Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первобытная культура. Древневосточные цивилизации. Античный тип культуры





Блок А

А1. Особенностью первобытной культуры является:

а) антропоцентризм

б) состязательность

в) синкретизм

г) рационализм

А2. Первые захоронения умерших и зачатки религиозных представлений прослеживаются у:

а) неандертальцев

б) кроманьонцев

в) австралопитеков

г) питекантропов

А3. Когда появились первые антропоморфные (человекоподобные) изображения?

а) в позднем палеолите

б) в мезолите

в) в неолите

г) в бронзовом веке

А4. Ритуальный запрет, налагаемый человеческими сообществами на какое-либо действие, носит название:

а) тотем

б) табу

в) либидо

г) агностицизм

А5. Первобытные обряды посвящения подростков в категорию взрослых называются:

а) дефинициями

б) реабилитациями

в) депортациями

г) инициациям

д) метисациями

А6. Первым металлом, который человек начал использовать для изготовления орудий труда, была:

а) медь

б) бронза

в) сталь

г) платина

А7. Что такое мегалит?

а) простейшее устройство для метания камней

б) примитивное орудие труда

в) сооружение из каменных глыб периода перехода от каменного века к бронзовому

г) название археологической эпохи

А8. Какие из перечисленных цивилизаций относятся к древневосточным?

а) древнеримская

б) древнеегипетская

в) древнегреческая

г) шумерская

д) ацтекская

е) хараппская

А9. Система письменности, получившая распространение в Древней Месопотамии, известна под названием:

а) демотическое письмо

б) клинопись

в) узелковое письмо

г) криптография

А10. Зиккурат – это:

а) ступенчатая башня в городах Месопотамии

б) погребальная камера в древнеегипетских пирамидах

в) древневавилонское божество

г) герой древнеегипетских мифов

А11. Как называют гробницы древнеегипетской знати в виде прямоугольного здания?

а) пропилеи

б) диптер

в) кенотаф

г) мастаба

А12. Дешифровальщиком древнеегипетской письменности является:

а) Юрий Кнорозов

б) Генрих Шлиман

в) Жан-Франсуа Шампольон

г) Бедржих Грозный

д) Лоренцо Валла

А13. Где находился Кносский дворец?

а) в дельте Нила

б) на Крите

в) в Микенах

г) на Кипре

д) в Древнем Риме

А14. Для древнегреческой культуры характерны:

а) антропоцентризм

б) статичность

в) агонистичность

г) медитативность

А15. На протяжении какого из перечисленных периодов сложились основные элементы древнегреческой культуры?

а) эллинистического

б) крито-микенского

в) гомеровского

г) архаического

А16. Великими трагиками Древней Греции являются:

а) Анаксимандр

б) Эсхил

в) Еврипид

г) Аристофан

А17. Фидий прославился как:

а) поэт и драматург

б) скульптор и архитектор

в) автор историко-географических трудов

г) политик и полководец

А18. Культура Древнего Рима испытала сильное влияние двух культур:

а) вавилонской

б) этрусской

в) берберской

г) ольмекской

д) греческой

А19. Важнейшим достижением Древнего Рима в области культуры следует признать:

а) философию

б) художественную литературу

в) право

г) живопись

А20. Какие из перечисленных авторов являются представителями римской литературы:

а) Тиртей

б) Овидий

в) Эпикур

г) Гораций

д) Гесиод

Ответы на задания блока А

Задание А1. Особенностью первобытной культуры является синкретизм (в).

Задание А2. Первые захоронения умерших и зачатки религиозных представлений прослеживаются у неандертальцев (а).

Задание А3. Антропоморфные изображения появились в позднем палеолите (а).

Задание А4. Ритуальный запрет, налагаемый человеческими сообществами на какое-либо действие, называется табу (б).

Задание А5. Первобытные обряды посвящения подростков в категорию взрослых называются инициациями (г).

Задание А6. Первым металлом, который человек начал использовать для изготовления орудий труда, была медь (а).

