Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
IV. Институциональные аспекты интеграции научного знания в механизмы принятия решений
Важную роль в процессе интеграции научного знания в механизмы принятия решений играют федеральные органы, формирующие и осуществляющие государственную политику Российской Федерации. К ним относятся Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и иные органы исполнительной власти. В данной работе самое активное участие принимают различные консультативные органы (комиссии, советы, научно-экспертные советы), в состав которых, как правило, входят авторитетные ученые и специалисты. В настоящее время при Президенте РФ функционируют следующие научно-экспертные совещательные органы: Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России; Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям; Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции; Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека; Совет при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ; Совет при Президенте РФ по развитию финансового рынка РФ; Совет при Президенте РФ по развитию местного самоуправления; Совет при Президенте РФ по науке и образованию; Совет при Президенте РФ по культуре и искусству; Совет при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта; Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства; Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ; Совет при Президенте РФ по делам казачества; Экономический совет при Президенте РФ; Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; Координационный совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. В целях содействия развитию науки и образования в России, а также совершенствования государственного управления в этой сфере Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию был преобразован в Совет при Президенте РФ по науке и образованию [43]. В его состав вошли ведущие ученые и организаторы науки и образования. Распоряжением Президента РФ от 30 июля 2012 г. утверждены руководители межведомственных рабочих групп Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию[44]. В состав Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям[45] включен ряд известных ученых[46]. Координационный совет при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы [47] является совещательным и консультативным органом при Президенте, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг. Председатель Совета – В.И. Матвиенко, Председатель Совета Федерации, секретарь – З.Ф. Драгункина, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике. В составе Координационного совета также представлены известные ученые[48]. При Правительстве РФ также действуют координационные и совещательные органы, в работе которых участвуют ученые, организаторы науки и специалисты. Это правительственные комиссии: по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ; по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период; по развитию отечественной кинематографии; по вопросам охраны здоровья граждан; по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа; по координации деятельности «Открытого правительства». Кроме того, при Правительстве РФ работают две крупные научно-экспертные организации – Институт законодательства и сравнительного правоведения и Аналитический центр. В России в настоящее время продолжает развиваться система «Открытое правительство», которая нацелена на повышение открытости власти, вовлеченность общества в процесс принятия государственных решений на разных уровнях, повышение общественного контроля, повышение качества предоставления гражданам социально-значимых услуг. В рамках этой системы идет формирование Экспертного совета при Правительстве РФ, который будет принимать активное участие в процессе подготовки государственных решений по приоритетным направлениям, среди которых вопросы: развития кадрового потенциала, противодействия коррупции, развития конкуренции, вопросы образования, здравоохранения, ЖКХ, защиты гражданских прав, обеспечения личной безопасности, развития инфраструктуры и энергетики, инноваций, информационных технологий, вопросы развития регионов. Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 июля 2012 г. № 774 «Об Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации» проведен первый этап формирования Экспертного совета, по итогам которого отобраны 200 экспертов по представлению Министра РФ по вопросам Открытого правительства. В настоящее время идет второй этап формирования Экспертного совета, который предполагает отбор дополнительно 200 членов из общего числа кандидатур, представленных по рекомендации органов власти и институтов гражданского общества. В числе механизмов «Открытого правительства» предусмотрено создание экспертных советов и рабочих групп по наиболее важным и актуальным проблемам; подготовка публичных докладов, заказ экспертиз, проведение социологических исследований, общественное обсуждение законопроектов. На площадке «Открытого правительства» идет общественное обсуждение проектов государственной программы РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы», Стратегии развития пенсионной системы РФ, других актуальных вопросов. В рамках системы «Открытое правительство» предусмотрено формирование системы общественных советов при