Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Культура индустриального общества





Технократические формы культуры XX в. Техника как качественно новая ценность в культуре XX в., как орудие господства человека над природой, как главная цель общественного развития.

Понятие технократии: сущность и идеалы. Массовая коммуникация как совокупность средств, форм и способов распространения культуры (фото, кино, радио, ТВ). Особенности «культурного кода» в «экранной» коммуникации (М. Макллюэн). Проблема взаимоотношения СМК и массовой культуры в XX в. Массовая культура как средство социализации и самореализации человека в технократическом обществе.

Тема 15. Культура информационного общества

Смена форм коммуникации и формирование культуры информационного общества. Сущность и основные этапы развития компьютерной экранной культуры. Преодоление пространственно-временных параметров и «создание новой реальности».

Интернет как способ формирования новой интегральной культуры.

Постмодернизм – культура информационного общества. Разрушение иерархии ценностей. Полисемантизм. Панигровая природа постмодернистского сознания. Понимание мира как текста. Интертекстуальность. (Ю. Кристиева).

Глобализация как ведущая тенденция современного культурного процесса. Ее предпосылки, тенденции и проблемы. Актуализация этнонационального самосознания – форма противостояния культурной унификации.

 

Тема 16. Проблемы взаимодействия и диалога культур

Диалог культур как актуальная социокультурная проблема современности. Диалогическая природа и сущность культуры (М.М. Бахтин, М. Бубер, М. Библер, Г. Померанц и др.). Диалог как «встреча культур».

Россия в контексте взаимодействия и диалога культур.

Культура будущего в свете современных цивилизационных процессов и научных открытий.

Таблица 5

Содержание практических занятий, семинарских занятий и др.

№ п/п Номер раздела, темы дисциплины Тема практического занятия, семинарского занятия и др., содержание занятия   Задания для подготовки студентов к занятию
1. «Религиозный тип средневековой культуры» «Семантика искусства Средневековья» Вопросы для рассмотрения: 1. Средневековая культура как особая ступень в мировом художественном развитии. Формирование религиозного сознания. 2. Искусство Древней Руси. Взаимосвязь культуры восточных славян и византийской культуры. 3. Семантика средневекового собора (романского, готического, древнерусского). 4. Символика древнерусской иконы. Цель семинара:выявить особенности семантики и символики средневекового искусства Западной Европы и Древней Руси.   Необходимо изучить литературу Рекомендуемая литература: Основная: 1. Вагнер, Г.К. Искусство Древней Руси / Г.К. Вагнер, Т.Ф. Владышевская. – М.: Искусство, 1993. – С. 25-49. 2. Власов, В.Г. Византийское и древнерусское искусство / В.Г. Лазарев. – М.: Дрофа, 2003. – С. 100-120. 3. Ильина, Т.В. История искусств / Т.В. Ильина. – М.: Высш. школа, 1994. – С. 200-350. 4. Колпакова, Г.С. Искусство Византии / Г.С. Колпакова. – СПб.: Азбука-классика, 2004.- С. 123-150. 5. Лазарев, В.Н. Искусство Древней Руси / В.Н. Лазарев. – М.: Искусство, 2000. – С. 205-300. 6. Лазарев, В.Н. История византийской живописи / В.Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1986. – С. 57-100. 7 Лазарев, В.Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы / В.Н. Лазарев. – М.: Наука, 1978. – С. 99-125. 8. Любимов, Л.Д. Искусство Западной Европы / Л.Д. Любимов. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – С. 46-80. 9. Ротенберг, Е.И. Искусство готической эпохи / Е.И. Ротенберг. – М.: Искусство, 2001. – С. 100-120. 10.Трубецкой, Е.Н. Три очерка о русской иконе / Е.Н. Трубецкой. – М.: Центр Гуманитарной информатики «Инфо Арт», 1991. – С. 55-89. 11.Трубецкой, Е.Н. Умозрение в красках: Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи / Е.Н. Трубецкой. – М.: СП «Интерпринт», 1990. – С. 22-30. 12.Тяжелов, В.Н. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе / В.Н. Тяжелов. – М.: Искусство, 1981. – С. 280-300. 13. Языкова, И.К. Богословские иконы / И.К. Языкова. – М.:[Б.и.], 1995. – С. 120-200. Дополнительная: Лазарев, В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века / В.Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1983. – 538 с. 2. Русские храмы / гл. ред. М. Аксенова. – М.: Мир энциклопедий, 2007. – 184 с. 3.Триста веков искусства. Искусство Европейской части СССР / ред. Р.В. Тимофеева. –М.: Искусство, 1976. – 326 с. 4.Тяжелов, В.Н. Раннее Средневековье / В.Н. Тяжелов. – М.: Белый город, 2006. – 46 с. Методические указания: 1. Необходимо знать основные факты истории византийского и западноевропейского искусства. 2. Знать наиболее известные католические соборы и православные храмы. 3.Знать имена древнерусских иконописцев и особенности их стиля.
2. 15 «Культура информационного общества» «Компьютерная культура – средство формирования новой реальности» Вопросы для обсуждения: 1. Типологические черты культуры информационного общества. 2. Компьютерная культура - новая эстетика и новая реальность. 3. Интернет как способ формирования новой интегральной культуры. 4. Социальные, культурологические и нравственные проблемы экранной культуры. Цель семинара: выявить основные черты и перспективы развития компьютерной культуры в контексте современного информационного общества.   Необходимо изучить литературу: Основная: 1. Борев, В.Ю. Культура и массовая коммуникация / В.Ю. Борев, А.В, Коваленко. – М.: Наука, 1986. – С. 120-200. 2. Нечай, О.Ф. Ракурсы: О телевизионной коммуникации и эстетике / О.Ф. Нечай. – М.: Искусство, 1990. – С. 56-100. 3. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга / М. Маклюэн. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. – С. 300-400. 4. Тоффлер, А. (Э.) Третья волна / А. (Э.) Тоффлер. – М.: АСТ, 2004. – С. 56-90. 5.Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. – М.: АСТ: Ермак, 2005.- С. 369-400. Дополнительная: 1. Герасимов, С.А. Культурология и теория телекоммуникаций / С.А. Герасимов. – М.: Гардарики, 2007. – 173 с. 2. Интернет и российское общество / ред. И. Семенов. – М.: Гендальф, 2002. – 279 с. 3. Нечай, О.Ф. Блеск и нищета «массовой культуры» / О.Ф. Нечай. – Минск: Наука и техника, 1984. – 141 с. 4. Шувалова, М.В. С. Бак-Морс о роли визуального образа в интеллектуальных стратегиях власти / М.В. Шувалова // Вестник Тверского государственного университета. 2008. № 24 (84). – С. 116-126. Методические указания: 1. Необходимо знать основные понятия: информационное общество, коммуникация, глобализация, виртуальная реальность, интеграция. 2. Понимать роль компьютера в формировании нового культурного сознания и новых возможностей в интеграции и коммуникации человека в современном обществе. 3. Представлять сложность социальных и нравственных проблем, возникающих в процессе функционирования Интернета.

Date: 2015-09-03; view: 444; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию