Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отечественная культура Советского периода





Блок А

А1. Особенностями советской культуры являются:

а) идейная нетерпимость

б) клерикализация

в) культурный симбиоз со странами Запада

г) классовый подход

д) воспроизведение культурных образцов допетровской Руси

А2. Первым главой Народного комиссариата просвещения Советской России стал:

а) Н.И. Бухарин

б) А.В. Луначарский

в) Л.Д. Троцкий

г) А.М. Горький

А3. Кампания по массовому обучению неграмотных чтению и письму в Советской России и СССР получила сокращенное название:

а) масскульт

б) ликбез

в) освод

г) рабкрин

д) ГТО

А4. Среди деятелей русской культуры, высланных советскими властями в 1922 г. на «философском пароходе», были:

а) Н.А. Бердяев

б) И.П. Павлов

в) П.А. Сорокин

г) В.О. Ключевский

А5. К числу литературных объединений, существовавших в Советском государстве в 20-е годы XX в., относятся:

а) «Серапионовы братья»

б) «Перевал»

в) «Бубновый валет»

г) «Леф»

д) «Мишень»

е) «Черный передел»

А6. К каким последствиям привело вышедшее в 1932 г. постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций»?

а) массовому возвращению деятелей русской культуры из эмиграции

б) объединению деятелей искусства в централизованные творческие союзы под контролем партийных органов

в) господству единого творческого метода – социалистического реализма

г) освобождению отечественного искусства от партийно-государственного контроля

А7. Двумя основными теоретическими концепциями советской архитектуры
20–30-х гг. XX в. являлись:

а) структурализм и брутализм

б) модерн и неоклассицизм

в) конструктивизм и рационализм

А8. Кто является режиссером кинофильма «Броненосец «Потемкин»»?

а) С. Эйзенштейн

б) А. Ханжонков

в) Р. Кармен

г) С. Герасимов

А9. Ведущими художниками московских «Окон ТАСС» в годы Великой Отечественной войны были:

а) Н.В. Томский, М.Г. Манизер, В.Е. Цигаль

б) М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов

в) П.Н. Филонов, М.В. Нестеров, И.Э. Грабарь

А10. Какие произведения появились в годы Великой Отечественной войны?

а) плакат «Ты записался добровольцем?» Д. Моора

б) мемориальный комплекс Пискаревского кладбища

в) поэма «Василий Теркин» А.Т. Твардовского

г) фильм «Они сражались за Родину» С.Ф. Бондарчука

д) картина «Оборона Севастополя» А.А. Дейнеки

А11. Какой гимн использовался в Советском государстве в 1918–1943 гг.?

а) «Интернационал»

б) «Союз нерушимый республик свободных…»

в) «Марсельеза»

г) «Патриотическая песня»

А12. Характерный для советской архитектуры и декоративного искусства середины 1940-х – первой половины 1950-х гг. помпезно-монументальный стиль называют:

а) сталинский ампир

б) красное рококо

в) нэповская готика

г) хрущевский ренессанс

А13. Кто подвергся критике в постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»»?

а) А.А. Галич и Б.А. Ахмадулина

б) Б.Л. Пастернак и А.И. Солженицын

в) А.А. Ахматова и М.М. Зощенко

г) К.С. Малевич и М.З. Шагал

А14. Исторический термин «оттепель» восходит к одноименной повести:

а) А.А. Фадеева

б) А.И. Солженицына

в) И.Г. Эренбурга

г) Ю.В. Бондарева

А15. Какие явления были свойственны культурной жизни СССР периода «оттепели»?

а) реабилитация репрессированных представителей интеллигенции

б) прекращение финансирования государством научных и культурных учреждений

в) полная отмена цензуры

г) активизация литературной жизни, увеличение числа литературных периодических изданий

А16. К числу «поэтов-шестидесятников» относятся:

а) А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественский

б) В.И. Лебедев-Кумач, М.В. Исаковский, С.В. Михалков

в) А.А. Гуницкий, И.В. Кормильцев, А.Н. Башлачев

А17. Какое название носит направление в советской литературе 60–80-х гг. XX в., представленное творчеством В.И. Белова, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина?

а) темный стиль

б) деревенская проза

в) буря и натиск

г) научная фантастика

А18. Какой советский руководитель лично подверг критике творчество художников-авангардистов студии «Новая реальность» во время выставки их работ в московском Манеже?

а) М.С. Горбачев

б) Н.С. Хрущев

в) Л.И. Брежнев

г) Ю.В. Андропов

А19. Какие из перечисленных деятелей культуры покинули СССР в составе третьей волны эмиграции, пришедшейся на конец 60-х – начало 80-х гг. XX в.?

