Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культуры Средневековья
Блок А А1. Понятие «средние века» вошло в употребление: а) в эпоху Просвещения б) в эпоху Возрождения в) в XIX веке г) в поздней античности А2. Раннесредневековый период европейской истории также называют: а) периодом первоначального накопления капитала б) галантным веком в) Реформацией г) темными веками А3. Основными центрами культуры в раннесредневековой Европе являлись: а) города б) монастыри в) университеты г) таких центров не существовало А4. У истоков монашеского движения в Западной Европе стоял: а) Аврелий Августин б) Фома Аквинский в) Бенедикт Нурсийский г) Джироламо Савонарола А5. Для средневековой картины мира был характерен: а) космоцентризм б) теоцентризм в) антропоцентризм г) рационализм А6. Каким из терминов обозначают одно из направлений западноевропейской средневековой философии? а) эвристика б) схоластика в) динамика г) экзистенциализм д) сфрагистика А7. К произведениям западноевропейской рыцарской литературы относятся: а) «Роман о Лисе» б) поэма о Дигенисе Акрите в) «Песнь о Нибелунгах» г) Артуровский цикл д) «Сумма теологии» е) Бертинские анналы А8. Какие жанры были характерны для средневековой городской литературы: а) саги б) шванки в) сервенты г) фаблио д) элегии А9. Кто такие ваганты? а) германское племя, захватившее и разграбившее Рим в 455 г. б) члены цеховых корпораций строителей-каменщиков в) бродячие поэты и певцы средневековой Европы г) наемные гвардейцы византийских императоров А10. Характерными чертами произведений средневековой бюргерской литературы можно назвать: а) комизм и назидательность б) любовный платонизм, культ Прекрасной Дамы в) эпический пафос и размах повествования А11. В какой из перечисленных культур эллинистические традиции проявились наиболее сильно? а) в арабо-мусульманской б) в византийской в) в средневековой западноевропейской г) в древнеирландской А12. Почему Восточную Римскую империю стали называть Византией? а) столица империи – Константинополь, находилась на месте древнегреческой колонии Византий б) по названию золотой монеты – безант, использовавшейся в империи в) из-за племени византиев, обитавшего в северо-восточной части Балканского полуострова г) в переводе с греческого «Византия» означает «Восточная» А13. В каком веке был составлен свод римского гражданского права, известный как «Кодекс Юстиниана»? а) IV б) V в) VI г) VIII А14. Самой ранней формой византийского храма являлась: а) базилика б) крестово-купольная в) скиния г) шатровая А15. Сильное влияние на поздневизантийскую культуру оказало религиозно-философское учение: а) зороастризма б) исихазма в) катаризма г) салафизма д) деизма А16. В переводе с арабского «Коран» означает: а) книга б) истина в) чтение г) благая весть д) неизведанное А17. Где находится общемусульманская святыня Кааба? а) в Багдаде б) в Мекке в) в Иерусалиме г) в Манаме А18. В результате раскола мусульманской общины во второй половине VII в. возникло два основных направления ислама: а) вальденсы б) шииты в) суфии г) монофизиты д) сунниты А19. Как в исламской архитектуре называется башня, с которой осуществляется призыв к молитве? а) минарет б) мазар в) муэдзин г) михраб А20. Автором трудов «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки» является знаменитый мусульманский врач и философ: а) Ибн Рушд б) Ибн Фадлан в) Омар Хайям г) Ибн Сина Ответы на задания блока А Задание А1. Понятие «средние века» вошло в употребление в эпоху Возрождения (б). Задание А2. Раннесредневековый период европейской истории также называют Темными веками (г). Задание А3. Основными центрами культуры в раннесредневековой Европе являлись монастыри (б). Задание А4. У истоков монашеского движения в Западной Европе стоял св. Бенедикт Нурсийский (в). Задание А5. Для средневековой картины мира был характерен теоцентризм (б). Задание А6. Одно из направлений западноевропейской средневековой философии называют схоластикой (б). Задание А7. К рыцарской литературе относятся «Песнь о Нибелунгах» и цикл произведений о короле Артуре (в, г). Задание А8. Характерными жанрами средневековой городской литературы были шванки и фаблио (б, г). Задание А9. Ваганты – это бродячие поэты и певцы средневековой Европы (в). Задание А10. Характерными чертами произведений средневековой бюргерской литературы можно назвать комизм и назидательность (а). Задание А11. Наиболее сильно эллинистические традиции проявились в византийской культуре (б). Задание А12. Восточную Римскую империю стали называть Византией, поскольку ее столица– Константинополь, находилась на месте древнегреческой колонии Византий (а). Задание А13. «Кодекс Юстиниана» был составлен в VI веке (в). Задание А14. Самой ранней формой византийского храма являлась базилика (а). Задание А15. Сильное влияние на поздневизантийскую культуру оказал исихазм (б). Задание А16. В переводе с арабского «Коран» означает «чтение» (в). Задание А17. Общемусульманская святыня Кааба находится в Мекке (б). Задание А18. Во второй половине VII в. мусульманская община разделилась на шиитов и суннитов (б, д). Задание А19. В архитектуре ислама башню, с которой осуществляется призыв к молитве, называют минаретом (а). Задание А20. Автором трудов «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки» является Абу Али Ибн Сина (Авиценна) (г). Блок В В1. Определите авторство работ по культурологической медиевистике: а) Й. Хёйзинга б) Ж. Ле Гофф в) А.Я. Гуревич г) Ж. Дюби 1) «Европа в Средние века» 2) «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства» 3) «Осень Средневековья» 4) «Цивилизация средневекового Запада» В2. Перечислите четыре социокультурных слоя, которые принято выделять в западноевропейской средневековой культуре. В3. Расположите периоды развития средневекового европейского искусства в хронологической последовательности: а) романский б) готический в) «Каролингское возрождение» г) меровингский В4. Соотнесите термин и определение: а) труверы 1) средневековые поэты-певцы Южной Франции б) миннезингеры 2) средневековые поэты-певцы Северной Франции в) трубадуры 3) поэты-певцы средневековой Германии В5. Установите соответствие между церковным понятием и его содержанием: а) индульгенция 1) церковный трибунал б) интердикт 2) обет безбрачия духовенства в) инквизиция 3) освобождение от наказания за грехи г) целибат 4) отлучение от церкви В6. Соотнесите названия памятников средневековой эпической поэзии со странами, в которых они появились: а) «Песнь о Роланде» 1) Германия б) «Песнь о Нибелунгах» 2) Франция в) «Песнь о Сиде» 3) Исландия г) «Старшая Эдда» 4) Испания В7. Расположите события из истории византийской культуры в хронологическом порядке: а) возведение собора св. Софии в Константинополе Исидором из Милета и Анфимием из Трал б) Палеологовское возрождение в) эдикт Льва III Исавра о запрете почитания икон, начало иконоборчества г) захват и разграбление Константинополя крестоносцами В8. Какие виды изобразительного искусства получили в Византии наибольшее развитие? В9. От какого события ведется мусульманское летоисчисление и к какому году от Рождества Христова относится это событие? В10. Соотнесите исламский термин и его значение: а) намаз б) хадж в) Сунна г) закят 1) паломничество в Мекку для поклонения мусульманским святыням 2) ежедневная пятикратная молитва 3) священное предание, объясняющее и дополняющее Коран 4) благотворительный налог Ответы на задания блока В Задание В1. Й. Хёйзинга – «Осень средневековья» (а-3); Ж. Ле Гофф – «Цивилизация средневекового Запада» (б-4); А.Я. Гуревич – «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства» (в-2); Ж. Дюби – «Европа в Средние века» (г-1). Задание В2. В западноевропейской средневековой культуре принято выделятьследующие социокультурные слои: монастырский (культура духовенства) – замковый (рыцарский) – городской (бюргерский) – народный. Задание В3. Меровингский стиль – «Каролингское возрождение» – романский стиль – готический стиль (г, в, а, б). Задание В4. Труверы – поэты-певцы средневековой Северной Франции (а-2); миннезингеры – Германии (б-3); трубадуры – Южной Франции (в-1). Задание В5. Индульгенция – даруемое церковью освобождение от наказания за грехи (а-3); интердикт – отлучение от церкви (б-4); инквизиция – церковный трибунал (в-1); целибат – обет безбрачия духовенства (г-2). Задание В6. «Песнь о Роланде» появилась во Франции (а-2); «Песнь о Нибелунгах» – в Германии (б-1); «Песнь о Сиде» – в Испании (в-4); «Старшая Эдда» – в Исландии (г-3). Задание В7. Возведение собора св. Софии в Константинополе Исидором из Милета и Анфимием из Тралл (532–537 гг.) – эдикт Льва III Исавра о запрете почитания икон (730 г.) – захват и разграбление Константинополя крестоносцами (1204 г.) – Палеологовское возрождение (с 1261 г.) (а, в, г, б). Задание В8. Наибольшее развитие в Византии получили такие виды изобразительного искусства как фреска, иконопись, мозаика и книжная миниатюра. Задание В9. Мусульманское летоисчисление ведется от хиджры – переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Ясриб (Медину) в 622 г. н.э. Задание В10. Намаз – ежедневная пятикратная молитва (а-2); хадж – паломничество в Мекку для поклонения мусульманским святыням (б-1); Сунна – священное предание, объясняющее и дополняющее Коран (в-3); закят – благотворительный налог (г-4). Блок С С1. «Уникальной языковой чертой, (...), является исключительная роль латинского языка. Этот язык, который, по меньшей мере с VI в., ни для кого уже не был родным, оказался более распространен, чем любой из живых языков; на нем свободно говорили все служители церкви (...) Вдобавок это был единственный язык культуры: любое серьезное обучение велось на латинском языке. Человек не мог считаться образованным, если он не знал латыни».
1. Для какой культуры было характерно явление, о котором идет речь в приведенном отрывке? 2. Какие культурные институты, кроме латинского языка, обеспечивали единство этой культуры? 3. Перечислите другие отличительные черты данной культуры. 4. Какой культурно-исторический период предшествовал данной культуре и какой за ней следовал?
С2. «В XIII веке наступает расцвет искусств, в частности, архитектуры. Готическое искусство, называемое также французским, распространилось по всей христианской Европе, начиная с Северной Франции (...) Это новое искусство, сильно отличавшееся от романского, оказалось, во-первых, ответом на возрастание численности населения – теперь требовались более просторные церкви – и, во-вторых, на глубокие перемены во вкусах. Помимо более значительных размеров сооружений, готика отличается стремлением к вертикали, к свету и даже к цвету. Разные города – потому что готика является стилем гораздо более городским, чем романский, – соперничают в дерзновенности и красоте проектов готических построек, из которых главными оказываются соборы. Этот период Жорж Дюби называл "эпохой соборов". Родилась Европа гигантизма и безмерности. Все выше – кажется, таков был лозунг готических архитекторов».
1. Укажите хронологические рамки распространения романского и готического стиля в архитектуре средневековой Европы. 2. Назовите отличия готического стиля от романского. 3. Откуда произошло название «готика»? 4. Влияние каких традиций прослеживается в романском и готическом искусстве?
С3. «Средневековье узнало лишь то из античной культуры, что оно получило от Поздней империи, которая настолько перемолола, упростила и разложила греко-римскую литературу, мысль и искусство, что варваризированному Раннему Средневековью легко было их усвоить. Ученые раннего Средневековья позаимствовали программу образования (...) у карфагенского ритора Марциана Капеллы, который в начале V века определил семь свободных искусств в поэме «Бракосочетание Меркурия и Филологии». Они искали познаний в географии не у Плиния или Страбона (...), а у посредственного компилятора III в. (...) Юлиана Солина, который передал Средневековью картину мира, населенного чудесами, чудовищами и дивами Востока. Воображение и искусство от этого, правда, выиграли, но наука несла убытки. (...) Позднеантичные риторы и компиляторы научили средневековых людей обходиться крохами познаний. (...) Это была культура цитат, избранных мест и дигест».
1. О какой «программе образования» идет речь в данном отрывке? 2. Где и когда возникли первые европейские университеты? 3. Какие факультеты существовали в средневековых университетах? 4. Почему автор отрывка называет средневековую европейскую культуру «культурой цитат»? Ответы на задания блока С Задание С1. 1. Явление билингвизма (двуязычия) с ведущей ролью латинского языка как языка богослужения, культуры, делопроизводства и межгосударственного общения было характерно для культуры средневековой Европы. 2. Другими институтами, которые определили единство европейской средневековой культуры, были католическая церковь и христианское мировоззрение. 3. К отличительным чертам европейской средневековой культуры относятся: – теоцентризм, иерархичность и дуализм картины мира; – аскетическая мораль, распространение монашества как практики аскезы; – сословно-корпоративный характер общества и культуры. 4. Согласно принятой в современной науке периодизации, средневековью предшествовал период античности, а следующий за ним период в развитии европейской культуры получил название эпохи Возрождения. Задание С2. 1. Романский стиль получил распространение в Европе в X–XII вв., а готический – с XIII по XV–XVI вв. 2. Готическая архитектура отличалась от романской обилием наружного и внутреннего декора; устремленностью ввысь; наличием больших окон с цветными витражами вместо маленьких окон-бойниц романского стиля. Основным типом готических построек был кафедральный городской собор, в то время как в романской архитектуре – сельский замок феодала и монастырь. Готика отличалась и рядом специфических конструкций, которые отсутствовали в романской архитектуре, например, стрельчатыми арками, контрфорсами, высокими шпилями. 3. Название «готического» этот стиль получил в эпоху Возрождения. Архитекторы Возрождения расценивали его как «варварский» стиль в искусстве и прозвали «готским» – по имени одного из германских племен, которые участвовали в разрушении Римской империи. 4. Романский стиль опирался на традиции античного (римского) зодчества, а в готике прослеживается влияние арабской архитектуры. Задание С3. 1. Речь идет о «семи свободных искусствах» – программе обучения, состоявшей из семи предметов и двух ступеней. Первая ступень – «тривиум» – включала грамматику, диалектику (логику) и риторику. Вторая – «квадривиум» – точные науки: арифметику, геометрию, астрономию и музыку. 2. Первые университеты в Европе возникли в XII в.: Болонский университет в Италии, университет Монпелье и парижская Сорбонна во Франции, Оксфордский университет – в Англии. 3. Как правило, в средневековых университетах было четыре факультета: подготовительный, богословский, медицинский и юридический. 4. Потому что средневековая ученость была книжной, нацеленной не на изучение действительности, а на изучение Священного Писания и тех античных авторов, которые допускались церковью. Ссылка на авторитет, прежде всего – на Библию, служила главным аргументом в спорах. Date: 2015-09-03; view: 952; Нарушение авторских прав |