Задание А7. Мегалит – это сооружение из каменных глыб периода перехода от каменного века к бронзовому (в).

Задание А8. К древневосточным относятся древнеегипетская, шумерская и хараппская цивилизации (б, г, е).

Задание А9. Система письменности, получившая распространение в Древней Месопотамии, известна под названием клинопись (б).

Задание А10. Зиккурат – это ступенчатая башня в городах Месопотамии (а).

Задание А11. Гробницы древнеегипетской знати в виде прямоугольного здания называют мастабами (г).

Задание А12. Дешифровальщиком древнеегипетской письменности является Ж.Ф. Шампольон (в).

Задание А13. Кносский дворец находился на острове Крит (б).

Задание А14. Для древнегреческой культуры характерны антропоцентризм и агонистичность (состязательность) (а, в).


Задание А15. Основные элементы древнегреческой культуры сложились в архаический период (г).

Задание А16. Великими трагиками Древней Греции являются Эсхил и Еврипид (б, в).

Задание А17. Фидий прославился как скульптор и архитектор (б).

Задание А18. Культура Древнего Рима испытала сильное влияние этрусской и греческой культур (б, д).

Задание А19. Важнейшим достижением Древнего Рима в области культуры следует признать право (в).

Задание А20. Римскими литераторами являются Овидий и Гораций (б, г).

Блок В

В1. Соотнесите название первобытной формы верований и ее суть:

а) магия

б) фетишизм

в) тотемизм

г) анимизм

1) вера в родственную связь человеческого коллектива с животным или растительным первопредком

2) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов

3) вера в возможность сверхъестественного воздействия на окружающее

4) одушевление предметов и явлений окружающего мира

В2. Расположите эпохи в хронологической последовательности:

а) мезолит

б) верхний палеолит

в) нижний палеолит

г) энеолит

д) неолит

В3. В чем суть так называемой «неолитической революции»?

В4. Укажите последовательность культур и государств, сменявших друг друга на территории Древней Месопотамии:

а) Аккад

б) Ассирия

в) Шумер

г) Персия

В5. В каком государстве Древнего Востока и кем была предпринята первая попытка перехода к монотеизму?

В6. Соотнесите имя древнеегипетского божества и его основную функцию:

а) Анубис 1) бог умирающей и воскресающей природы

б) Осирис 2) проводник и покровитель умерших

в) Сет 3) повелитель пустыни, хаоса и разрушений

г) Сехмет 4) богиня войны

д) Тот 5) бог мудрости и знаний

В7. Расположите периоды развития древнегреческой культуры в хронологической последовательности:

а) архаический

б) крито-микенский

в) эллинистический

г) классический

д) гомеровский

В8. Соотнесите божество древнегреческого пантеона и сферу человеческой деятельности, которой оно покровительствовало:

а) Дионис 1) кузнечное ремесло

б) Гефест 2) виноделие

в) Арес 3) торговля

г) Гермес 4) война

В9. Укажите соответствие между философскими учениями и их авторами:

а) учение об идеях

б) учение об огне как первооснове мира

в) учение о числах как первоначале мира

г) учение об атомах

1) Демокрит

2) Платон

3) Гераклит

4) Пифагор

В10. Упорядочьте памятники древнего зодчества по времени их возведения:

а) Колизей

б) Кносский дворец

в) пирамида Хеопса

г) Парфенон

Ответы на задания блока В

Задание В1. Магия – вера в возможность сверхъестественного воздействия на окружающее (а-3); фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов (б-2); тотемизм – вера в родственную связь человеческого коллектива с животным или растительным первопредком (в-1); анимизм – одушевление предметов и явлений окружающего мира (г-4).

Задание В2. Нижний палеолит – верхний палеолит – мезолит – неолит – энеолит (в, б, а, д, г).

Задание В3. Суть «неолитической революции» в переходе человека от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству).


Задание В4. Шумер – Аккад – Ассирия – Персия (в, а, б, г).

Задание В5. Считается, что первая попытка введения монотеизма была предпринята в Древнем Египте при фараоне Эхнатоне (Аменхотепе IV).

Задание В6. Анубис – проводник и покровитель умерших (а-2); Осирис – бог умирающей и воскресающей природы (б-1); Сет – бог пустыни, хаоса и разрушений (в-3); Сехмет – богиня войны (г-4); Тот – бог мудрости и знаний (д-5).

Задание В7. Крито-микенский – гомеровский – архаический – классический – эллинистический (б, д, а, г, в).

Задание В8. Дионис – покровитель виноделия (а-2); Гефест – кузнечного ремесла
(б-1); Арес – бог войны (в-4); Гермес – торговли (г-3).

Задание В9. Учение об идеях – Платон (а-2); учение об огне – Гераклит (б-3); учение о числах – Пифагор (в-4); учение об атомах – Демокрит (г-1).

Задание В10. Пирамида Хеопса – Кносский дворец – Парфенон – Колизей (в, б, г, а).

Блок С

С1.

 

1. Как называется археологический памятник, изображенный на иллюстрации?

2. К какой разновидности мегалитических сооружений он относится?

3. Назовите другие виды мегалитических построек и дайте им определение.

4. Что известно о времени возникновения мегалитов и их назначении?

 

С2. «Убийство кошки, даже невольное, каралось смертью, причем нередко народ сам устраивал самосуд над убийцей. Случалось, что даже вмешательство фараона не могло спасти преступника. Смерть кошки в доме считалась огромным несчастьем. В знак траура все члены семьи сбривали брови и подрезали волосы. Умерших кошек бальзамировали и хоронили в ящичках, имеющих форму кошки. Ящики эти зачастую бывали сделаны из золота и серебра и богато украшены драгоценными камнями. Хоронили кошек на особых кладбищах. В 1860 г. в Египте, недалеко от Бени-Хасана, обнаружили кошачье кладбище, где было похоронено 180 тыс. кошек».

 

1. С какими религиозными представлениями было связано обожествление кошек у древних египтян?

2. Какие животные, кроме кошек, почитались в Египте?

3. Какие черты, кроме обожествления животных, были характерны для древнеегипетской религии?

4. Кого в Египте изображали в виде сфинксов и почему?

 

С3. «Термин «пайдейя» ввели в обиход греческие софисты. Пайдейя софистов состояла из семи частей… В дальнейшем Платон провозгласил пайдейю смыслом жизни души, утверждая, что пайдейя – единственное, что душа уносит на тот свет. Следовательно, все, даже государство, должно быть подчинено пайдейе, поскольку от нее зависит спасение души».

 

1. Что означало слово «пайдейя» в Древней Греции?

2. В чем отличие греческой пайдейи от схожих явлений «варварского» Востока?

3. Из каких «семи частей» состояла греческая пайдейя?

4. Какие термины, связанные с образовательными и научными учреждениями, пришли к нам из Древней Греции?

 


С4. «Римская религиозность состояла прежде всего в самом тщательном и скрупулезном соблюдении всех обрядовых формальностей, ибо даже малейшее отклонение, ошибка или пропуск какого-либо ритуального действия или формулы могли обидеть божество и вызвать его гнев. При таком количестве культов необходимо было многочисленное жречество, хорошо знавшее всю обрядность, имена и функции богов».

 

1. О каких отличительных чертах древнеримской религии идет речь в данном отрывке?

2. Какие жреческие корпорации существовали в Древнем Риме и как они назывались?

3. В чем состояло главное отличие римского и греческого жречества от древневосточного?

4. Название какой жреческой коллегии Рима сохранилось в титулатуре папы Римского?

Ответы на задания блока С

Задание С1.

1. На иллюстрации изображен знаменитый Стоунхендж – комплекс мегалитических сооружений в юго-западной части Англии.

2. Данная разновидность мегалитических сооружений получила название «кромлех». Это совокупность вертикально поставленных камней, соединенных сверху каменными плитами и образующих окружности и концентрические круги.

3. Из других видов мегалитов известны менгиры и дольмены. Менгир – это одиночно поставленный вертикальный камень. Дольмен – мегалитическое сооружение из двух или более вертикальных камней, перекрытых сверху каменной плитой.

4. Время сооружения мегалитов современная наука относит к периоду неолита и бронзового века (IX–II тыс. до н.э.). О назначении мегалитов ведутся споры. Установлено, что некоторые дольмены служили для погребений – это мегалитические могилы. Что касается кромлехов, то, как предполагают ученые, они представляли собой общинные церемониальные центры, связанные с культом мертвых. Другие полагают, что комплексы мегалитов использовались с астрономической целью – для определения солнцестояний и равноденствий.

Задание С2.

1. Для древнеегипетской религии были характерны сильные пережитки тотемизма – поклонения животным-первопредкам, покровителям рода и данной местности.

2. Культы священных животных были широко распространены в Египте. Практически все представители фауны и флоры Египта служили объектом поклонения на той или иной территории. Особо почитаемыми животными у египтян, кроме кошек, были: священный бык Апис – бог и покровитель плодородия; крокодил – священное божество Нила; жук-скарабей, олицетворявший солнечное божество.

3. Для древнеегипетской религии были характерны также зооморфизм и центральное значение заупокойного культа. Зооморфизм – изображение богов с атрибутами животных. Например, богиня Баст изображалась с головой кошки, Анубис – с головой шакала, Изида – с рогами коровы и т.д. Развитие заупокойного культа было связано с представлением о том, что земная жизнь временна, а загробная вечна.

4. В виде сфинксов в Египте изображали фараонов – священных царей, сыновей бога солнца Ра. Поскольку фараоны обожествлялись, то их изображали как богов – с атрибутами животных: с львиным туловищем и человеческой головой.

Задание С3.

1. Первоначально слово «пайдейя» означало умение вести себя в быту, благовоспитанность. Со времен софистов (V в. до н.э.) оно приобрело более широкий смысл – им стали обозначать греческую образованность вообще в противовес варварскому миру. По своему смыслу это слово во многом равнозначно современному слову «культура».

2. Греческая система образования отличалась от древневосточных общедоступностью и универсализмом. В отличие от культур Древнего Востока, в которых обучение носило кастовый и узкоспециализированный характер, все дети свободных граждан греческих полисов обязаны были посещать школу. Греческая школа давала широкое образование, включая гуманитарные и математические знания, музыку и гимнастику.

3. Древнегреческая образовательная программа подразумевала изучение грамматики, диалектики, риторики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки.

4. Лицей – от названия школы Аристотеля «Ликей», располагавшейся у храма Аполлона Ликейского; академия – от названия школы Платона, располагавшейся в роще героя Академа; музей – от названия Мусейона – первого государственного научного учреждения, находившегося в Александрии Египетской; гимназия – от древнегреческого «гимнасий» – площадка или зал для спортивных упражнений.

Задание С4.

1. Речь идет о таких отличительных чертах древнеримской религии, как доминирование обрядовой стороны, формализм и ритуализм, наличие многочисленного и специализированного жречества.

2. Древнеримское жречество образовывало особые корпорации, которые назывались коллегиями. Верховной коллегией Рима были понтифики. Существовали коллегии жрецов-гадателей: авгуров, гадавших по полету птиц, и гаруспиков – специалистов в «этрусской науке» гадания по внутренностям жертвенных животных. Коллегия фециалов ведала обрядами, связанными с внешнеполитическими сношениями государства. Особым почетом пользовалась коллегия весталок – жриц богини домашнего очага Весты.

3. Жрецы в Греции и Риме не образовывали замкнутой наследственной касты, а были выборными должностными лицами.

4. Римские папы носят титул «великого понтифика», который являлся верховным жрецом Древнего Рима.








Date: 2015-09-03; view: 3302; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию