Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарождение функционализма: методология Б. Малиновского





В антропологии принято считать что «эпоха функционализма» началась с выхода в свет работ Б. Малиновского и Р. Рэдклифф-Брауна. Функционалистская методо-

логия исследования была близка таким антропологам как Э. Мейо, У. Л.Уорнер, Р. Фирт, С. Нейдел, М. Глакмен, М. Мид и другие. В 30-е годы фуикционалистские методы Б. Малиновского приобрели необыкновенную популярность, даже сложился «кружок Малиновского». Однако он вскоре распался, а один из его членов, Э. Эванс-Причард, впоследствии так отозвался о посмертно опубликованной работе своего учителя: «Это хороший образец болота тривиальности и многословия, в которое может завести попытка создания видимости естественнонаучного похода. Увы, как мыслитель Малиновский был безнадежен» [14, с. 243]. Р. Рэдклифф-Браун, несмотря на свое уважительное отношение к трудам Б. Малиновского в целом, резко отзывался о биопсихологических основах его структурно-функциональной концепции. Он также возражал' против отнесения своей теории к школе «функционализма», ассоциирующейся с именем Б. Малиновского, поскольку полагал, что этот ученый уделяет биологическим потребностям неоправданно большое внимание (см.: [4, с. 281]).

Но прочитать Б. Малиновского можно по-разному. В современной культурологии его идеи оказались востребованы и несколько иначе интерпретированы. «Вслед за Б. Малиновским, - пишет В. М. Розин, - я выступаю против редукции культуры к биологическому плану... потребности Б. Малиновский понимает не биологизаторски и психологически, а культурологически» [10, с. 12]. Как видим, исторические оценки исследователей принципиально разошлись. Тем более важно и интересно обратиться к анализу концепции функционализма, сыгравшей огромную роль в историческом становлении антропологии, и не утратившей своего эвристического потенциала.

Ученый не может строить свои рассуждения на теоретических спекуляциях, полагаться на факты, добытые не им лично - таковы общие сциентистские установки антропологической науки, продолжающие традиции европейского позитивизма, которым следовал Б.Малиновский. С 1914-1918 годов он вел полевые исследования в Меланезии (тробрианская культура), и результатом этой работы явилось исследование «Аргонавты Западной части Тихого океана» (1922).

Б. Малиновский был сторонником культурной универсальности, поэтому исследование тробрианской культуры одновременно для него означало изучение и построение ее ланчеловеческой модели. К обоснованию положений структурно-функциональной теорий он обратился уже в конце жизни, а его основной труд «Научная теория культуры»

Таблица 1

Элемент культуры Рациональное знание Магия
Потребности Адаптация в рационально-предсказуемых условиях Адаптация в условиях, недоступных рациональному контролю
Сфера контроля Естественное Сверхъестественное
Способы деятельности Практика Ритуал
Виды деятельности Обработка земли. Мореплавание. Рыбная ловля. Здоровье и телесность Частные магические практики

Разграничение науки и магии в примитивной культуре средствами функционального анализа столь прозрачно, что может быть выражено схемой (см. табл. 1).

В совокупности практик Б. Малиновский увидел разные их виды, предназначенные для удовлетворения разных культурных потребностей - науку и религию.

Подобным образом, он выделяет магию и религию как элементы, соотносимые с разными потребностями человека, выполняющие в культуре различные функции. Если в сопоставлении науки и религии их можно было разделить по сферам контроля (естественное, сверхъестественное), то сопоставительный анализ религии и магии, потребовал иных критериев различения.

Анализ религии Б. Малиновский также осуществляет на основе универсалистской же схемы: религия - это универсальная форма культуры, и поэтому о ней можно рассуждать вне определенного культурного контекста. Религия не имеет практических целей, соотносится с высшими потребностями человека (мы назвали бы их сегодня духовно-экзистенциальными). В примитивном обществе, как и в современном, она необходима для реализации собственно человеческих потребностей в преодолении жизненных кризисов. К ним относится, прежде всего, кризис рождения как биологического, как и социального (инициация), кризис, связанный с идеей конечности и смертности. С помощью обрядов религия разрешает эти кризисы и дарует человеку желанное бессмертие. Религиозное содержание обрядов выполняет важнейшие социальные функции — реализацию социальной потребности в стабильности и целостности. Религиозный обряд направлен на сакрализацию традиции (в этой части работы он в основном воспроизводит положения Э. Дюркгейма).


Таблица 2

Элементы культуры Религия Магия
Потребности Экзистенциальные. Социальные. Нормативно-этические Практические
Виды обрядовой деятельности Обряды перехода (рождение, инициация, вступление в брак, погребение) Частные магические практики, ситуационно связанные с решением конкретных задач
Культурные функции Социализирующая. Нормативно-регулятивная. Адаптация к конечности существования. Культурная трансформация биологических потребностей Адаптация к природной среде и социокультурному окружению

Религия выполняет моральные функции, устанавливая систему запретов и предписаний, посредством религиозных обрядов осуществляется процесс социализации. Наконец, именно религия является той формой культурной деятельности, в которой происходит трансформация биологического организма в «человека культуры». Биологические потребности человека, как мы уже рассматривали выше, получают культурную интерпретацию. Потребность в пище посредством обрядов жертвоприношения и причастия позволяет человеку соприкоснуться с высшими силами изобилия. Воспроизводство получает моральное освящения и реализуется в формах семейно-брачных отношений.

Магия - это ритуал, лишенный такой социально-ценностной основы. Он связан с практическими потребностями, предполагающими получение конкретного результата в ближайшее время после его проведения. Б. Малиновский не согласен с представлениями о том, что магия - это архаичная форма религиозных верований. По его мнению, религия и магия, будучи функционально различными формами деятельности, изначально сосуществуют параллельно. Раздел, посвященный сопоставительному анализу магии и религии, носит обобщенно-философский характер, однако главные его выводы тоже можно представить с помощь схемы (см. табл.2).

В таблицах представлены функциональные связи науки, магии и религии, которые были выявлены Б. Малиновским в процессе изучения примитивных культур. Идея системности культуры в концепции Б. Малиновского скорее декларирована, она присутствует в качестве исходного по-

ложения — ученый и не ставил своей целью воспроизведение социальной структуры, реализующей многочисленные культурные функции. В противоречивом двуединстве: «биологическое - социальное», «потребность - норма» Б. Малиновский сделал упор на первой категории. Теорию Б. Малиновского следует именовать так, как назвал сам автор — «функционализм», не добавляя к нему слова «структурный». Изучение институциональной структуры, которая определяет содержание всей культурной системы в целом, детерминирует потребности ее носителей - это социологический вариант антропологического анализа, и мы рассмотрим его на примере концепции А. Р. Рэдклифф-Брауна.







Date: 2015-09-03; view: 484; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию