; б) закон, моральный порядок, совокупность добродетелей; в) само учение Будды о мире и путях достижения нирваны.
|
| Евразийство
| историко-культурная концепция и общественно-политическое течение возникло в начале 1920-х гг. в среде русской эмиграции. Его идеологи (Л.П. Карсавин, Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Н.А. Алексеев) спорили с западниками и славянофилами по вопросам о характере и путях развития России. Они настаивали на синтетическом характере русского этноса, влиянии на русскую историю и русское самосознание восточных элементов, в частности, тюркско-татарского, и поэтому возлагали большие надежды на укрепление союза с азиатскими государствами.
|
| Европоцентризм
| концепция, согласно которой развитие подлинных культурных ценностей происходит в Европе и поэтому европейский тип культуры является высшим, образцовым.
|
| Запад–Восток
| условная смысловая конструкция, выработанная культурологической мыслью человечества для первичной типологии мировой культуры – по региональному признаку.
|
| Западники
| направление русской общественной мысли середины XIX века. Оно отстаивало идею развития России по западноевропейскому пути, выступало с критикой теории официальной народности, крепостничества и самодержавия. Представители: А.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Е.Н. Чичерин и др.
|
| Знак
| материальный предмет, представляющий собой другой предмет (явление, событие), свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.
|
| Идеал
| высшее совершенство, высшая цель стремлений, деятельности.
|
| Инкультурация
| процесс освоения человеком ценностей, обычаев, традиций и норм поведения, обеспечивающих «вхождение» в культуру.
|
| Интеллигент
ность
| характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
|
| Искусство
| способ эстетического освоения действительности в форме художественных образов.
|
| Ислам
| одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII в. в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого Аллах избрал своим пророком. Основу ислама составляет строгий монотеизм, признание Корана вечной, священной книгой, вера в воскрешение мертвых и конец света, соблюдение поста, молитвы. Ислам не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделенность религиозной и светской власти.
|
| Карма
| в буддизме, индуизме, джайнизме – закон воздаяния как основа учения о переселении душ. Всякое существо, в том числе человек, расплачивается или вознаграждается за совокупность чувств и поступков, присущих ему в предыдущей жизни, рождением в новом теле. Карма замыкает существа в тягостном круговороте смертей и рождений (сансара).
|
| Католицизм
| направление в христианстве, возникло в результате разделения христианской церкви в XI-XII вв. Католицизм в отличие от православия добавляет к «символу веры» филиокве, согласно которому святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына; наличие догмата о непорочном зачатии Марии и её телесном вознесении; о непогрешимости Папы Римского; обязательное безбрачие духовенства.
|
| Коран
| священная книга мусульман, содержащая свод проповедей – притч, установлений морального и юридического характера, правил совершения ритуалов и молитвенных действий. Коран состоит из 114 глав (сур), включающих 6206 ритмико-смысловых отрывков – айат.
|
| Классицизм
| художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX вв., обращенный к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Классицизм стремится к выражению возвышенного, героического, нравственного в строгих и гармоничных образах.
|
| Коммуникация
| процесс обмена информацией между людьми, а также между техническими аппаратами.
|
| Коммуникация ритуальная
| процесс реализации социально-предписанного поведения.
|
| Контркультура
| субкультура, нормы и ценности которой противоречат доминирующим в данном обществе культурным ценностям.
|
| Конфессиональный тип культуры
| культура, в основе которой лежат религиозные ценности.
|
| Кровнородственный тип культуры
| наиболее древний тип культуры, в котором степень солидарности и любого типа обязательства и формы поведения людей определяются степенью их кровного родства.
|
| Культура
| специфически человеческий способ жизни и ориентации в мире, реализующийся на основе системы ценностей, норм и идеалов и консолидирующий людей данного общества..
|
| Культурная конфигурация
| специфический способ связи элементов данной культурной системы.
|
| Культурная семантика
| раздел культурологии, исследующий информационно-коммуникативный аспект культуры.
|
| Культурная система
| упорядоченная совокупность культурных элементов.
|
| Культурология
| междисциплинарная наука о ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных механизмах, организующих совместную жизнедеятельность людей.
|
| Культурно-исторических типов теории
| учения о многообразии и своеобразии культур, отрицающие единство всемирно-исторического процесса; формировались как антитеза линейно-европоцентристской концепции истории, эволюционистской трактовки исторического процесса.
|
| Личность
| социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения и обогащения им социально-культурного опыта.
|
| Любовь
| в общекультурном смысле – нравственно-эстетическое чувство людей друг к другу, сопровождается душевной теплотой, сердечностью.
|
| Лицемерие
| отрицательное моральное качество, заведомо безнравственный поступок, совершаемый в эгоистических целях, выдается за нравственный.
|
| Массовая культура
| культура, создаваемая в условиях рынка и направленная на удовлетворение потребностей и интересов основной массы населения.
|
| Менталитет
| определенное, специфическое и устойчивое явление культуры, характеризует особенности социальной психологии народа и способы его жизнедеятельности, формы общения, устойчивые традиции.
|
| Миф
| рассказ, древнее повествование о богах, героях. Система мифов лежит в основе культуры. Мир обожествляет игру природных сил и, понятых как ее продолжение, стихийные страсти души. Для мифа, в отличие от религии, природное явление и страсть – это и есть боги. Мифы повествуют о творении природы и культуры, о превращении хаоса в космос.
|
| Модернизм
| художественно-эстетическая система, сложилась в 1820 гг. и объединила множество идейно-художественных направлений, которые разорвали с традициями предшествующих художественных направлений; выступает за поиск новизны, необычного, оригинального.
|
| Модернизация
| в историко-культурном плане – переход от традиционного общества к современному, её сопровождает автономизация личности, развитие научного понимания мира, секуляризация сфер жизни и сознания.
|
| Мораль
| духовно-практический, оценочно-императивный способ освоения действительности, определяющий отношение человека к себе, другим людям, обществу и к миру в целом, и регулирующий поведение людей на основе представлений о добре и зле, справедливости, смысле жизни.
|
| Народ
| в культурологическом смысле – динамическая общность людей, объединенных материальным, социальным и духовным творчеством.
|
| Нарциссизм
| форма выражения эгоистического начала в человеке, связанная с самолюбованием, с завышенной самооценкой своих способностей, физических и интеллектуальных сил.
|
| Наука
| одна из подсистем культуры, ориентированная на производство объективных знаний о мире и человеке.
|
| Национальный тип культуры
| культура, где основой интеграции людей является государство, единая система национальных ценностей и общий экономический интерес.
|
| Нирвана
| в буддизме – это конечная цель стремлений человека, отрешенность от всех жизненных забот, состояние полного покоя, уход в небытие и, тем самым, преодоление цепи перерождений (сансара). В нирване отсутствует разница между состояниями «жизни» и «смерти».
|
| Норма
| образец, предписание, требование поступать и действовать определенным образом.
|
| Обыденная культура
| это такой уровень овладения знаниями, навыками и нормами, умениями, который необходим человеку в повседневной жизни.
|
| Общение
| социально-психологический процесс взаимодействия людей по поводу сообщенной информации.
|
| Ответственность
| способность человека предвидеть последствия своих действий и отвечать за них.
|
| Перцепция культурная
| восприятие традиций, ценностей чужой культуры, оценка представителей этой культуры.
|
| Плюрализм культурный
| признание самобытности культуры других этносов без ущерба для ценностей собственной культуры.
|
| Почвенники
| представители течения русской общественной мысли 1860-гг., родственного славянофилам (Ф.М. Достоевский А.А. Григорьев, Н.П. Страхов). Проповедовали сближение образованных людей с народом («почвой») на религиозно-этнической основе.
|
| Постмодернизм
| совокупное обозначение тенденций в культурном самосознании стран Запада, появившихся в конце 1960 гг. В искусстве отвергает поиск нового, культивирует эксперименты и, переосмысляя модерн, смешивает стили прошлого. Постмодернизм пытается преодолеть разрыв между массовой и элитарной культурой и искусством.
|
| Протестантизм
| направление христианства, возник как антикатолическое движение в Европе XVI в. – Реформация. Протестанты не противопоставляют духовенство и мирян, отказались от сложной церковной иерархии и монашества, упростили культ. Признают два таинства – крещение и причастие.
|
| Природа
| с культурологической точки зрения – объективные естественные условия существования человека и сам человек с его телом, физиологией, природными задатками.
|
| Профессиональная этика
| кодекс поведения, предписывает нравственный характер взаимоотношений между людьми одной профессии, между ними и обществом.
|
| Профессиональный тип культуры
| культура, в основе которой лежат принципы и нормы социального сознания и поведения, диктуемые особенностями профессии.
|
| Психоаналитическое направление в культурологии
| исследования культуры, в которых главное внимание уделено бессознательному уровню психики человека в понимании сущности и развития культуры.
|
| Психология культуры
| раздел культурологии, исследующий взаимосвязь личности и культуры, механизмы социализации и инкультурации, генезис индивидуальности в пространстве культуры.
