Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура в структурно-функциональной концепции Т. Парсонса
В своих рассуждениях Малиновский опирался на понятие «потребность», Рэдклифф-Браун - на институциональные формы регулирования социального поведения. При этом каждый из них стремился к системному представлению о характере культуры и ее закономерностях. Однако раскрыть принципы системной организации, объединив в одну мо- дель потребность и ее регулирование, этим исследователям не удалось. Этот синтез осуществил Т. Парсонс в своей структурно-функциональной теории. Он справедливо называл структурный функционализм не отдельной наукой, а общим итогом теоретической мысли в области социокультурного знания середины XX века. К числу сторонников его теории принадлежат также Р. Мертон, Э. Шилз, Р. Миллс, Г. Оллпорт, Г. Мюррей и многие другие видные теоретики XX века. Теория Т. Парсонса позволяла разрешить противоречия социального и психического, активности и нормативности, поскольку объединяла на единых системных основаниях данные социологии, психологии и антропологии. Он исходит из того, что сами объекты, которые изучают эти дисциплины, находятся в необходимых связях, на выявление которых и направлена его методология. Сам Т. Парсонс видел задачи своей теории в специфику социологической интерпретации связей между психологическими и культурными явлениями. Структура определяется в его теории в качестве признака устойчивости системы, функция -в качестве связи между компонентами социальной системы. Но поскольку анализ необходим для того, чтобы исследовать закономерности функционирования и развития систем, то вторым понятием, наряду со структурой, является процесс или действие [9, с. 677]. Теория Т. Парсонса посвящена взаимодействию двух систем - социальной и культурной. Они качественно отличаются друг от друга тем, что социальная система является системой действия. Это понятие в контексте парсоновской теории означает приблизительно то, что в теории Анохина именовалось «функциональная», т. е. активная система, в то время как культурная, организованная как система символов и артефактов, не имеет активного действующего начала, и поэтому ее системные связи и зависимости носят иной характер. Парсонс различает два уровня организации социальной системы - индивидуальный и коллективный. Индивидуальная социальная система - это личность как системная организация социального опыта, формирующаяся в процессе социального взаимодействия. Коллективная — это взаимоотношение людей в ходе совместной деятельности, направленной на решение общей задачи. Культурная система соотнесена и с деятельностью личности, и с деятельностью группы, она распределена между ними. В итоге каждая действующая система имеет свои психологические, социальные и культурные аспекты. Основ- социокультурные параметры. Общие принципы этого аспекта анализа - рассмотрение процессов действия системы с точки зрения дифференциации образцов: (ролей, ориентаций и т.д.), осуществляемого на основе выборов социального актора, и их интеграции в систему, на основе снятия внутренних конфликтов. Социальное действие может быть представлено как система трех уровней: деятельность актора (индивида), деятельность индивидуальной социальной системы и деятельность коллективной социальной системы. Структура действия и его функции остаются постоянными, а содержание компонентов - переменным. Каждый уровень — это система, в которой выделена общая структура: Ø ► потребность - ориентация действия; Ø ► социальная потребность (социальный интерес) — ценностная ориентация; Ø ► система социальных интересов коллектива - институционально установленные ценностные ориентации. На уровне более высокого порядка система превращается в элемент, включенный в общую систему связей. Все компоненты структурного анализа «культурологически разворачиваются» в направлении анализа социального контроля и символической стороны коммуникации. Структурные уровни системы генетически связаны между собой, и структурно-функциональный анализ эту генетическую связь воспроизводит. Функционирование системы низшего порядка поддерживает, обеспечивает деятельность высшей. Так, определение интересов личности на уровне ролей является утверждением об условиях, необходимых для создания коллектива. На уровне коллектива социальное регулирование усложнятся, поскольку в число институтов включается также власть. Эти встречные движения мысли — структурирование и интеграция в единстве позволили реализовать «реверсивно-иерархический» принцип построения структурно-функциональной модели, объясняющей динамику социальной системы, в которой каждый актор, социальный субъект, движимый собственными потребностями, поддерживает функционирование системы в целом. Творческое наследие Т. Парсонса включает не только значимую для культурологического анализа методологию, но и образцы ее применения при изучении, скажем, таких проблем, как традиция и новация, воспроизводство культурного образца и его интерпретация, механизмы порождения образцов нового культурного опыта (который затем «отде- не уделяет внимания изучению практического сознания в качестве источника культурного опыта, игнорирует опыт повседневности в качестве культурного багажа акторов. Получается картина ценностной согласованности действий индивидуальных акторов, противоречащая реалиям культурной жизни постсовременного общества. Однако, несмотря на критичность отношения в построении собственной теории, Э. Гидденс во многом опирается на структурно-функциональный метод, но «понижает» уровень теоретической обобщенности и применяет его к другому предмету: субкультуры, практики, практическое сознание [2, с. 35-37]. Однако не все современные авторы считают структурно-функциональный метод архаическим достоянием истории науки. Сторонники «неофункционализма», к числу которых относят, в частности, Н. Лумана и Ю. Хабермаса, отстаивают его теоретическую и практическую актуальность и используют в своих исследованиях. Но, пожалуй, лучше всех о значении структурно-функциональной методологии и ограниченности ее познавательных возможностей сказал сам Т. Парсонс: «Следует иметь в виду, что нами представлена общая и абстрактная схема... она не исчерпывает всего разнообразия человеческого существования. Однако она может помочь его анализу организации нашего знания о нем» [9, с. 354]. Вопросы для самопроверки 1. Дайте характеристику общих принципов структурно-функционального анализа и сфер его применения в культурологическом исследовании. 2. В чем выражается принцип сциентизма в методологической ориентации структурно-функционального подхода? 3. Трактовка Б. Малиновским понятий «культура», «функция», «потребность», «институт». Какое из них является самым существенным для его теории? 4. Сущность социологического истолкования природы культуры у А. Р. Рэдклифф-Брауна. 5. Свою дисциплину А. Р. Рэдклифф-Браун именовал «сравнительной социологией». В чем сущность подхода к исследованию культурных объектов в сравнительной социологии? С какими направлениями в современном культурологическом познании может быть соотнесен ее предмет и исследовательские стратегии? 6. Характеристика соотношения социального и культурного в концепции Т. Парсонса. 7. Как вы понимаете смысл положения Т. Парсонса об «интегрированной культурной системе»? 8. Дайте характеристику процессов социализации и инкультурации с позиций структурно-функциональной методологии. 9. Структурный функционализм в контексте современной культурологической мысли: обоснуйте свое понимание его актуальности и методологической ценности. Литература 1. Александров Ю. И., Брушлинский А. В., Судаков К. В., Умрюхин Е. А. Системные аспекты психической деятельности. М.: УРСС, 1999. 2. Гидденс Э. Устроение общества. М., 2003. 3. Николаев В. Сравнительная социология А. Р. Рэдклифф-Брауна // Рэдклифф-Браун А. Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001. 4. Никишенков А. А. Структурно-функциональные методы А. Р. Рэдклифф-Брауна // Рэдклифф-Браун А. Р. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2003. 5. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1998. 6. Малиновский Б. Избранное: динамика культуры. М., 2004. 7. Малиновский Б. Функциональный анализ // Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т. 1. 8. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997. 9. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. 10. Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию. М., 2003. 11. Рэдклифф-Браун А. Р. Структура и функция. М., 2001. 12. Рэдклифф-Браун А. Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001. 13. Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998. 14. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М., 2003. 2.4. Знаково-символические, семиотические интерпретации культуры. А. А.Трошин (канд. филос. н., доц.) Изучение культуры в различных школах и методологических традициях, несмотря на расхождения и разночтения между ними, как правило, всегда ориентировано на нахождение оптимальных путей выявления особенностей культуры как целого. Семиотический подход ориентирован на понимание культуры как упорядоченной, особым образом структурированной целостности. Он позволяет выявить и проанализировать основные элементы этой целостности с точки зрения их роли, функций, семантического содержания. Он теснейшим образом взаимодействует с коммуникативным анализом, поскольку целостность культуры создается и поддерживается посредством общения; общение невозможно без символов, знаков (существующих в той или иной форме - слов, жестов, рисунков и др.); символ наделен определенным смыслом, анализ и интерпретация которого является важным принципом исследования культурных феноменов в этой парадигме. Таким образом, можно говорить о том, что семиотический подход отличается от других прежде всего своей ориентированностью не просто на иную интерпретацию целостности культуры, а на выявление и анализ основных структурных элементов, составляющих эту целостность. Рассмотрение культуры как «семиосферы»(Ю. М.Лотман), как системы знаков, образующих некоторый язык, на котором написаны многообразные «культурные тексты», которые требуют своего прочтения (дешифровки), интерпретации, соотнесения с другими текстами - все это образует любая деталь быта - а вдруг именно она даст ключ к пониманию происходящего. Исследователю такой подход позволяет охватить все множество материальных объектов, составляющих человеческую культуру, хотя бы речь и шла об отдаленном прошлом (наиболее выдающийся пример этого - работы, выполненные во французской исторической школе «Анналов»). Расцвет таких поисков совпал с доминированием в точных и естественных науках (в первую очередь в математике) так называемого системного подхода. Проекция знаний из этих областей в гуманитарную сферу в наибольшей степени отразилась на семиотическом подходе, название которого происходит от греческого слова «sema» (по латыни «signum») -«знак». Рассмотрим, как, согласно этому подходу, решаются базовые культурологические проблемы. Date: 2015-09-03; view: 528; Нарушение авторских прав |