Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура и функция: социально-антропологическая теория А. Р. Рэдклифф-Брауна
Теория А. Р. Рэдклифф-Брауна относится к числу тех классических образцов, которые, даже будучи устаревшими в эмпирическом аспекте, не потеряли своей актуальности в методологическом. Впрочем, и это утверждение не бесспорно. «Что касается места, отводимого Рэдклифф-Брауну в истории социальной теории, то оно довольно скромное... место одного из предшественников структурного функционализма. Тот же факт, что сегодня редко кто без скепсиса относится к структурному функционализму, делает это место еще более скромным» - это мнение одного из авторитетных современных исследователей [3, с. 297-298]. Этот автор также полагает, что неправомерно относить Б. Малиновского и А. Р. Рэдклифф-Брауна к общему направлению, совершенно справедливо указывает на различие смыслов употребляемых ими понятий, прежде всего, понятия «функция». Но для нас принципиально важна общность их подхода к пониманию культуры как функционально связанного целого, в рамках которой А. Р. Рэдклифф-Браун реализовал социологическую модель рассмотрения культурной системы. Бесспорным можно считать место А. Р. Рэдклифф-Брауна в истории антропологической науки в качестве одного из основателей социальной антропологии, которую он относил к числу социологических дисциплин и именовал сравнительной социологией. К числу сторонников этой науки (и адептов-почитателей самого Рэдклифф-Брауна) относились в разное время М. Глакмен, Э. Эванс-Причард, М. Фортес, У. Л. Уорнер, Р. Редфилд, Г. Бейтсон, Р. Фирт и другие. Поскольку эти причины носят «естественный» социальный характер, то познавательная задача заключается в установлении причинных связей между структурой и функциями, т. е. между двумя структурами разного порядка, между структурой и организацией разного порядка. Другим словами, можно проследить необходимую связь социальной структуры и стереотипов социального поведения. Целый ряд работ А. Р. Рэдклифф-Брауна посвящен анализу отношений родства и связанных с ними обычаев. Он ставит вопрос о необходимости изучения социальной системы родства, сложившихся внутри системы социальных отношений, стереотипов социального поведения личности по отношению к каждой признаваемой группе родственников. Это те общие положения, на основании которых можно решать частные проблемы, например, связанные с символическим оформлением родства. Так, в небольшой работе «Брат матери в Южной Африке» он решает конкретную проблему: причины сохранения в ряде племен обряда выплаты при заключении браков. Для этого он анализирует социальную систему родства и его символическое закрепление. Без тщательного изучения позиции, в которой человек находится по отношению к своим родственникам со стороны матери невозможно подойти к адекватному пониманию обычая выплаты, полагает ученый. Напомним, что в исследованиях А. Р. Рэдклифф-Брауна как содержательная рассматривалась именно социальная сторона процессов, а культурная — как формальная. Именно поэтому теоретический интерес был сосредоточен на социальной стороне исследований, вплоть до объявления культуры бессодержательным конструктом. В большинстве современных культурологических исследований соотношение позиций социального и культурного изменены: социальное выступает в качестве формы, а культурное - содержания. Рассмотрим методологический потенциал такого рода «реверса» для культурологического знания. Date: 2015-09-03; view: 372; Нарушение авторских прав |