Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины





№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ   ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ  
Модуль 1. Культурология как наука о ценностном освоении мира
1. Тема 1.1. Культурология как наука. Культура как специфически человеческий мир. Многообразие культуры как выражение незавершенности и открытости бытия человека. Культурология – междисциплинарная наука о культуре. Интеграция традиций исследования культуры: антропологии, истории, философии, этнографии, психологии, лингвистики, семиотики. Предмет культурологии: культура как целое, закономерности ее функционирования и развития. Специфика гуманитарного знания. Уровни обобщения в культурологии. Фундаментальная и прикладная культурология. Место культурологии в системе социально-гуманитарного знания. Философия и история культуры. Культурная антропология; семиотика, социология и история культурологии.
2. Тема 1.2. Методология исследования культуры. Многообразие методов культурологического исследования как отражение различных аспектов культуры. Социально-историческое и социологическое направления в исследовании культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Психоаналитическое направление в культурологии (З. Фрейд, К.-Г. Юнг). Естественноисторическое направление в исследовании культуры: эволюционизм, диффузионизм, функционализм, неоэволюционизм Л. Уайта. Структурно-семиотические исследования культуры (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Ю. Лотман, Р. Барт). Религиозно-философские концепции культуры русских мыслителей (П.А. Флоренский, Г.П. Федотов, Н.А. Бердяев).
3. Тема 1.3. Культура как система ценностей. Понятие ценностей. Ценностная природа культуры. Ценности и нормы: общее и особенное. Классификация и иерархия ценностей. «Высокое» и «низкое», «сакральное» и «профанное». Система культуры как ценностно-нормативное основание социальной жизни. Уровни и виды культуры: специализированная и повседневная, элитарная и массовая.
4. Тема 1.4. Культура как знаково-символическая система. Языки культуры. Естественный язык как знаковый способ фиксации, хранения, переработки и передачи культурной информации. Классификация языков. Понятие культурного кода. Сущность и виды знаков. Семиотика как общая теория знаков. Знак и символ. Символичность культуры. Культура как текст. Герменевтика как теория и практика истолкования текстов. Символическое поведение человека. Проблема понимания во внутри- и межкультурной коммуникации.
Модуль 2. Человек и общество в культурологическом измерении.
5. Тема 2.1. Культура и природа Культура как форма приспособления общества к природе и преобразования ее. Образы природы в истории культуры. Социокультурная обусловленность экологического кризиса в наше время. Современное экологическое сознание. Необходимость отказа от классического антропоцентризма. Экологическая культура и пути решения экологической проблемы. Природа как ценность культуры.
6. Тема 2.2. Субъекты культуры. Субъект культуры. Понятие «народ» в культурологии, народ и «масса». Личность как субъект культуры. Социокультурные типы личностей. Понятия «интеллигенция», «интеллигентность», «культурная элита». Роль интеллигенции и культурной элиты в динамике культурных ценностей. Коммуникация субъектов разных культур.
7. Тема 2.3. Человек в мире культуры. Роль культуры в социализации индивида. Инкультурация и ее проблемы. Соотношение культуры общества и индивидуального мира культуры. Личность как ценность и ценностный мир личности. Проблема личностной культурной идентификации (М. Мид, Р. Бенедикт). Культура индивида как самосознание и самообразование. Предельные вопросы бытия, их ритуализация в культуре. Любовь, телесность человека и эрос в контексте культур.
8. Тема 2.4. Миф и религия в системе культуры. Миф - первая форма осмысления мира. Мифологическое сознание в современной культуре. Сущность религии, её роль в генезисе культуры. Религия, мораль и наука. Типы религий: племенные, национальные, мировые. Буддизм, христианство, ислам в культурологическом измерении. Религиозное сознание в современной культурной жизни.
9. Тема 2.5. Мораль как гуманистическое основание культуры. Понятие морали. Этика как наука о морали. Мораль и нравственность. Структура нравственного сознания. Добро и зло как исходные понятия. Самодостаточность и универсальность моральных принципов. Нравственные противоречия и нравственная свобода. Моральный выбор. Негативные архетипы морали. Уровни морали. Проблема нравственного прогресса.
10. Тема 2.6. Наука и техника в системе культуры. Наука: вид деятельности и социальный институт. Генезис науки. Расхождение путей развития науки и культуры. Гносеологические и аксиологические аспекты науки. Наука и мораль. Нравственная ответственность учёного. Понятие техники, логика её развития. Сущность современной научно-технической революции. Массовая коммуникация и информация. Сближение миров и ослабление межличностных связей. Массовая культура и мировые стереотипы (Г. Маклюэн). Проблема гуманизации науки, техники и системы образования.
11. Тема 2.7. Искусство в системе культуры. Сущность и формы эстетического освоения человеком мира. Понятие искусства и его виды. Художественный образ и научное понятие. Эстетика и наука. Искусство и мораль. Понятие художественного сознания, его формы: реализм, символизм, классицизм, модернизм. Постмодернизм как явление современной культуры.
12. Модуль 3. Типология культур и межкультурные коммуникации.
13. 3.1. Типология культур. Многообразие типов культур отражает ее полифункциональность и соотносит с социальными структурами. Исторические типы культур: формационный и цивилизационный подходы. Региональные типы культур: Запад – Россия – Восток. Социальная солидарность как основание типов культур: кровнородственная, этническая и национальная. Этнос и культура в концепции Л.Н. Гумилева. Религиозные типы культур: христианская, исламская конфуцианско-даосистская, индо-буддийская. Культура и социальная структура общества: субкультуры и профессиональный тип культуры. Молодежная субкультура. Массовая культура как интернациональное явление в современной культуре.
14. 3.2. Социодинамика культуры. Понятия «социум» и «культура», их взаимосвязь. Социодинамика культуры: микро- и макроуровни. Основные типы культурных процессов: генезис, распространение, функционирование, трансляция и эволюция культурных ценностей, социокультурная коммуникация. Социокультурное противоречие как источник динамики культуры. Традиции и инновации; культурные реформы и революции. Модернизация и глобализация в современной культуре. Феномен контркультуры.
15. 3.3.Межкультурное взаимодействие. Общение и коммуникации. Виды и средства общения и коммуникации. Межкультурное взаимодействие и его типы. Культурные конвенции. Культурные перцепции, их механизмы, виды и влияние на межкультурное общение и взаимодействие. Культурная перцепция и национальные отношения. Культурный релятивизм и этноцентризм. Модель освоения «чужой» культуры М. Беннета.
16. 3.4. Проблема Запад-Россия-Восток в культурологическом аспекте. Понятие «Запад» в социокультурном контексте. Формирование системы ценностей западно-европейского типа культуры. Личность и свобода как её доминанты. Крушение европоцентризма. Восточный тип культуры: традиции и стабильность. Специфика и динамика русской культуры. Социокультурные связи России с Европой и Азией. Место российской культуры в системе Запад-Восток. Современная социокультурная ситуация в России.
17. 3.5. Культура и формирование глобальной цивилизации. Возникновение и эволюция понятия «цивилизация». Соотношение цивилизации и культуры. Цивилизация в циклической концепции О. Тоффлера. Цивилизации как стадии развития человечества (Л. Морган, Ф. Энгельс). Н.Я. Данилевский и О.Шпенглер о цивилизации как нисходящей стадии в развитии культурно-исторического типа. А. Тойнби о цивилизациях как культурно-исторических системах. Цивилизация как социально-культурное образование. Роль культуры в динамике цивилизаций. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития. Формирование единой глобальной цивилизации и сохранение культурного многообразия.

Таблица 4.

Date: 2015-09-03; view: 261; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию