№
п/п
| НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ
|
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
|
Модуль 1. Культурология как наука о ценностном освоении мира
|
1.
| Тема 1.1.
Культурология как наука.
| Культура как специфически человеческий мир. Многообразие культуры как выражение незавершенности и открытости бытия человека. Культурология – междисциплинарная наука о культуре. Интеграция традиций исследования культуры: антропологии, истории, философии, этнографии, психологии, лингвистики, семиотики. Предмет культурологии: культура как целое, закономерности ее функционирования и развития. Специфика гуманитарного знания. Уровни обобщения в культурологии. Фундаментальная и прикладная культурология. Место культурологии в системе социально-гуманитарного знания. Философия и история культуры. Культурная антропология; семиотика, социология и история культурологии.
|
2.
| Тема 1.2.
Методология исследования культуры.
| Многообразие методов культурологического исследования как отражение различных аспектов культуры. Социально-историческое и социологическое направления в исследовании культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Психоаналитическое направление в культурологии (З. Фрейд, К.-Г. Юнг). Естественноисторическое направление в исследовании культуры: эволюционизм, диффузионизм, функционализм, неоэволюционизм Л. Уайта. Структурно-семиотические исследования культуры (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Ю. Лотман, Р. Барт). Религиозно-философские концепции культуры русских мыслителей (П.А. Флоренский, Г.П. Федотов, Н.А. Бердяев).
|
3.
| Тема 1.3.
Культура как система ценностей.
| Понятие ценностей. Ценностная природа культуры. Ценности и нормы: общее и особенное. Классификация и иерархия ценностей. «Высокое» и «низкое», «сакральное» и «профанное». Система культуры как ценностно-нормативное основание социальной жизни. Уровни и виды культуры: специализированная и повседневная, элитарная и массовая.
|
4.
| Тема 1.4.
Культура как знаково-символическая система.
| Языки культуры. Естественный язык как знаковый способ фиксации, хранения, переработки и передачи культурной информации. Классификация языков. Понятие культурного кода. Сущность и виды знаков. Семиотика как общая теория знаков. Знак и символ. Символичность культуры. Культура как текст. Герменевтика как теория и практика истолкования текстов. Символическое поведение человека. Проблема понимания во внутри- и межкультурной коммуникации.
|
Модуль 2. Человек и общество в культурологическом измерении.
|
5.
| Тема 2.1.
Культура и природа
| Культура как форма приспособления общества к природе и преобразования ее. Образы природы в истории культуры. Социокультурная обусловленность экологического кризиса в наше время. Современное экологическое сознание. Необходимость отказа от классического антропоцентризма. Экологическая культура и пути решения экологической проблемы. Природа как ценность культуры.
|
6.
| Тема 2.2.
Субъекты культуры.
| Субъект культуры. Понятие «народ» в культурологии, народ и «масса». Личность как субъект культуры. Социокультурные типы личностей. Понятия «интеллигенция», «интеллигентность», «культурная элита». Роль интеллигенции и культурной элиты в динамике культурных ценностей. Коммуникация субъектов разных культур.
|
7.
| Тема 2.3.
Человек в мире культуры.
| Роль культуры в социализации индивида. Инкультурация и ее проблемы. Соотношение культуры общества и индивидуального мира культуры. Личность как ценность и ценностный мир личности. Проблема личностной культурной идентификации (М. Мид, Р. Бенедикт). Культура индивида как самосознание и самообразование. Предельные вопросы бытия, их ритуализация в культуре. Любовь, телесность человека и эрос в контексте культур.
|
8.
| Тема 2.4.
Миф и религия в системе культуры.
| Миф - первая форма осмысления мира. Мифологическое сознание в современной культуре. Сущность религии, её роль в генезисе культуры. Религия, мораль и наука. Типы религий: племенные, национальные, мировые. Буддизм, христианство, ислам в культурологическом измерении. Религиозное сознание в современной культурной жизни.
|
9.
| Тема 2.5.
Мораль как гуманистическое основание культуры.
| Понятие морали. Этика как наука о морали. Мораль и нравственность. Структура нравственного сознания. Добро и зло как исходные понятия. Самодостаточность и универсальность моральных принципов. Нравственные противоречия и нравственная свобода. Моральный выбор. Негативные архетипы морали. Уровни морали. Проблема нравственного прогресса.
|
10.
| Тема 2.6.
Наука и техника в системе культуры.
| Наука: вид деятельности и социальный институт. Генезис науки. Расхождение путей развития науки и культуры. Гносеологические и аксиологические аспекты науки. Наука и мораль. Нравственная ответственность учёного. Понятие техники, логика её развития. Сущность современной научно-технической революции. Массовая коммуникация и информация. Сближение миров и ослабление межличностных связей. Массовая культура и мировые стереотипы (Г. Маклюэн). Проблема гуманизации науки, техники и системы образования.
|
11.
| Тема 2.7.
Искусство в системе культуры.
| Сущность и формы эстетического освоения человеком мира. Понятие искусства и его виды. Художественный образ и научное понятие. Эстетика и наука. Искусство и мораль. Понятие художественного сознания, его формы: реализм, символизм, классицизм, модернизм. Постмодернизм как явление современной культуры.
|
12.
| Модуль 3. Типология культур и межкультурные коммуникации.
|
13.
| 3.1.
Типология культур.
| Многообразие типов культур отражает ее полифункциональность и соотносит с социальными структурами. Исторические типы культур: формационный и цивилизационный подходы. Региональные типы культур: Запад – Россия – Восток. Социальная солидарность как основание типов культур: кровнородственная, этническая и национальная. Этнос и культура в концепции Л.Н. Гумилева. Религиозные типы культур: христианская, исламская конфуцианско-даосистская, индо-буддийская. Культура и социальная структура общества: субкультуры и профессиональный тип культуры. Молодежная субкультура. Массовая культура как интернациональное явление в современной культуре.
|
14.
| 3.2.
Социодинамика культуры.
| Понятия «социум» и «культура», их взаимосвязь. Социодинамика культуры: микро- и макроуровни. Основные типы культурных процессов: генезис, распространение, функционирование, трансляция и эволюция культурных ценностей, социокультурная коммуникация. Социокультурное противоречие как источник динамики культуры. Традиции и инновации; культурные реформы и революции. Модернизация и глобализация в современной культуре. Феномен контркультуры.
|
15.
| 3.3.Межкультурное взаимодействие.
| Общение и коммуникации. Виды и средства общения и коммуникации. Межкультурное взаимодействие и его типы. Культурные конвенции. Культурные перцепции, их механизмы, виды и влияние на межкультурное общение и взаимодействие. Культурная перцепция и национальные отношения. Культурный релятивизм и этноцентризм. Модель освоения «чужой» культуры М. Беннета.
|
16.
| 3.4.
Проблема Запад-Россия-Восток в культурологическом аспекте.
| Понятие «Запад» в социокультурном контексте. Формирование системы ценностей западно-европейского типа культуры. Личность и свобода как её доминанты. Крушение европоцентризма. Восточный тип культуры: традиции и стабильность. Специфика и динамика русской культуры. Социокультурные связи России с Европой и Азией. Место российской культуры в системе Запад-Восток. Современная социокультурная ситуация в России.
|
17.
| 3.5.
Культура и формирование глобальной цивилизации.
| Возникновение и эволюция понятия «цивилизация». Соотношение цивилизации и культуры. Цивилизация в циклической концепции О. Тоффлера. Цивилизации как стадии развития человечества (Л. Морган, Ф. Энгельс). Н.Я. Данилевский и О.Шпенглер о цивилизации как нисходящей стадии в развитии культурно-исторического типа. А. Тойнби о цивилизациях как культурно-исторических системах. Цивилизация как социально-культурное образование. Роль культуры в динамике цивилизаций. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития. Формирование единой глобальной цивилизации и сохранение культурного многообразия.
|
Таблица 4.