Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Европейская культура Нового и Новейшего времени
Блок А А1. Какие черты свойственны западной культуре Нового времени? а) преобладание инновационных начал б) активное преобразование мира в) безусловное преклонение перед авторитетом власти г) гармония с природой д) утилитаризм А2. Выработке новой, буржуазной, этики Запада способствовали: а) протестантские идеалы ответственности перед богом и людьми за исполнение земных обязанностей б) христианские идеалы равенства людей перед богом в) надежды на вознаграждение за земные страдания в загробном мире г) созерцательность и оценка труда, как наказания за грехи А3. Процесс развития западных обществ в Новое время сопровождался: а) ослаблением индивидуальной активности б) освобождением человека от диктата традиций в) ритуализацией повседневности г) укреплением коллективистских начал А4. Для культуры эпохи Просвещения НЕ были характерны: а) рационализм б) идея прогресса в) аскетизм г) космополитизм д) игнорирование общественно-политической проблематики е) вытеснение религиозных начал светскими А5. Развитие теории общественного договора, согласно которой государство рассматривается как результат соглашения между людьми, связано с деятельностью английских философов: а) Джона Локка б) Томаса Мора в) Томаса Гоббса г) Джона Уиклифа А6. Кто из французских просветителей был первым редактором «Энциклопедии», начавшей выходить во Франции в 1751 г.? а) Шарль Монтескье б) Жан-Жак Руссо в) Вольтер г) Дени Дидро А7. Развитие стиля барокко было тесно связано с: а) Контрреформацией б) Великой Французской революцией в) общеевропейской эпидемией чумы г) гуманистической философией А8. Крупнейшим итальянским художником эпохи барокко считается: а) Джотто б) Рембрандт в) Караваджо г) Веласкес А9. «Золотым веком голландской живописи» называют: а) XV в. б) XVI в. в) XVII в. г) XVIII в. А10. Характерными чертами литературы сентиментализма являются: а) превознесение идеи прогресса б) культ природы в) обращение к исторической, героической тематике г) интерес к внутреннему миру человека А11. Когда в европейской художественной культуре произошел распад стилевого единства, как целостной устойчивой системы методов, форм и приемов, охватывающей все виды искусства? а) в XVI в. б) в XVII в. в) в XVIII в. г) в XIX в. А12. Какие из перечисленных живописцев принадлежали к художественному течению импрессионизма? а) Клод Моне б) Теодор Жерико в) Эдгар Дега г) Эдвард Мунк д) Камиль Писарро А13. К числу характерных черт стиля модерн относятся: а) асимметрия, криволинейные контуры, естественный беспорядок б) растительные мотивы в декоре в) предельное упрощение форм, стандартизация г) отсутствие орнаментации и деталей, лишенных функционального назначения А14. Какое из перечисленных течений в искусстве НЕ является модернистским? а) фовизм б) футуризм в) дадаизм г) маньеризм А15. Одним из лидеров течения «кубизм» в живописи начала ХХ в. являлся: а) Анри Матисс б) Нико Пиросмани в) Пабло Пикассо г) Андре Бретон А16. Кто считается создателем первого абстрактного произведения в европейском искусстве? а) Марк Шагал б) Сальвадор Дали в) Василий Кандинский г) Иероним Босх А17. Какие два автора являются представителями литературы экзистенциализма? а) А. Конан Дойль б) А. Камю в) Ж.-П. Сартр г) У. Эко д) С. Клеменс А18. Культуре постмодерна присущи такие черты, как: а) каноничность б) отказ от иронии в) компиляция и цитирование культурных образцов г) отрицание норм, стандартов, авторитетов А19. Как называется направление постмодернизма, провозгласившее главной целью произведений искусства передачу идеи при вторичности ее художественной реализации? а) сенсуализм б) концептуализм в) гиперреализм г) лучизм А20. Постмодернистское художественное направление второй половины ХХ в., ознаменовавшее выход искусства в область массовой культуры, коммерческой рекламы, моды, известно под названием: а) поп-арт б) конструктивизм в) супрематизм г) ар-деко Ответы на задания блока А Задание А1. Западной культуре Нового времени свойственны такие черты, как преобладание инновационных начал, активное преобразование мира, утилитаризм (а, б, д). Задание А2. Выработке новой, буржуазной, этики Запада способствовали протестантские идеалы (а). Задание А3. Процесс развития западных обществ в Новое время сопровождался освобождением человека от диктата традиций (б). Задание А4. Для культуры эпохи Просвещения не были характерны аскетизм и игнорирование общественно-политической проблематики (в, д). Задание А5. Развитие теории общественного договора связано с деятельностью английских философов Дж. Локка и Т. Гоббса (а, в). Задание А6. Первым редактором «Энциклопедии», начавшей выходить во Франции в 1751 г., был Дени Дидро (г). Задание А7. Развитие стиля барокко было тесно связано с Контрреформацией (а). Задание А8. Крупнейшим итальянским художником эпохи барокко считается Караваджо (в). Задание А9. «Золотым веком голландской живописи» называют XVII век (в). Задание А10. Характерными чертами литературы сентиментализма являются культ природы и интерес к внутреннему миру человека (б, г). Задание А11. Распад стилевого единства в европейской художественной культуре произошел в XIX в. (г). Задание А12. Импрессионистами являлись К. Моне, Э. Дега, К. Писарро (а, в, д). Задание А13. К числу характерных черт стиля модерн относятся асимметрия, криволинейные контуры, естественный беспорядок, а также растительные мотивы в декоре (а, б). Задание А14. К модернистским течениям не относится маньеризм (г). Задание А15. Одним из лидеров течения «кубизм» являлся Пабло Пикассо (в). Задание А16. Создателем первого абстрактного произведения в европейском искусстве считается Василий Кандинский (в). Задание А17. Представителями литературы экзистенциализма являются А. Камю и Ж.-П. Сартр (б, в). Задание А18. Культуре постмодерна присущи такие черты, как компиляция и цитирование культурных образцов, а также отрицание норм, стандартов, авторитетов (в, г). Задание А19. Направление постмодернизма, провозгласившее главной целью произведений искусства передачу идеи при вторичности ее художественной реализации, называется концептуализмом (б). Задание А20. Постмодернистское художественное направление, ознаменовавшее выход искусства в область массовой культуры, коммерческой рекламы, моды – это поп-арт (а). Блок В В1. Укажите соответствие между именами ученых и их вкладом в науку: а) Иоганн Кеплер б) Исаак Ньютон в) Галилео Галилей г) Карл Линней 1) создатель классической механики 2) изобретатель телескопа 3) автор трех законов движения планет 4) создатель системы классификации растительного и животного мира В2. Кому из ученых Нового времени принадлежит философское изречение «Я мыслю, следовательно, существую»? В3. Соотнесите имена художников с названиями их работ: а) Рембрандт ван Рейн 1) «Девушка с жемчужной сережкой» б) Питер Пауль Рубенс 2) «Ночной дозор» в) Ян Вермеер 3) «Возвращение блудного сына» В4. Когда и в какой стране возникли идеи Просвещения? В5. Расположите художественные стили по времени их зарождения – от самого раннего к самому позднему: а) романский б) рококо в) классицизм г) конструктивизм В6. Соотнесите имена представителей французской культуры и сферы их деятельности: а) Огюст Конт 1) живописец б) Жак-Луи Давид 2) философ, основоположник социологии в) Огюст Роден 3) скульптор г) Виктор Гюго 4) романист, поэт, драматург В7. Укажите соответствие между именами европейских художников и направлениями, к которым относится их творчество: а) Дж.М.У. Тернер, Ф.В.Э. Делакруа 1) романтизм б) Э.А.П. Гоген, В.В. Ван Гог 2) постимпрессионизм в) Ж.Д.Г. Курбе, О.В. Домье 3) реализм В8. Соотнесите имена культурных деятелей и сферы их деятельности: а) Антонио Гауди 1) художник б) Амедео Модильяни 2) писатель в) Оскар Уайльд 3) архитектор В9. Соотнесите имена художников и течения, к которым они относятся: а) Марсель Дюшан 1) поп-арт б) Энди Уорхол 2) дадаизм в) Казимир Малевич 3) сюрреализм г) Сальвадор Дали 4) супрематизм В10. Укажите авторство литературных произведений XX века: а) Уильям Голдинг 1) «Повелитель мух» б) Джордж Оруэлл 2) «Три товарища» в) Эрих Мария Ремарк 3) «1984» г) Джеймс Джойс 4) «Улисс» Ответы на задания блока В Задание В1. Кеплер – автор трех законов движения планет (а-3); Ньютон – создатель классической механики (б-1); Галилей – изобретатель телескопа (в-2); Линней – создатель системы классификации растительного и животного мира (г-4). Задание В2. Изречение «Я мыслю, следовательно, существую» принадлежит французскому ученому Рене Декарту. Задание В3. Рембрандт – «Возвращение блудного сына» (а-3); Рубенс – «Ночной дозор» (б-2); Вермеер – «Девушка с жемчужной сережкой» (в-1). Задание В4. Идеи Просвещения возникли в XVII в., в Англии. Задание В5. Романский стиль – классицизм – рококо – конструктивизм (а, в, б, г). Задание В6. О. Конт – философ, основоположник социологии (а-2); Ж.-Л. Давид – живописец (б-1); О. Роден – скульптор (в-3); В. Гюго – литератор (г-4). Задание В7. Тернер, Делакруа – представители романтизма (а-1); Гоген, Ван Гог – постимпрессионизма (б-2); Курбе, Домье – реализма (в-3). Задание В8. А. Гауди – архитектор (а-3); А. Модильяни – художник (б-1); О. Уайльд – писатель (в-2). Задание В9. М. Дюшан – дадаизм (а-2); Э. Уорхол – поп-арт (б-1); К. Малевич – супрематизм (в-4); С. Дали – сюрреализм (г-3). Задание В10. У. Голдинг – «Повелитель мух» (а-1); Дж. Оруэлл – «1984» (б-3); Э.М. Ремарк – «Три товарища» (в-2); Дж. Джойс – «Улисс» (г-4). Блок С С1. «Стиля нельзя ни выдумать, ни воспроизвести; его нельзя сделать, нельзя заказать, нельзя выбрать как готовую систему форм, годную для перенесения в любую обстановку; подражание ему приводит только к стилизации. Стили росли и ветшали, надламывались, менялись, переходили один в другой; но в течение долгих веков за отдельным архитектором, поэтом, музыкантом всегда был стиль как форма души, как скрытая предпосылка всякого творчества. Стиль есть такое общее, которым частное и личное никогда не бывает умалено. Его не создает отдельный человек (...); он – воплощенная в искусстве соборность творчества».
1. Что такое «стиль» как категория культуры и искусства? 2. Назовите так называемые «большие стили» европейского искусства XVII–XVIII веков. 3. Какой «большой стиль» сложился в Италии в XVII в.? Каковы его отличительные черты? 4. Какой стиль возник в это же время во Франции? Каковы его особенности?
С2. «Анализируя новый стиль, можно заметить в нем определенные взаимосвязанные тенденции, а именно: 1) тенденцию к дегуманизации искусства; 2) тенденцию избегать живых форм; 3) стремление к тому, чтобы произведение искусства было лишь произведением искусства; 4) стремление понимать искусство как игру и только; 5) тяготение к глубокой иронии; 6) тенденцию избегать всякой фальши и в этой связи тщательное исполнительское мастерство; 7) искусство, согласно мнению молодых художников, безусловно чуждо какой-либо трансценденции».
1. О каком направлении в искусстве идет речь в данном отрывке? 2. Назовите конкретные течения в искусстве, сформировавшиеся в рамках этого направления. 3. Кто является автором тезиса о «дегуманизации искусства»? 4. Назовите представителей того направления в искусстве, о котором идет речь в приведенном отрывке.
С3. «Нарастание ускорения – одно из самых существенных и наименее изученных социальных явлений. Но это еще только половина дела. Ускорение темпа перемен является также и психологическим фактором, нарушающим наше душевное равновесие, изменяющим само наше восприятие жизни. (...) Для того чтобы выжить и избежать шока от столкновения с будущим, человек должен стать несравненно более приспособляемым и пластичным, чем когда бы то ни было раньше. (...) Человеку по-настоящему не приходилось еще жить в атмосфере, насквозь пронизанной новизной. (...) Выпустив на свободу силы новизны, мы толкаем людей в объятия необычного, непредсказуемого. Тем самым мы поднимаем проблемы адаптации на новый и опасный уровень. Ибо недолговечность и новизна образуют взрывчатую смесь».
1. Из какой работы американского культуролога и социолога Олвина Тоффлера взят этот отрывок? 2. Каковы, согласно Тоффлеру, отличительные черты современной культуры? 3. Чем, с точки зрения Тоффлера, грозит человеку ускоренный темп современной цивилизации? 4. В чем, по мнению ученого, главные причины «психологического» и «физического» загрязнения среды, которые несет с собой современная техноцивилизация? Ответы на задания блока С Задание С1. 1. Стиль – это устойчивое сочетание признаков и художественных приемов, характерных для искусства определенного периода и направления. 2. К «большим стилям» европейского искусства XVII–XVIII вв. принадлежат прежде всего барокко и классицизм. В середине XVIII в. появляется рококо, а к концу этого века – сентиментализм и романтизм. 3. В конце XVI – начале XVII вв. в Италии складывается стиль барокко. Его отличительными чертами являются контрастность, асимметрия, пышность и обилие декора, использование оптических эффектов светотени, кривизна и изломанность линий. Эти стилистические особенности придают барокко экспрессивность, эмоциональную напряженность, передавая ощущение прихотливого чувства. 4. Во Франции в XVII в. возник классицизм. В противоположность итальянскому барокко, классицизм опирался на рационалистическую философию Просвещения с ее культом разума и принципом подчинения чувства долгу. В архитектуре этот стиль отличает строгая симметрия, ясность и четкость линий, опора на античный ордер. В литературе классицизм возрождает закон трех единств античной драмы: единство времени, места и действия. Излюбленной темой классицистической литературы и живописи было изображение борьбы между страстью и разумом, личной склонностью и общественным долгом. Задание С2. 1. Речь идет об авангардизме – одном из главных направлений искусства ХХ века. 2. К авангардизму относится целая группа течений, объединенных общими идейными и стилевыми установками: фовизм, кубизм, абстракционизм, футуризм, сюрреализм в живописи, литература «потока сознания», атональная музыка и додекафония в музыке. 3. Автором тезиса о «дегуманизации искусства» является испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет. Выше приведен фрагмент из его одноименной работы. 4. Наиболее ярким представителем фовизма является Анри Матисс, кубизма – Пабло Пикассо. Основоположником футуризма был итальянский поэт Филиппо Маринетти. В период между мировыми войнами широкое распространение получил сюрреализм; в живописи он связан в первую очередь с творчеством испанского художника Сальвадора Дали. Из представителей абстракционизма наиболее известны Василий Кандинский и Казимир Малевич. Задание С3. 1. Это отрывок из работы Тоффлера «Столкновение с будущим» (в других переводах: «Футурошок», «Шок будущего», в оригинале – «Future Shock»). 2. Согласно Тоффлеру, современный человек сталкивается с рядом явлений, неизвестных прошлым культурам. К этим явлениям он относит ускорение темпа жизни и темпа перемен. Это выражается в увеличении скорости передвижения, в быстроте изменения технической среды, частой смене моды, направлений в искусстве и т.д. Еще одним фактором является новизна: новые лидеры, актеры и певцы, новые товары и машины, новые книги и идеи. Третьим фактором является многообразие и недолговечность (уменьшение времени контактов людей друг с другом и с вещами). Современная культура – это культура делового общения и одноразовой посуды. 3. Все это, по мысли Тоффлера, грозит человеку «кризисом адаптации», что выражается в росте числа психических заболеваний, алкоголизме, невротизации, в потере душевного равновесия. 4. Главная причина этих явлений – общество потребления, основанное на господстве технических элит и погоне за прибылью. Date: 2015-09-03; view: 786; Нарушение авторских прав |