а) А.И. Солженицын

б) Б.Л. Пастернак

в) В.С. Высоцкий

г) М.И. Цветаева

д) М.Л. Ростропович

А20. Период «перестройки» в советской культуре характеризуется:

а) прекращением контактов с зарубежными деятелями культуры

б) ликвидацией культурного наследия дореволюционной России

в) осуществлением политики гласности

г) усилением интереса к религии

д) читательским бумом

Ответы на задания блока А

Задание А1. Особенностями советской культуры являются идейная нетерпимость и классовый подход (а, г).

Задание А2. Первым главой Наркомпроса стал А.В. Луначарский (б).

Задание А3. Кампания по массовому обучению неграмотных чтению и письму в Советской России и СССР известна как «ликбез» (ликвидация безграмотности) (б).

Задание А4. Среди деятелей русской культуры, высланных советскими властями в 1922 г. на «философском пароходе», были Н.А. Бердяев и П.А. Сорокин (а, в).

Задание А5. К числу литературных объединений, существовавших в Советском государстве в 20-е годы XX в., относятся «Серапионовы братья», «Перевал» и «Леф» (а, б, г).

Задание А6. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» привело к объединению деятелей искусства в централизованные творческие союзы под контролем партийных органов и господству соцреализма (б, в).

Задание А7. Двумя основными концепциями советской архитектуры 20–30-х гг. XX в. являлись конструктивизм и рационализм (в).

Задание А8. Режиссер фильма «Броненосец «Потемкин»» – С. Эйзенштейн (а).

Задание А9. Ведущими художниками московских «Окон ТАСС» в годы Великой Отечественной войны были М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов, известные как «Кукрыниксы» (б).

Задание А10. В годы Великой Отечественной войны появились поэма «Василий Теркин» А.Т. Твардовского и картина «Оборона Севастополя» А.А. Дейнеки (в, д).

Задание А11. Гимном Советского государства до конца 1943 г. являлся «Интернационал» (а).

Задание А12. Характерный для советской архитектуры середины 1940-х – первой половины 1950-х гг. стиль называют сталинским ампиром (а).

Задание А13. В постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» подверглись критике А.А. Ахматова и М.М. Зощенко (в).

Задание А14. Исторический термин «оттепель» восходит к одноименной повести И.Г. Эренбурга (в).

Задание А15. В период «оттепели» происходила реабилитация репрессированных представителей интеллигенции и активизировалась литературная жизнь (а, г).

Задание А16. К числу «поэтов-шестидесятников» относятся А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественский (а).

Задание А17. Творчество В.И. Белова, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина принято называть «деревенской прозой» (б).

Задание А18. Работы художников-авангардистов на выставке в московском Манеже в 1962 г. раскритиковал Н.С. Хрущев (б).

Задание А19. В составе третьей волны эмиграции СССР покинули А.И. Солженицын и М.Л. Ростропович (а, д).

Задание А20. Период «перестройки» в советской культуре характеризуется осуществлением политики гласности, усилением интереса к религии, читательским бумом (в, г, д).

Блок В

В1. Соотнесите имена представителей советской культуры и сферу их деятельности:

а) А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский

б) М.М. Пришвин, Э.Г. Багрицкий, А.С. Серафимович, А.П. Платонов

в) Н.В. Экк, В.И. Пудовкин, Г.В. Александров, М.И. Ромм

1) киноискусство

2) педагогика

3) литература

В2. Укажите соответствие между именами отечественных ученых и сферой их научных интересов:

а) Н.И. Вавилов 1) физика

б) А.Ф. Иоффе 2) ботаника, генетика

в) С.П. Королев 3) космонавтика

г) В.Я. Пропп 4) филология, фольклористика

В3. Сопоставьте имена деятелей советской культуры со сферой их деятельности:

а) В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, А.И. Гегелло

б) И.И. Бродский, К.С. Петров-Водкин, А.А. Рылов

в) И.Д. Шадр, М.К. Аникушин, Е.В. Вучетич

1) архитектура

2) скульптура

3) живопись

В4. Кто являлся автором скульптурной композиции «Рабочий и колхозница», ставшей одним из символов советской эпохи?


В5. Соотнесите имя советского писателя с названием его произведения:

а) М.А. Шолохов 1) «Поднятая целина»

б) Н.А. Островский 2) «Молодая гвардия»

в) А.А. Фадеев 3) «Как закалялась сталь»

г) М.А. Булгаков 4) «Белая гвардия»

В6. Упорядочьте советские кинофильмы по времени их выхода на экран:

а) «Чапаев»

б) «Броненосец «Потемкин»»

в) «Небесный тихоход»

г) «Волга, Волга»

В7. Чьим произведением является Седьмая симфония, исполненная в осажденном Ленинграде 9 августа 1942 г.?