|
| Реализм
| направление и метод в художественном творчестве, основанный на правдивом отображении действительности.
|
| Релятивизм культурный
| рассмотрение чужой культуры, исходя из условий ее порождающих, без оценки данной культуры.
|
| Романтизм
| идейное и художественное движение в европейской культуре конца XVIII – начала XIX вв., характеризующееся возвышенными устремлениями, культивированием идеалов, отрицанием прозы и серости действительности, трепетностью и мечтательностью, желанием создать совершенный мир.
|
| Сакральный
| священный, относится к религиозному культу и ритуалу.
|
| Свобода
| способность и возможность поступать в соответствие со своей волей, возможность выбора.
|
| Семантика
| раздел семиотики; учение о значениях знаков и отношениях между ними.
|
| Семиотика
| наука, исследующая свойства естественных и искусственных знаковых систем. Семиотический подход исследует явления культуры со стороны их знаково-символической природы.
|
| Символ
| особого рода знак, в котором обнаруживается действенное присутствие выражаемого им содержания. Культурный символ тем отличается от простого знака, что несет в себе живую глубинную связь с тем бытием, которое в нем выражено. Символ культуры многозначно и иносказательно выражают такое содержание, которое составляет существо ценностей и идеалов конкретной культуры.
|
| Символ Веры
| краткое и точное изложение основ христианской веры, ее догматов.
|
| Символизм
| направление в искусстве конца XIX – начала XX вв., проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением открыть новые высшие ценности с помощью смыслов, иносказаний, обобщений, особой ассоциативности.
|
| Славянофилы
| представители направления русской общественной мысли середины XIX века; выступали за отличный от западноевропейского путь развития страны на основе самобытности, идеализировали общественный строй древности, критиковали Петровские реформы, развивали религиозную философию; играли важную роль в изучении народного быта и искусства. Оппоненты западников. Представители: И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков.
|
| Социализация
| адаптация индивида к условиям жизни общества путём усвоения и воспроизводства социального опыта и социальных связей.
|
| Социальная культурология
| раздел культурологии, исследующий культуру как всеобщую форму человеческого существования, как ценностно-нормативное основание общественной жизни.
|
| Социальная солидарность
| система принципов и методов упорядочения социально-практической и духовной деятельности людей; социальная солидарность находит свое оформление в идеологии.
|
| Социодинамика культуры
| развитие культуры путем взаимодействия и взаимопроникновения социума в культуру и культуры в социум.
|
| Социокультурное противоречие
| резкое несоответствие сложившихся социальных отношений и существующей культуры.
|
| Социокультурная катастрофа
| распад исторических социальных связей, культурная деградация как результат неразрешенного социокультурного противоречия.
|
| Социокультурный процесс
| временные изменения культурных систем, моделей взаимодействия между людьми и социальными группами.
|
| Социокультурная ситуация
| совокупность тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры данного общества на определенном этапе его развития.
|
| Социологическая школа в культурологии
| объединяет тех исследователей, которые истоки и закономерности развития культуры видят в общественной природе и социальной организации человека.
|
| Социум
| сфера социально-практических отношений и действий в отличие от культуры как ценностно-смысловой сферы общества.
|
| Специализированная культура
| высший уровень овладения достижениями человечества, связанный с общественным разделением труда, специализацией, институализацией и профессиональной подготовкой.
|
| Стереотип социальный
| упорядоченная определённым образом система информации, используемая в межкультурной коммуникации; стереотипы социальные закрепляются на подсознательном уровне как не подлежащий сомнению императив по отношению к представителям иноэтнических культур.
|
| Стиль
| совокупность главных особенностей художественного творчества, проявляющихся как в выборе тем, идей, характеров, так и в изобразительно-выразительных средствах их воплощения.
|
| Структурализм
| философское и культурологическое направления в гуманитарном знании, возникло в 1920 гг. Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. Это позволяет выявить глубинные пласты в культуре, например, ментальные структуры.
|
| Субкультура
| часть культуры данного общества, имеющая отличительные от доминирующей культуры черты. Ее носителями являются группы людей со специфическими социальными, демографическими, конфессиональными и другими признаками.
|
| Сублимация
| процесс преобразования и переключения энергии влечений на социально одобряемые (незапрещаемые) виды деятельности. Сублимированная энергия либидо (сексуальная энергия) в понимании З. Фрейда является источником культуросозидательной деятельности.
|
| Текст
| система культурных объектов, форм, смыслов, выраженных в знаково-символической форме.
|
| Телесность
| социокультурная характеристика человеческого тела.
|
| Техника
| совокупность материальных средств, создаваемых для материального и духовного производства.
|
| Триединство
| один из главных догматов христианства, согласно которому Бог извечно имеет три равноценных лица: Отец, Сын, святой Дух, имеющих единую сущность и единую волю. Спасителем выступает Бог – Сын.
|
| Типология
| систематизация знаний об исследуемых объектах на основе признаков.
|
| Универсалии культурные
| черты, общие всем культурам, в которых отражено удовлетворение базисных потребностей человека.
|
| Фетишизм
| вера в сверхъестественную силу вещей – амулетов, талисманов.
|
| Филистер
| самодовольный человек с ограниченным культурным кругозором и ханжеским поведением.
|
| Философия
| система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
|
| Христианство
| мировая религия, основана на вере в Иисуса Христа как Богочеловека и спасителя мира. Идеи христианства изложены в Библии. Бог – абсолютная, всемогущая личность, творит мир «из ничего», актом своей воли. Человек – образ и подобие Бога. Священный текст – Библия включает Ветхий и Новый Заветы. Ветхий Завет выражает внешнюю связь между человеком и Богом через закон. Новый Завет восстанавливает внутреннюю связь человека с Богом, утраченную из-за первородного греха, отдалившего человека от Бога. Христианство, выраженное в догматах Триединства и Боговоплощения, стало основой европейской культуры. Основные направления христианства: католицизм, православие, протестантизм.
|
| Художественный образ
| конкретно-чувственное и в то же время обобщенное воссоздание жизни, пронизанное эмоционально-эстетической оценкой автора.
|
| Ценность
| понятие, характеризующее субъект-объектные отношения и отражающее значимость чего-либо для человека, социальной группы и общества в целом.
|
| Цивилизация
| а) этап исторического развития, следующий за первобытностью;
б) нисходящий этап развития культуры; в) техническая, вещественная сторона культуры; г) социокультурное образование.
|
| Шариат
| совокупность юридических и религиозных норм, принципов и правил поведения, основанных на Коране.
|
| Эгоизм
| себялюбие, поведение, целиком устремлённое к собственной пользе, выгоде, предпочтению своих интересов интересам других людей.
|
| Эзотерический
| тайный, предназначенный исключительно для посвященных.
|
| Элита
| высшие привилегированные слои общества, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры в целом.
|
| Элитарная культура
| это культура, созданная высокообразованной частью общества и отражающая общественно-значимые проблемы
|
| Экзотерический
| не представляет тайны, общедоступный.
|
| Экологическая культура
| духовная сфера жизнедеятельности человека, характеризует своеобразие его взаимодействия с природой и включает в себя экологическое сознание, экологические отношения и экологическую деятельность.
|
| Экологическая проблема
| обострение противоречий между культурно-преобразовательной деятельностью человека и стабильностью внешней и внутренней природы (телесность человека), проявившаяся в нарушении баланса воспроизводства природных экосистем и резком ухудшении естественных условий существования человека, в ухудшении генофонда человечества.
|
| Экологический императив
| правильно то, что не нарушает существующее в природе равновесие.
|
| Экологическое сознание
| тип осознанного отношения человека к природе. Антропоцентрическое экологическое сознание рассматривает человека как высшую ценность, для экоцентрического сознания высшая ценность – гармоническое развитие человека и природы, поэтому этнические нормы и правила распространяются и на людей, и на взаимодействие с природой.
|
| Экуменизм
| движение за объединение всех христианских церквей.
|
| Эстетика
| наука о чувственно-выразительных формах, созданных самой природой или человеческой деятельностью.
|
| Этнический тип культуры
| культура народа, характеризующаяся общностью языка, обычаев, нравов, верований, имеющих силу традиции, и сравнительно узким социальным пространством.
|
| Этноцентризм
| тип межкультурной коммуникации, склонность представителей одного этноса оценивать другие культуры с позиций своей собственной, которая, как правило, оценивается как более высокая, «образцовая».
|
| Язык
| система знаков, с помощью которых происходит общение людей, самовыражение человека и развитие культуры в целом. Различают естественные (вербальный и невербальный) и искусственные языки.
|
| Язык искусства
| совокупность исторически-сложившихся особых в каждом виде искусства материальных средств и приёмов создания художественного образа. Художественный образ проявляется в языке искусства подобно тому, как человеческая мысль – в слове, речи.
|
| Язычество
| обозначение нехристианских, политеистических религий, боги которых олицетворяли стихии природы.
|