органах исполнительной власти на федеральном и региональном уровне в новом формате, включая общественные советы со специальными полномочиями. Предполагается кардинально пересмотреть принципы формирования и полномочия общественных советов: наделить общественные советы реальными рычагами воздействия на принимаемые решения; сделать порядок формирования советов публичным и представительным, исключающим его ведомственную зависимость и обеспечивающим представительность общественных интересов; разработать систему оценки эффективности деятельности советов и механизм ответственности его членов за своевременное и объективное рассмотрение проектов решений, требующих обязательного согласования с ними[49]. Таким образом, формирование системы «Открытое правительство» может стать важным инструментом интеграции научного знания в механизмы принятия решений. Для этого представляется целесообразным предусмотреть систему мер, обеспечивающих участие в общественных советах при органах исполнительной власти на федеральном и региональном уровне авторитетных ученых и компетентных специалистов, способных обеспечить принятие общественными советами научно-обоснованных рекомендаций и решений. При Председателе Совета Федерации также действуют консультативные органы по ключевым вопросам законодательного обеспечения государственной политики: Совет по вопросам интеллектуальной собственности; Координационный совет по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей; Совет по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования; Экспертный совет по Арктике и Антарктике; Совет по государственной культурной политике; Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса; Совет по делам инвалидов; Координационный совет по взаимодействию с институтами гражданского общества; Научно-экспертный совет; Интеграционный клуб; Совет по местному самоуправлению; Совет по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса; Совет по вопросам поддержки соотечественников, проживающих за рубежом; Совет по вопросам модернизации экономики и инновациям; Консультативный совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями. В работе консультативных органов при Председателе Совета Федерации участвуют известные ученые, специализирующиеся по наиболее актуальным научным дисциплинам. Одним из наиболее представительных по своему научному потенциалу является Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации. В состав Научно-экспертного совета вошли руководители ведущих вузов[50], вице-президент Российской академии наук А.Д. Некипелов, директора тринадцати институтов Российской академии наук[51], директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Т.Я. Хабриева, руководитель федерального государственного учреждения «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» А.Г. Макушкин, президент Академии военных наук Российской Федерации М.А. Гареев, декан юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова А.К. Голиченков, декан биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова М.П. Кирпичников, директор Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации В.А. Шамахов и др. В Совете по вопросам интеллектуальной собственности, Совете по государственной культурной политике, Совете по модернизации экономики и инновациям, Консультативном совете по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями, в других органах при Председателе Совета Федерации представлены наиболее известные и авторитетные ученые и эксперты по соответствующей проблематике. Рекомендации, принимаемые экспертными советами при Председателе Совета Федерации по наиболее актуальным проблемам развития законодательства, аккумулируют научный потенциал членов советов и содействуют повышению качества и эффективности деятельности верхней палаты российского парламента. Система экспертных советов, обладающих значительным научным потенциалом, действует при комитетах Совета Федерации. Так, при Комитете Совета Федерации по социальной политике сформировано три экспертных совета: Экспертный совет по туризму[52], Экспертный совет по здравоохранению, Экспертный совет по физической культуре и спорту[53]. В составе каждого из этих экспертных советов представлены ученые, зарекомендовавшие себя как крупные специалисты по соответствующей проблематике. В экспертных советах при комитетах Совета Федерации, многие члены которых являются видными учеными, обсуждаются ключевые вопросы совершенствования законодательного обеспечения основных направлений государственной политики, формулируются рекомендации, направленные на совершенствование законодательства. Таким образом, система экспертных советов при Председателе Совета Федерации и при комитетах Совета Федерации является важным механизмом, обеспечивающим процесс интеграции научного знания в механизмы принятия законодательных решений. В Российской Федерации существует также организация, ответственная за науку в общегосударственном масштабе – Российская академия наук. Ее Устав утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 785. Однако, Устав не регулирует механизмы интеграции научного знания, созданного в стенах РАН, в принятие общегосударственных решений, кроме уже упомянутого ежегодного доклада Президенту РФ и в Правительство РФ.
Date: 2015-09-03; view: 634; Нарушение авторских прав |