В8. Сопоставьте имя автора с названием его сочинения:

а) Б.Л. Пастернак 1) «Живые и мертвые»

б) А.М. Горький 2) «Жизнь Клима Самгина»

в) А.И. Солженицын 3) «Доктор Живаго»

г) К.М. Симонов 4) «Один день Ивана Денисовича»

В9. Расположите события культурной жизни СССР в хронологическом порядке:

а) проведение в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов

б) создание Союза писателей СССР

в) кампания против космополитизма и преклонения перед буржуазной культурой Запада

г) XXII Олимпийские игры в Москве

В10. Упорядочьте русских и советских литераторов, ставших нобелевскими лауреатами, по времени присуждения им премии:

а) А.И. Солженицын

б) И.А. Бродский

в) М.А. Шолохов

г) Б.Л. Пастернак

д) И.А. Бунин

Ответы на задания блока В

Задание В1. Макаренко, Блонский, Шацкий, Сухомлинский – педагогика (а-2); Пришвин, Багрицкий, Серафимович, Платонов – литература (б-3); Экк, Пудовкин, Александров, Ромм – киноискусство (в-1).

Задание В2. Н. Вавилов – ботаника, генетика (а-2); А. Иоффе – физика (б-1); С. Королев – космонавтика (в-3); В. Пропп – филология, фольклористика (г-4).

Задание В3. Щуко, Гельфрейх, Гегелло – архитектура (а-1); Бродский, Петров-Водкин, Рылов – живопись (б-3); Шадр, Аникушин, Вучетич – скульптура (в-2).

Задание В4. Автором монумента «Рабочий и колхозница» является скульптор В.И. Мухина; идейный замысел принадлежал архитектору Б.М. Иофану.

Задание В5. М. Шолохов – «Поднятая целина» (а-1); Н. Островский – «Как закалялась сталь» (б-3); А. Фадеев – «Молодая гвардия» (в-2); М. Булгаков – «Белая гвардия» (г-4).

Задание В6. «Броненосец «Потемкин»» (1925) – «Чапаев» (1934) – «Волга, Волга» (1938) –«Небесный тихоход» (1945)(б, а, г, в).

Задание В7. Седьмая «Ленинградская» симфония принадлежит Д.Д. Шостаковичу.

Задание В8. Б. Пастернак – «Доктор Живаго» (а-3); М. Горький – «Жизнь Клима Самгина» (б-2); А. Солженицын – «Один день Ивана Денисовича» (в-4); К. Симонов – «Живые и мертвые» (г-1).

Задание В9. Создание Союза писателей СССР (1934) – кампания против космополитизма (1948–1953) – проведение VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957) –XXII Олимпийские игры в Москве (1980)(б, в, а, г).

Задание В10. И. Бунин (1933) – Б. Пастернак (1958) – М. Шолохов (1965) – А. Солженицын (1970) – И. Бродский (1987) (д, г, в, а, б).

Блок С

С1. «В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:

1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.

2) Особой Комиссии из Народных Комиссаров Просвещения и Имуществ Республики и Заведующего Отделом изобразительных искусств при Народном Комиссариате Просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.

3) Той же Комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической Революции.

4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1-го мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и постановлены первые модели новых памятников на суд масс».

 

1. Как называлась программа развития советского искусства, осуществление которой началось после принятия вышеприведенного декрета СНК от 14 апреля 1918 г.?

2. Кто стоял у истоков этого замысла?

3. Чьими изображениями планировалось заменить памятники «в честь царей и их слуг»?

4. Перечислите другие мероприятия, осуществлявшиеся большевистским правительством в рамках культурной революции.

 

С2. «Литератор должен понять, что он не только пишет пером, но рисует словами и рисует не как мастер живописи, изображающий человека неподвижным, а пытается изобразить людей в непрерывном движении, в действии, в бесконечных столкновениях между собою, в борьбе классов, групп, единиц. (...) Отсюда – ясно, что, кроме необходимости тщательно изучать язык, кроме развития умения отбирать из него наиболее простые, четкие и красочные слова (...), писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и могильщика. Последнее слово звучит мрачно, однако оно вполне на своем месте. От воли, от уменья молодых писателей зависит наполнить его смыслом бодрым и веселым, для этого следует только вспомнить, что наша молодая литература призвана историей добить и похоронить все враждебное людям, – враждебное даже тогда, когда они его любят».

 

1. О каком новом художественном методе, сущность которого составляет «правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в ее революционном развитии», идет речь в приведенном фрагменте?

2. Какому из известных русских писателей и теоретиков советской литературы принадлежат процитированные слова?

3. Какая общественная организация была призвана следить за соблюдением вышеозначенных принципов в литературе?

4. Перечислите советских писателей, в произведениях которых рассматриваемые особенности проявились наиболее отчетливо (3-4 имени).

 

С3. «Время пришло – в середине века. Где-то около 1953 года, когда пронесли в Мавзолей «советского простого человека», и прочие простые души открылись для вопросов, на которые не предвиделось ответов.

Запели. Классика жанра была создана в какие-нибудь пять-семь лет. Без всякой «смены поколений». В исторический миг. Дружно.

Смена поколений и соответствующая «борьба» – это потом. В 70-е годы. Когда стали появляться первые последователи. И вторые. И третьи. Когда началась стилизация. И спонтанный артистизм первооткрытий сменился блистательным артистизмом «разработок». И уже было лоно, в которое можно было вписаться и впеться: жанр».

 

1. О каком жанре песенного творчества говорится в приведенном отрывке?

2. На какой период советской истории пришлось становление этого жанра?

3. Каковы отличительные особенности данного вида творчества?

4. Назовите известных представителей жанра (3-4 имени).

Ответы на задания блока С

Задание С1.

1. Эта программа известна как «Ленинский план монументальной пропаганды».

2. Автором плана, помимо самого В.И. Ленина, был нарком просвещения А.В. Луначарский.

3. Старые монументы подлежали замене на памятники выдающимся революционерам и прогрессивным деятелям культуры, таким как К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Либкнехт, М. Робеспьер, Дж. Гарибальди, А. Радищев, Н. Добролюбов, В. Белинский, А. Герцен и т.п.

4. В рамках культурной революции происходили: общая политизация и идеологизация культурной жизни; национализация культурных учреждений; широкомасштабная борьба с неграмотностью; отделение церкви от государства и школы от церкви, атеистическая пропаганда; создание новой пролетарской интеллигенции; усиление цензуры; изоляция инакомыслящих.

Задание С2.

1. Речь идет о социалистическом реализме (соцреализме).

2. Автор приведенного отрывка – Максим Горький.

3. Контроль над литературной деятельностью должен был осуществлять созданный в 1934 г. Союз писателей СССР.

4. Яркими представителями социалистического реализма в литературе, кроме М. Горького, могут считаться А.А. Фадеев, Н.А. Островский, А.П. Гайдар, А.С. Серафимович, Л.М. Леонов, В.П. Катаев, Ф.В. Гладков.

Задание С3.

1. В приведенном отрывке говорится об авторской или бардовской песне.

2. Появление авторской песни связано с хрущевской «оттепелью».

3. Для авторской песни характерны: синтетичность – сочетание (как правило) в одном лице автора мелодии, стихов, исполнителя и аккомпаниатора; словоцентричность – подчинение музыки и манеры исполнения стихотворному тексту; ярко выраженная индивидуальность, искренность, а также, на первом этапе существования, любительский характер, самодеятельность.

4. Расцвет авторской песни связан с именами Б. Окуджавы, А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, А. Городницкого, Ю. Кима и др.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение............................................................................................................................. 3

1 Культурология как научная дисциплина...................................................................... 4

2 Культура как социально-историческое явление.......................................................... 11

3 Первобытная культура. Древневосточные цивилизации. Античный тип культуры.. 19

4 Культуры Средневековья.............................................................................................. 27

5 Европейская культура эпохи Возрождения и Реформации.......................................... 34

6 Европейская культура Нового и Новейшего времени................................................. 41

7 Своеобразие русской культуры. Русская культура IX–XVII вв.................................. 48

8 Культура императорской России (XVIII – начало XX вв.)......................................... 55

9 Отечественная культура советского периода.............................................................. 63

 


 

 

Кафедра истории Отечества, науки и культуры

 

Учебное пособие

 

 

Культурология

Сборник контрольных тестов

 

 

Александр Борисович Гуркин

Константин Николаевич Скворцов

Полина Игоревна Федотова

 

 

 

 

Отпечатано с оригинал-макета. Формат 60х90. 1/16

Печ. 3,5 п.л. Тираж 150 экз. Заказ №

 

Санкт-Петербургский государственный Технологический институт

(Технический университет)

190013, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 26

(Технический университет)

Типография издательства СПбГТИ(ТУ). Тел. 494-93-65

 

Date: 2015-09-03; view: 1008; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию