Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 14. Культура индустриального общества
Технократические формы культуры XX в. Техника как качественно новая ценность в культуре XX в., как орудие господства человека над природой, как главная цель общественного развития.
Понятие технократии: сущность и идеалы. Массовая коммуникация как совокупность средств, форм и способов распространения культуры (фото, кино, радио, ТВ). Особенности «культурного кода» в «экранной» коммуникации (М. Макллюэн). Проблема взаимоотношения СМК и массовой культуры в XX в. Массовая культура как средство социализации и самореализации человека в технократическом обществе.
Тема 15. Культура информационного общества
Смена форм коммуникации и формирование культуры информационного общества. Сущность и основные этапы развития компьютерной экранной культуры. Преодоление пространственно-временных параметров и «создание новой реальности».
Интернет как способ формирования новой интегральной культуры.
Постмодернизм – культура информационного общества. Разрушение иерархии ценностей. Полисемантизм. Панигровая природа постмодернистского сознания. Понимание мира как текста. Интертекстуальность. (Ю. Кристиева).
Глобализация как ведущая тенденция современного культурного процесса. Ее предпосылки, тенденции и проблемы. Актуализация этнонационального самосознания – форма противостояния культурной унификации.
Тема 16. Проблемы взаимодействия и диалога культур
Диалог культур как актуальная социокультурная проблема современности. Диалогическая природа и сущность культуры (М.М. Бахтин, М. Бубер, М. Библер, Г. Померанц и др.). Диалог как «встреча культур».
Россия в контексте взаимодействия и диалога культур.
Культура будущего в свете современных цивилизационных процессов и научных открытий.
Таблица 5
Содержание практических занятий, семинарских занятий и др.
№ п/п
| Номер раздела, темы
дисциплины
| Тема практического занятия, семинарского занятия и др., содержание занятия
| Задания для подготовки студентов к занятию
| 1.
|
«Религиозный тип средневековой культуры»
| «Семантика искусства Средневековья»
Вопросы для рассмотрения:
1. Средневековая культура как особая ступень в мировом художественном развитии. Формирование религиозного сознания.
2. Искусство Древней Руси. Взаимосвязь культуры восточных славян и византийской культуры.
3. Семантика средневекового собора (романского, готического, древнерусского).
4. Символика древнерусской иконы.
Цель семинара:выявить особенности семантики и символики средневекового искусства Западной Европы и Древней Руси.
| Необходимо изучить литературу
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Вагнер, Г.К. Искусство Древней Руси / Г.К. Вагнер, Т.Ф. Владышевская. – М.: Искусство, 1993. – С. 25-49.
2. Власов, В.Г. Византийское и древнерусское искусство / В.Г. Лазарев. – М.: Дрофа, 2003. – С. 100-120.
3. Ильина, Т.В. История искусств / Т.В. Ильина. – М.: Высш. школа, 1994. – С. 200-350.
4. Колпакова, Г.С. Искусство Византии / Г.С. Колпакова. – СПб.: Азбука-классика, 2004.- С. 123-150.
5. Лазарев, В.Н. Искусство Древней Руси / В.Н. Лазарев. – М.: Искусство, 2000. – С. 205-300.
6. Лазарев, В.Н. История византийской живописи / В.Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1986. – С. 57-100.
7 Лазарев, В.Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы / В.Н. Лазарев. – М.: Наука, 1978. – С. 99-125.
8. Любимов, Л.Д. Искусство Западной Европы / Л.Д. Любимов. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – С. 46-80.
9. Ротенберг, Е.И. Искусство готической эпохи / Е.И. Ротенберг. – М.: Искусство, 2001. – С. 100-120.
10.Трубецкой, Е.Н. Три очерка о русской иконе / Е.Н. Трубецкой. – М.: Центр Гуманитарной информатики «Инфо Арт», 1991. – С. 55-89.
11.Трубецкой, Е.Н. Умозрение в красках: Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи / Е.Н. Трубецкой. – М.: СП «Интерпринт», 1990. – С. 22-30.
12.Тяжелов, В.Н. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе / В.Н. Тяжелов. – М.: Искусство, 1981. – С. 280-300.
13. Языкова, И.К. Богословские иконы / И.К. Языкова. – М.:[Б.и.], 1995. – С. 120-200.
Дополнительная:
Лазарев, В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века / В.Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1983. – 538 с.
2. Русские храмы / гл. ред. М. Аксенова. – М.: Мир энциклопедий, 2007. – 184 с.
3.Триста веков искусства. Искусство Европейской части СССР / ред. Р.В. Тимофеева. –М.: Искусство, 1976. – 326 с.
4.Тяжелов, В.Н. Раннее Средневековье / В.Н. Тяжелов. – М.: Белый город, 2006. – 46 с.
Методические указания:
1. Необходимо знать основные факты истории византийского и западноевропейского искусства.
2. Знать наиболее известные католические соборы и православные храмы.
3.Знать имена древнерусских иконописцев и особенности их стиля.
| 2.
| 15 «Культура информационного общества»
| «Компьютерная культура – средство формирования новой реальности»
Вопросы для обсуждения:
1. Типологические черты культуры информационного общества.
2. Компьютерная культура - новая эстетика и новая реальность.
3. Интернет как способ формирования новой интегральной культуры.
4. Социальные, культурологические и нравственные проблемы экранной культуры.
Цель семинара: выявить основные черты и перспективы развития компьютерной культуры в контексте современного информационного общества.
| Необходимо изучить литературу:
Основная:
1. Борев, В.Ю. Культура и массовая коммуникация / В.Ю. Борев, А.В, Коваленко. – М.: Наука, 1986. – С. 120-200.
2. Нечай, О.Ф. Ракурсы: О телевизионной коммуникации и эстетике / О.Ф. Нечай. – М.: Искусство, 1990. – С. 56-100.
3. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга / М. Маклюэн. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. – С. 300-400.
4. Тоффлер, А. (Э.) Третья волна / А. (Э.) Тоффлер. – М.: АСТ, 2004. – С. 56-90.
5.Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. – М.: АСТ: Ермак, 2005.- С. 369-400.
Дополнительная:
1. Герасимов, С.А. Культурология и теория телекоммуникаций / С.А. Герасимов. – М.: Гардарики, 2007. – 173 с.
2. Интернет и российское общество / ред. И. Семенов. – М.: Гендальф, 2002. – 279 с.
3. Нечай, О.Ф. Блеск и нищета «массовой культуры» / О.Ф. Нечай. – Минск: Наука и техника, 1984. – 141 с.
4. Шувалова, М.В. С. Бак-Морс о роли визуального образа в интеллектуальных стратегиях власти / М.В. Шувалова // Вестник Тверского государственного университета. 2008. № 24 (84). – С. 116-126.
Методические указания:
1. Необходимо знать основные понятия: информационное общество, коммуникация, глобализация, виртуальная реальность, интеграция.
2. Понимать роль компьютера в формировании нового культурного сознания и новых возможностей в интеграции и коммуникации человека в современном обществе.
3. Представлять сложность социальных и нравственных проблем, возникающих в процессе функционирования Интернета.
|
Date: 2015-09-03; view: 493; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|