Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграция научной информации в механизмы принятия решений как элемент государственной стратегии управления знаниями





В 90-е годы ХХ века на Западе бурное развитие получила дисциплина «управление знаниями» или Knowledge Management. Ее появление стало реакцией на постоянно существующую потребность в создании все новых рычагов, обеспечивающих конкурентные преимущества. Менеджмент знаний — это систематические процессы, благодаря которым создаются, сохраняются, распределяются и применяются основные элементы интеллектуального капитала; это стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность, эффективность и новую стоимость. По словам академика РАН А.А. Дынкина, квалифицированное управление знаниями — задача более сложная, чем управление материальными активами или финансовыми ресурсами. Решение этой задачи дает возможность получать принципиально новые преимущества в конкурентной борьбе вследствие сокращения времени принятия решений и повышения способностей системы к обучению.

В настоящее время происходит широкое распространение концепции управления знаниями во всех сферах человеческой деятельности, включая науку и образование. На этом этапе происходит непосредственное формирование технологии управления знаниями как совокупности определенных методов, приемов и средств обеспечения свободной циркуляции знаний и их генерации. Управление знаниями определяет как культурный, так и технологический процесс создания, сбора, совместного использования, оценки и повторного применения знаний.

Повышенный интерес к системам управления знаниями вызван рядом причин, среди которых следующие:

объем данных в информационных системах ежегодно увеличивается более чем в два раза;

совершенствуются технические средства передачи и хранения информации, развивается Интернет, повышается качество программного обеспечения;

наблюдается высокая динамика изменений окружающей среды, интеллектуальный «охват» которых при помощи традиционных средств практически невозможен.

Для систем управления знаниями барьером к внедрению часто выступает отсутствие организационной культуры, которая обеспечивала бы совместное использование знаний, и недостаток информации у сотрудников органов (организаций). Среди основных трудностей внедрения технологий управления знаниями:

недостаточное понимание идеи управления знаниями и выгод от нее;

нехватка у сотрудников времени на внедрение систем управления знаниями;

несовершенство технологий управления знаниями;

уровень корпоративной культуры;

отсутствие стимулов для совместного использования знаний;

недостаточное финансирование программ управления знаниями и т.д.

Эффективное управление знаниями требует наличия актуальной и непротиворечивой информации. Ключевая задача состоит в том, чтобы обеспечить максимально быстрый доступ к достоверным данным. Для этого применяются системы управления базами данных, электронные архивы, системы поиска и другие программно-технические средства. Окончательный выбор инструмента зависит от типа информации, однако в первую очередь технология должна обеспечивать единство информационного пространства государства и возможность многопользовательской работы с разграниченными правами доступа. Обязательным условием эффективности построения систем управления знаниями является полная интеграция всех компонентов единой базы знаний, таких, как единый каталог (классификатор) знаний, хранилище и системы управления документами, поиска информации и др. Преимущества внедрения систем управления знаниями очевидны: оптимизация затрат, сокращение времени поиска информации, сокращение затрат при устранении дублирования работ (НИОКР, подготовки регламентов), рост количества внедренных результатов НИОКР, рацпредложений и др. Кроме того, система управления знаниями приносит дополнительную ценность — повышение информируемости сотрудников и, соответственно, рост организационной культуры. Современные технологии могут решить многие задачи, которые еще вчера казались невыполнимыми, однако нельзя сводить вопрос эффективности использования знаний только к ним. Должна быть создана единая организационная система, в которой задействованы технические средства и различные формы личного общения, система мотивации и многое другое.

Управленческое решение в повседневной практике является продуктом управленческого труда, мыслительной деятельности человека. Это один из возможных способов достижения цели, признанный наиболее эффективным по определенному критерию (критерию оптимальности). Важной задачей при принятии управленческих решений является их информационная и экспертная поддержка, подразумевающая сбор, обобщение и передачу информации, знаний, необходимых для принятия своевременных и качественных управленческих решений. Научно-экспертная, информационная база, система поддержки принятия решений являются необходимым условием принятия качественных управленческих решений в любой сфере деятельности (бизнес, государственное управление и т.п.) и на любом уровне (от низших звеньев госаппарата до первых лиц государства).


Цикл принятия решения включает в себя следующие этапы:

определение целей и задач;

поиск альтернативных вариантов действий;

выбор оптимального курса действий из альтернативных вариантов;

осуществление выбранного варианта, составление бюджета;

сравнение полученных и планируемых результатов, контроль и регулирование, корректировка деятельности.

По каждому из указанных этапов должна проводиться научно-аналитическая поддержка принятия решений и совершения тех или иных управленческих действий. При всех различиях в подходах к организации систем управления знаниями, практически все эксперты сходятся в том, что, прежде всего, необходимо построить автоматизацию таким образом, чтобы сотрудники, принимающие решения либо обеспечивающие принятие решений, могли оперативно получить доступ к качественной научной информации. Для этого необходимо создать эффективную инфраструктуру коллективного контролируемого доступа органов государственной власти, государственных служащих к научной информации посредством различных механизмов: хранилища данных, универсальной системы каталогизации, рубрикаторов, системы поддержки принятия решений, система поиска информации (с полноценной поддержкой используемых языков), корпоративных порталов разных уровней.

Система управления знаниями должна обеспечивать контроль за осуществлением следующих процессов:

создание новых знаний;

использование имеющихся знаний при принятии решений;

воплощение знаний в продуктах и услугах;

представление знаний в документах, базах данных, программном обеспечении;

передача существующих знаний;

обеспечение доступа к необходимым знаниям;

защита знаний.

В наиболее общем виде система управления знаниями включает в себя:

методологию управления знаниями и инновациями (нормативное и методическое обеспечение);

IT-механизмы поддержки процессов накопления и управления знаниями и инновациями;

обучение сотрудников работе с системой.

Таким образом, происходит упорядочение основных процессов, формирующих жизненный цикл знаний и инноваций: выявление и сбор, оформление и обобщение, распространение, адаптация и поддержка внедрения. Управление знаниями – это непрерывный процесс, направленный на создание, накопление и применение знаний. Критерием его эффективности является возможность государственных служащих своевременно получить требуемое знание.

Основные составляющие системы управления знаниями включают в себя следующие этапы.

Планирование. Планирование знаний относится к стратегическим процессам. В ходе планирования знаний проводится анализ текущих знаний, их сопоставление с мировыми стандартами, выявляются «узкие места». Определяются знания, недостающие для повышения эффективности и результативности государственного управления и технологической модернизации, происходит предварительная оценка знаний, которые потребуются в будущем для реализации стратегии развития.


Сбор. Стадии сбора должна предшествовать работа по созданию системы комплексной мотивации для лиц, производящих новое знание (научные сотрудники, ученые, эксперты, рационализаторы и др.). На этой стадии определяются внутренние и внешние носители знаний, происходит аккумулирование явных и неявных знаний, необходимых для обеспечения конкурентного преимущества и модернизации. При сборе знаний, так же как и при планировании, особую важность представляет оценка знаний.

Систематизация. При систематизации должна быть разработана классификация аккумулированных знаний (например, принципиально важные, практические и стратегические знания), обеспечено их хранение, по возможности проведена трансформация знаний из неявных в явные. Знания должны накапливаться и храниться в доступной для государственных служащих базе знаний, что подразумевает также создание эффективной системы ее защиты.

Распределение. Распределение знаний включает обмен знаниями как в рамках отечественных пользователей, так и за рубежом.

Капитализация. Перевод нематериальных активов (знаний) в материальные (материалы, технологии, услуги), воплощение знаний в патентах, ГОСТах, ТУ, «ноу-хау», документах, базах данных и описании программ позволяет сократить время и затраты на разработку продуктов, документов, программного обеспечения, совершенствовать методы государственного управления.

Процесс управления знаниями в целом подразумевает следующие элементы:

создание новых знаний;

обеспечение доступа к знаниям;

использование имеющихся знаний при принятии решений;

воплощение знаний в процессах, продуктах и/или услугах;

представление знаний в документах, базах данных, программном обеспечении и т.д.;

стимулирование роста знаний;

передача существующих знаний.

 

§2 Направления стратегического планирования в контексте модернизации: политика инновационного развития, наука, образование

Цель стратегического планирования состоит в разработке институциональных, организационных и иных мер по обеспечению конституционных прав и свобод, высокого качества жизни российских граждан, по достижению устойчивого развития Российской Федерации и укреплению обороны и безопасности государства за счет рационального использования национальных ресурсов и потенциала гражданского общества. В ходе стратегического планирования анализируются вызовы и угрозы и вырабатываются меры по их парированию.

Разработка современной стратегии социально-экономического развития должна осуществляться на основе критического анализа существующих подходов, опыта реформ Российской Федерации в 1992-2012 гг. При этом особое внимание в плане стратегического планирования должно быть уделено проблемам развития фундаментальной науки и образования как базовым отраслям постиндустриального общества.


Как отмечал Д.Белл: «Концепция постиндустриального общества оперирует, прежде всего, изменениями в общественной структуре (курсив Д.Белла), уделяя внимание направлению, в котором трансформируется экономика и перестраивается система занятости, а также новым взаимоотношениям между теорией и практикой, в особенности между наукой и технологией»[31]. При этом общественная структура представляет собой систему ролей «предназначенных для координации человеческих поступков и направленных на достижение определенных целей».

Современный этап общественного развития базируется на достижениях фундаментальной науки, практическое использование результатов которых позволило осуществить во второй половине XX века технологический прорыв по многим направлениям. Принято считать[32], что определенным периодам развития общества соответствует определенный набор доминирующих технологий, который получил название технологического уклада. Главным риском перспективного технологического уклада является формирование недружелюбного технологического пространства как среды обитания человека. Это представляет определенную угрозу для живых организмов в виду отсутствия естественного иммунитета к технологической среде.

Для снижения рисков и парирования возникающих угроз необходимо уже на стадии разработки конкретной технологии проводить исследования по оценке безопасности, разработке норм по их применению, а также критериев и специальных мер безопасности, включая законодательное и нормативное правовое обеспечение. Это направление получило название «экология технологий»[33].

С учетом интенсивности развития, опыта использования, специфики разработки и масштаба влияния представляется, что в настоящее время особое внимание необходимо уделять проблемам обеспечения безопасности применительно к информационно-коммуникационным, био- и нанотехнологиям.

Проблема обеспечения безопасности биотехнологий, например, представляется тем более важной, что они лежат в основе современного производства продовольствия[34], поэтому ошибки в этой области могут привести к непредсказуемым последствиям как в обозримом будущем, так и в отдаленной перспективе. Применительно к нанотехнологиям, проблема заключается в том, что в настоящее время не изучены механизмы взаимодействия наночастиц с биообъектами, неизвестно, как воздействуют наночастицы на организм человека. Кроме того, отсутствуют средства детектирования наночастиц, средства индивидуальной защиты, препятствующие проникновению наночастиц в организм человека. С учетом перспективного диапазона использования нанотехнологий появляются новые угрозы и риски, требующие специальных мер по их минимизации и парированию.

Следовательно, при создании современной наноиндустрии необходимо предусмотреть широкий спектр исследований и разработок, направленных на обеспечение безопасности, включая создание нормативной правовой базы и соответствующих санитарных норм и требований. При этом особое внимание необходимо уделить развитию нанодозиметрии, задачей которой должна стать разработка методов обнаружения наноматериалов и их идентификации, а также разработке методов и средств индивидуальной защиты.

Приведенные примеры наглядно демонстрируют, что жизнедеятельность человека зависит от используемых технологий, и по мере дальнейшего технологического развития эта зависимость будет только усиливаться. Однако следует отметить, что в настоящее время во многих случаях отсутствуют подходы, позволяющие уже на стадии разработки определить степень опасности новых технологий, что повышает риск создания продукции, способной оказать негативное влияние на человека. В связи с этим необходима разработка методологии планирования технологий, одной из задач которой должна стать минимизация риска негативного воздействия.

Таким образом, планирование технологий есть важнейший компонент стратегического планирования.








Date: 2015-09-03; view: 478; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию