Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура как социально-историческое явление
Блок А А1. В переводе с латыни слово «культура» означает: а) отдых, наслаждение б) возделывание, обработку в) приготовление пищи г) образование А2. Термин «культура» применительно к человеку впервые употребил: а) Марк Туллий Цицерон б) Аристотель Стагирит в) Марк Аврелий г) Тит Лукреций Кар А3. Что такое культурогенез? а) процесс усвоения индивидом норм и ценностей культуры б) период упадка в процессе культурного развития в) процесс возникновения и становления культуры г) освобождение культуры от влияния религии А4. Субъектом культуры является: а) человек б) природа в) наука г) мораль А5. К признакам цивилизации относятся: а) кочевой образ жизни б) письменность в) сложная социальная структура г) городской образ жизни д) художественное творчество А6. Каким термином принято обозначать продукты человеческой деятельности, созданные как в материальной, так и духовной сфере культуры? а) рудименты б) индустрия в) артефакты г) натурфакты А7. Специфические социокультурные образования, выполняющие функции создания, хранения или трансляции культурно-значимой информации, называют: а) институтами б) партиями в) репродукторами г) кластерами А8. Для народной культуры характерны: а) опора на традицию б) ярко выраженное авторское начало в) анонимность г) стремление к пересмотру установившихся норм, правил, образцов А9. Уникальность, оригинальность, зашифрованность типичны для: а) массовой культуры б) элитарной культуры в) народной культуры А10. Чертами массовой культуры являются: а) общедоступность б) высокий интеллектуальный уровень в) ориентированность на эмоциональное, иррациональное, бессознательное г) поиск духовных и нравственных истин д) коммерческий характер А11. Культура социальных или демографических слоев, воплощающая различия в образе жизни, мышлении, поведении – это: а) антикультура б) субкультура в) контркультура г) культура молчаливого большинства А12. Контркультурам свойственны: а) единство ценностей с доминирующей культурой б) ценностный нигилизм в) протестный характер г) социальный конформизм А13. Элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени, называются: а) традицией б) инновацией в) стагнацией г) культурным симбиозом А14. Как называют совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом? а) генофонд б) ментальность в) идеология г) интуиция А15. Процесс усвоения человеком традиций, обычаев, норм поведения в конкретной культуре называется: а)релаксацией б) аннигиляцией в) обструкцией г) инкультурацией А16. Культурный шок – это: а) болезненная реакция на попадание в иную культурную среду б) эстетическое удовлетворение в) завершающий этап инновационного процесса г) тайный язык творческой элиты А17. Какая из функций культуры подразумевает создание человеком средств приспособления к окружающей среде? а) интегративная б) адаптивная в) нормативная г) трансляционная А18. Какая из функций культуры нацелена на выработку норм и правил поведения в обществе? а) коммуникативная б) регулятивная в) информационно-накопительная г) рекреативная А19. Каким термином обозначается сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором? а) социосфера б) литосфера в) биосфера г) ноосфера А20. Отчуждение человека от природы привело к возникновению: а) экуменизма б) технократического мира в) культурных различий этносов и регионов г) космоцентризма Ответы на задания блока А Задание А1. В переводе с латыни слово «культура» означает возделывание, обработку (б). Задание А2. Термин «культура» применительно к человеку впервые употребил Цицерон (а). Задание А3. Культурогенез – это процесс возникновения и становления культуры (в). Задание А4. Основным субъектом культуры является человек (индивид или общность) (а). Задание А5. К признакам цивилизации относятся письменность, сложная социальная структура, городской образ жизни (б, в, г). Задание А6. Продукты человеческой деятельности, созданные в сфере культуры, называют артефактами (в). Задание А7. Социокультурные образования, выполняющие функции создания, хранения или трансляции культурно-значимой информации, называют социокультурными институтами (а). Задание А8. Для народной культуры характерны опора на традицию и анонимность (а, в). Задание А9. Уникальность, оригинальность, зашифрованность типичны для элитарной культуры (б). Задание А10. Чертами массовой культуры являются общедоступность, ориентированность на эмоциональное, бессознательное начало, коммерческий характер (а, в, д). Задание А11. Культура социальных или демографических слоев, воплощающая различия в образе жизни, мышлении, поведении – это субкультура (б). Задание А12. Контркультурам свойственны ценностный нигилизм и протестный характер (б, в). Задание А13. Элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению, называются традицией (а). Задание А14. Совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом называют ментальностью (б). Задание А15. Процесс усвоения человеком традиций, обычаев, норм поведения в конкретной культуре называется инкультурацией (г). Задание А16. Культурный шок – это болезненная реакция на попадание в иную культурную среду (а). Задание А17. Создание человеком средств приспособления к окружающей среде связано с адаптивной функцией культуры (б). Задание А18. На выработку норм и правил поведения в обществе нацелена регулятивная функция культуры (б). Задание А19. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором, получила название «ноосфера» (г). Задание А20. Отчуждение человека от природы привело к возникновению технократического мира (б). Блок В В1. Соотнесите название концепции культурогенеза и ее сущность: а) креационистская б) космологическая в) натуралистическая г) психоаналитическая 1) культура является естественным результатом человеческой эволюции 2) умение создавать культуру даровано человеку божественными силами 3) появление культуры, как и развитие человека в целом, обусловлено воздействием особых внеземных факторов 4) культура появилась при подавлении первичных инстинктов В2. Укажите соответствие между функцией культуры и ее определением: а) сигнификативная б) аксиологическая в) гносеологическая г) креативная 1) освоение и преобразование мира 2) получение знаний и опыта по освоению и преобразованию мира 3) формирование ценностных ориентаций 4) обозначение явлений окружающего мира с помощью вербальных и невербальных образов и символов В3. Соотнесите название функции культуры и ее сущность: а) регулятивная б) интегративная в) адаптивная г) коммуникативная 1) выработка механизмов приспособления к природной среде 2) создание средств и механизмов общения между людьми 3) создание единого культурного поля 4) выработка общезначимых образцов и норм поведения В4. Укажите соответствие между функцией культуры и ее определением: а) трансляционно-информативная б) функция социализации в) компенсаторная 1) передача опыта и знаний предшествующих поколений 2) воспроизводство человека как члена общества 3) создание форм отдыха и психической разрядки В5. Установите соответствие между названием подхода к культуре и его сущностью: а) ценностный б) антропологический в) семиотический г) деятельностный 1) культура – это совокупность лучших творений человеческого духа 2) культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия 3) культура – это способ взаимодействия человека со средой 4) культура – социальная информация, сохраняемая и накапливаемая с помощью создаваемых людьми знаковых средств В6. Соотнесите понятия и определения: а) мифология 1) образно-символическое воспроизведение действительности б) искусство 2) сфера получения объективных знаний о мире в) наука 3) совокупность норм и правил поведения г) мораль 4) целостное, одушевляющее природу восприятие мира В7. Перечислите основные факторы формирования субкультур (не менее четырех). В8. Каким термином принято обозначать элементы культуры, находящиеся в оппозиции к господствующим культурным образцам или полностью отрицающие их? В9. Установите соответствие между уровнем культуры и его содержанием: а) трансляционный б) обыденный в) специализированный 1) сфера образования, средства массовой коммуникации 2) наука, право, искусство 3) повседневные навыки, домашнее хозяйство В10. Какие утверждения НЕ относятся к культурным архетипам: а) их можно рационально осмыслить и адекватно выразить в языке б) они являются первичными архаическими формами адаптации человека в) их невозможно адекватно отразить в языке г) искусство возвращается к ним через символы д) они доступны непосредственному наблюдению е) они являют собой глубинные установки коллективного бессознательного Ответы на задания блока В Задание В1. Согласно креационистской концепции, умение создавать культуру даровано человеку божественными силами (а-2); согласно космологической, появление культуры обусловлено воздействием особых внеземных факторов (б-3); сторонники натуралистической концепции утверждают, что культура является естественным результатом человеческой эволюции (в-1); сторонники психоаналитической – что культура появилась при подавлении первичных инстинктов (г-4). Задание В2. Сигнификативная функция – обозначение явлений окружающего мира с помощью вербальных и невербальных образов и символов (а-4); аксиологическая – формирование ценностных ориентаций (б-3); гносеологическая – получение знаний и опыта по освоению и преобразованию мира (в-2); креативная – освоение и преобразование мира (г-1). Задание В3. Регулятивная функция – выработка общезначимых образцов и норм поведения (а-4); интегративная – создание единого культурного поля (б-3); адаптивная – выработка механизмов приспособления к природной среде (в-1); коммуникативная – создание средств и механизмов общения между людьми (г-2). Задание В4. Трансляционно-информативная функция – передача опыта и знаний предшествующих поколений (а-1); функция социализации – воспроизводство человека как члена общества (б-2); компенсаторная – создание форм отдыха и психической разрядки (в-3). Задание В5. Согласно ценностному подходу, культура – это совокупность лучших творений человеческого духа (а-1); согласно антропологическому, она охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы (б-2); при семиотическом подходе культура представляется как социальная информация, сохраняемая и накапливаемая с помощью знаковых средств (в-4); при деятельностном – как способ взаимодействия человека со средой (г-3). Задание В6. Мифология – целостное, одушевляющее природу восприятие мира (а-4); искусство – образно-символическое воспроизведение действительности (б-1); наука – сфера получения объективных знаний о мире (в-2); мораль – совокупность норма и правил поведения (г-3). Задание В7. Субкультуры формируются на основе этнических, конфессиональных, политических, социальных, профессиональных, возрастных, половых, медицинских, досуговых различий. Задание В8. Элементы культуры, находящиеся в оппозиции к господствующим культурным образцам или полностью отрицающие их называют контркультурами (антикультурами). Задание В9. Трансляционный уровень культуры включает в себя сферу образования, средства массовой коммуникации (а-1); обыденный – повседневные навыки, домашнее хозяйство (б-3); специализированный – науку, право, искусство (в-2). Задание В10. Культурные архетипы нельзя рационально осмыслить и адекватно выразить в языке, а также они недоступны непосредственному наблюдению (а, д). Блок С С1. «С точки зрения зоологии культура – лишь средство для поддержания жизни определенного биологического вида, механизм обеспечения человека пропитанием, укрытием, средствами защиты и нападения, приспособлением к космической среде и воспроизводством. Но для того, чтобы удовлетворить эти потребности человека, требуется энергия. Поэтому первоочередной функцией культуры становится извлечение энергии и употребление ее на пользу человека. Энергию извлекают и используют при помощи технологических средств. (...) Таким образом, функционирование культуры как целого определяется необходимым для этого количеством энергии и тем, каким образом она используется».
1. Какой критерий в развитии культуры является главным по мысли автора данного отрывка? 2. Как определить уровень развития культуры, исходя из данного критерия? Какую культуру можно считать более развитой, а какую – менее развитой? 3. Какому культурологу принадлежат высказанные в тексте идеи? 4. Какие этапы в развитии культуры выделял автор на основании вышеупомянутого критерия?
С2. «Культура, прежде всего, – понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее, культура, как и язык, – явление общественное, то есть социальное. Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива – группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются. Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т. д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла. Следовательно, культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символическую природу».
1. Какой теоретический подход к культуре отражен в данном определении? 2. Назовите представителей этого подхода в культурологии. 3. В чем заключается «символическая природа» культуры? 4. Как называется наука, изучающая знаковые системы в культуре?
С3. «Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории (...) я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования, чеканящих каждая на своем материале – человечестве – собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, собственную смерть. У каждой культуры свои новые возможности выражения, которые появляются, созревают и увядают и никогда не повторяются. (...) Эти культуры, живые существа высшего ранга, растут с возвышенной бесцельностью, как цветы в поле». 1. Назовите автора данного отрывка и произведение, из которого взят фрагмент. 2. Сторонником какого теоретического подхода к анализу историко-культурного процесса он является? 3. Какую роль в становлении культур автор отводит «ландшафту»? 4. Какие этапы в своем развитии проходит каждая культура, согласно воззрениям этого исследователя? Ответы на задания блока С Задание С1. 1. Главным является технико-энергетический критерий: количество потребляемой энергии и эффективность средств ее добычи. 2. По мнению автора, степень развития культуры определяется производством энергии на душу населения. Чем больше энергии производится и чем более эффективные способы добычи энергии используются, тем выше уровень культуры. 3. Технико-энергетическая концепция культуры принадлежит выдающемуся американскому культурологу Лесли Уайту (приведенный отрывок – из его статьи «Энергия и эволюция культуры»). 4. Лесли Уайт выделял четыре этапа культурной эволюции человечества: – первобытный период, ограниченный использованием энергии человеческого организма; – аграрный период, когда, благодаря переходу к земледелию и скотоводству, стала использоваться энергия растений и животных; – индустриальный период, основанный на использовании энергии неорганических сил природы и минерального сырья: воды (пара), угля, нефти и газа; – современный – с использованием атомной энергии. Задание С2. 1. В данном определении выражен семиотический – знаково-символический – подход к культуре. 2. К числу наиболее значительных представителей этого подхода относятся немецкие философы и культурологи Эрнст Кассирер и Ганс Георг Гадамер; в отечественной культурологии – Ю.М. Лотман (вышеприведенная цитата взята из его работы «Беседы о русской культуре») и Б.А. Успенский. 3. Предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они имеют не только физическую оболочку, но и заложенный в них смысл, духовное задание или значение вещи. Например, египетские пирамиды невозможно понять, не зная того назначения, который им придавали древние египтяне, то есть в отрыве от культурного контекста. Таким образом, любой артефакт имеет двойную природу: видимую предметную форму и скрытый в предмете смысл. Следовательно, любой предмет культуры является символом – знаком чего-то другого, а именно, скрытого в нем смысла. Это и составляет «символическую природу» культуры. 4. Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой. Задание С3. 1. Это отрывок из работы Освальда Шпенглера «Закат Европы». 2. Шпенглер является представителем цивилизационного подхода в культурологии. 3. Под влиянием «ландшафта», то есть природно-географических условий, происходит формирование «коллективной души» (менталитета) данной культуры. Этот менталитет определяет все остальные формы данной культуры. 4. Шпенглер выделял следующие этапы в развитии культуры: зарождение, расцвет, надлом и упадок. Но фактически он делил развитие культуры на две стадии: восходящую (собственно культура) и нисходящую (стадию упадка, цивилизации). Date: 2015-09-03; view: 1287; Нарушение авторских прав |