Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Сциентистско-рационалистический тип культуры XVII-XVIII вв





Промышленные, социальные революции в Нидерландах, Англии в XVII-XVIII вв. Роль экспериментальных наук и естественно-научных открытий в формировании сциентистско-рационалистической картины мира. Первая научно-техническая революция.

Абсолютная монархия как социально-историческая модель сциентистско-рационалистического типа культуры.

Барокко как отражение хаотической картины мира и трагических противоречий человеческого сознания. Попытки упорядочения мира и человека в искусстве классицизма. Каноны и принципы классицизма. Идеал героической личности.

Просвещение как главное идейное движение в Европе XVIII в.: его социальные задачи, идеология. Рационализм и механистический детерминизм просветительского сознания. Идея общественного переустройства на началах разума. Абсолютизация роли науки и энциклопедизм Просвещения, дуализм и антиклерикализм вольтерьянства, понимание «природы человека» в руссоизме. Идеи Просвещения как основа Великой французской революции.

Своеобразие русского Просвещения. Культурный смысл реформ Петра Великого. Их роль в секуляризации русской культуры и включения России в процесс европейского культурного развития.

Эпохи Петра I и Екатерины II как два этапа русского Просвещения. Идея просвещенного абсолютизма в русском культурном сознании XVIII в. Тип универсальной личности в русской культуре XVIII в. (Петр Великий, М.В. Ломоносов, Екатерина Великая).

Противоречия русского Просвещения. «Дворянская» (Д.И. Фонвизин) и «масонская» (Н.И. Новиков) оппозиции.

Тема 9. Культура XIX в.: романтизм и реализм

Романтизм как тип культуры. Эпоха буржуазных революций как социальная основа западноевропейского романтизма. Субъективный идеализм И.Г. Фихте и Ф.В.И. Шеллинга как философская основа романтизма.

Идея двоемирия. Противопоставление мира духа эмпирической действительности. Жизнетворчество как неотъемлемый элемент культуры романтизма.

Знаки и коды культуры романтизма: самоценность личности, идея свободы, природа как отражение мира субъективных переживаний, богоборчество, демонизм.

Общественно-исторические корни и природа русского романтизма. Своеобразие осмысления категории свободы в русском романтизме.

Декабристы как выразители романтического мироощущения.

Реализм как способ познания и объяснения природы человека и его социальных связей. Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера – философская основа идеи объективных связей мира и человека. Понятие социально-исторического детерминизма.

Роль естествознания в формировании позитивистской картины мира.

Проблемы «человек и среда», «человек и история» в реалистическом искусстве.

Натурализм – завершающий этап культуры XIX в. Идея биологического детерминизма в работах Ч.Р. Дарвина, И.М. Сеченова, Л.И. Мечникова и др. Сближение искусства с наукой.







Date: 2015-09-03; view: 426; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию